ГОСТ 21345-78
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КРАНЫ КОНУСНЫЕ,
ШАРОВЫЕ И ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ
НА УСЛОВНОЕ ДАВЛЕНИЕ
РУ £ 25 МПа (250 кгс/см2)
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ИПК
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КРАНЫ Общие технические условия Lifting-plug, ball and |
ГОСТ |
Дата введения 01.01.80
Настоящий стандарт
распространяется на конусные, шаровые и цилиндрические краны общепромышленного
назначения на условное давление Ру £ 25
МПа (250 кгс/см2), изготавливаемые для нужд народного хозяйства и
экспорта.
Дополнительные требования для
экспорта, в том числе в страны с тропическим климатом – по ГОСТ 26304.
Стандарт не распространяется
на краны для специальных условий эксплуатации: АЭС, работающие в режиме
регулирования, краны из сталей, стойких к сульфидному коррозионному
растрескиванию, из неметаллических материалов, футерованные и сантехнические.
(Измененная редакция, Изм. №
3).
1.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Краны должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего
стандарта, технических условий на конкретные краны по рабочим чертежам,
утвержденным в установленном порядке.
1.2. Основные параметры – по ГОСТ 9702.
1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. № 3).
1.3. Условные, пробные и рабочие давления – по ГОСТ 356.
1.4. Присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей
фланцев – по ГОСТ 12815 и (или) по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. №
3).
1.5. Строительные длины – по ГОСТ 14187 и нормативно-технической
документации (НТД) на конкретные краны.
1.6. Муфтовые концы – по ГОСТ 6527.
1.7. Цапковые концы – по ГОСТ 2822.
Штуцерные концы – по ГОСТ
13955.
Концы под приварку – по
рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. №
3).
1.8. Фланцевые краны должны изготовляться с отверстиями в
присоединительных фланцах.
По заказу потребителей допускается изготовление присоединительных
фланцев без отверстий под болты и шпильки.
1.9. Отклонение от параллельности уплотнительных поверхностей
присоединительных фланцев кранов на каждые 100 мм диаметра не должно превышать
значений, указанных в табл. 1.
Таблица 1
Размеры в миллиметрах
Условное |
Условный проход Dy |
Отклонения от параллельности |
До 1,6 (16) включ. |
До 200 включ. |
0,20 |
Св. 200 |
0,30 |
|
2,5; 4,0 (25, 40) |
Все размеры |
0,20 |
6,4 (64) и свыше |
До 200 включ. |
0,10 |
Св. 200 |
0,15 |
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.10. Оси резьб в муфтах, цапках и штуцерах проходных кранов должны составлять
угол 180°, а трехходовых – 90°. Предельное отклонение – не более ±1°.
(Измененная редакция, Изм. №
3).
1.11. Проходные краны, предназначенные для газа, должны иметь упор, ограничивающий
поворот пробки от полного открывания до полного закрывания крана в пределах
90°.
1.12. Поворот пробки для закрывания кранов, имеющих ограничение поворота
пробки, должен производиться по часовой стрелке.
1.13. В кранах, имеющих пробку с квадратом «под ключ», на торце квадрата
должно быть указано расположение проходных отверстий в пробке по ГОСТ 4666.
В проходных и
пробно-спускных кранах, имеющих пробку с ручкой или барашком, направление ручки
или барашка должно соответствовать направлению прохода в пробке, если нет
других указателей поворота.
1.14. Метрическая резьба – по ГОСТ 24705 с полями допусков по ГОСТ 16093. Сбег резьбы, проточки, недорезы и фаски – по ГОСТ 10549.
1.15. Трубная цилиндрическая резьба – по ГОСТ 6357.
1.16. Неуказанные допуски соосности и симметричности – по 11-й степени
точности ГОСТ 24643.
Отклонения обрабатываемых
угловых размеров, не ограниченных допусками, не должны превышать допуска по АТ’a13 по ГОСТ
8908.
Предельные отклонения
радиусов обрабатываемых поверхностей, не ограниченных допусками, – по классу
«очень грубый» ГОСТ 25670*.
* С 1 января 2004 г. введен в действие ГОСТ
30893.1-2002.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).
1.17. Предельные отклонения размера «под ключ» для необработанных литых
шестигранных поверхностей деталей не должны превышать указанных в табл. 2.
Таблица 2
В миллиметрах
Номинальный |
От 19 до 30 |
От 32 до 50 |
От 55 до 60 |
От 70 до 105 |
Предельное отклонение |
-1,3 |
-2,0 |
-2,4 |
-2,8 |
1.18. Вмятины и заусенцы на
поверхности резьбы, препятствующие навинчиванию проходного калибра, не
допускаются.
Для метрических резьб,
выполняемых с полями допусков 8g и 7Н, и трубных резьб,
выполняемых по классу точности В, не допускаются рванины и выкрашивания на
поверхности резьб, выходящие по глубине за пределы среднего диаметра резьбы и
имеющие общую протяженность по длине более половины витка.
На метрических резьбах,
выполняемых с полями допусков 6g и 6Н, и трубных резьбах,
выполняемых по классу точности А, на резьбах деталей из коррозионно-стойких и
жаростойких сталей, независимо от класса точности и поля допуска резьбы,
вмятины, заусенцы и выкрашивания не допускаются.
На резьбовых втулках,
заготовки для которых изготовляются литьем, не допускается более трех раковин
размером и глубиной до 3 мм на последнем витке с каждой стороны.
1.19. Проверка качества термообработки измерением твердости не должна вести
к порче рабочих поверхностей деталей.
При невозможности
определения твердости без повреждения рабочих поверхностей допускается
проводить проверку на образце-свидетеле из того же материала.
1.20. Сварные швы должны быть очищены от шлака и брызг. Переход от
основного металла к наплавленному должен быть плавным, без надрезов и наплывов.
1.21. Перед сборкой все детали должны быть очищены от загрязнений.
Не допускаются к сборке
детали, имеющие забоины и другие механические повреждения на рабочих поверхностях
сопрягаемых деталей.
(Измененная редакция, Изм. №
3).
1.22. Конусные уплотнительные поверхности корпусов и пробок перед сборкой
должны быть осушены и покрыты тонким слоем бескислотной смазки.
Допускается смазку
уплотнительных поверхностей не производить.
1.23. В собранных кранах шпильки должны быть завернуты до упора, концы
болтов и шпилек должны выступать из гаек не менее чем на один шаг резьбы.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
1.24. После окончательного уплотнения асбестовой сальниковой набивки втулка
(кольцо) сальника должна войти в гнездо не более чем на 30 %, а для резиновой
набивки – не более чем на 60 % своей высоты.
Величина погружения втулки
(кольца) сальника в гнездо при применении других набивок – согласно НТД на
конкретные краны.
(Измененная редакция, Изм. №
1).
1.25. Материалы деталей и сварных швов, работающих под давлением, должны
быть прочными и плотными. Негерметичность соединений деталей и узлов,
работающих под давлением, не допускается.
(Измененная редакция, Изм. №
3).
1.25а. Требования по герметичности затвора указывают в технических условиях
на краны конкретных видов.
(Введен
дополнительно, Изм. № 3).
1.26. Партия кранов, отгружаемых в один адрес по одному сопроводительному
документу, должна сопровождаться не менее чем двумя комплектами
эксплуатационной документации:
– паспортом;
– техническим описанием и
инструкцией по эксплуатации.
В комплект кранов с
невстроенными приводами должны дополнительно входить паспорт, техническое
описание и инструкция по эксплуатации на привод.
По требованию заказчика
изготовитель обеспечивает эксплуатационной документацией в необходимом
количестве. Запрещается эксплуатация кранов при отсутствии эксплуатационной
документации.
1.27. Показатели надежности, критерии отказов и предельного состояния
должны быть указаны в технических условиях на краны конкретных видов.
1.26, 1.27. (Измененная редакция, Изм. № 3).
2.
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Требования безопасности – по ГОСТ 12.2.063.
(Измененная редакция, Изм. №
1).
2.2. (Исключен, Изм. № 1).
3.
ПРИЕМКА
3.1. Для проверки соответствия кранов требованиям настоящего стандарта следует
проводить приемосдаточные, периодические и типовые испытания.
(Измененная редакция, Изм. №
3).
3.2. Приемосдаточным испытаниям должен подвергаться каждый кран до
окраски. Краны подвергают внешнему осмотру и следующим проверкам:
– на прочность и плотность
материала (п. 1.25)
деталей и сварных швов, внутренние полости которых находятся под давлением
среды;
– на герметичность затвора
(п. 1.25а)
сальниковых уплотнений и прокладочных соединений, уплотнений пневмо- и
гидропривода, насоса, фильтра-осушителя, мультипликатора и других узлов и
соединений пневмо- и гидросистем;
– на работоспособность.
3.1, 3.2. (Измененная редакция, Изм. № 3).
3.3. Периодическим испытаниям должны подвергаться краны не реже одного
раза в три года. Объем выборки и контролируемые показатели – в соответствии с
требованиями НТД на краны конкретных исполнений.
Допускается замена
периодических испытаний подконтрольной эксплуатацией или сбором информации об
эксплуатационной надежности кранов.
(Измененная редакция, Изм. №
1, 2, 3).
3.4. Типовые испытания должны проводиться при изменении конструкции или
технологии изготовления кранов, если эти изменения могут повлиять на их
технические характеристики и работоспособность изделий.
(Измененная редакция, Изм. №
3).
4.
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1а. Внешним осмотром проверяют комплектность изделия, полноту и
правильность маркировки.
Контроль размеров, указанных
на сборочном чертеже, проводят с помощью универсального или специального
измерительного инструмента.
4.16. Краны испытывают на стендах с использованием контрольно-измерительных
средств, обеспечивающих заданные условия испытаний и погрешности измерений параметров.
4.1в. Предельные отклонения от номинальных значений измеряемых параметров,
не указанные в технических условиях на краны конкретных видов, не должны
превышать:
±5 % – для давления;
±5 % – для температуры;
±2 % – для времени.
4.1а – 4.1в. (Введены дополнительно, Изм. № 3).
4.1. Проверка твердости термообработанных деталей (п. 1.19) – по ГОСТ 9012 и ГОСТ 9013.
4.2. Методы и объемы контроля сварных швов должны оговариваться в
соответствующей конструкторской документации.
4.3. Испытания на прочность и плотность материала (п. 1.25) и сварных швов кранов
должны проводиться водой пробным давлением (Рпр). Давление должно подаваться в
один из патрубков крана при заглушенных остальных патрубках. Положение затвора
должно обеспечивать поступление воды во внутренние полости крана. Испытание
пробно-спускных кранов должно проводиться при закрытом положении пробки и
незаглушенном выходном патрубке.
Испытания на прочность и
плотность материала кранов должны проводиться при постоянном давлении, затем
давление снижают до условного или рабочего, при котором осматривают кран.
Допускается:
– не снижать давление до
условного (рабочего), а осматривать кран при пробном давлении;
– испытаниям на прочность и
плотность материала подвергать краны как в собранном виде, так и отдельные детали.
Материал считают прочным,
если не обнаружено механических разрушений или видимых остаточных деформаций.
Материал деталей и сварные
швы считают плотными, если не обнаружено течи, потения.
4.4. Краны на Рр 0,1
кгс/см2, предназначенные для газа, допускается испытывать на
прочность и плотность материала воздухом давлением Рпр 1,1 кгс/см2.
Контроль плотности проводят
пузырьковым методом – способом обмыливания или погружением в воду.
4.2 – 4.4. (Измененная редакция, Изм. № 3).
4.5. При гидравлических испытаниях необходимо обеспечить вытеснение
воздуха из внутренних полостей крана, пневмо- и гидропривода и других узлов.
Вода, оставшаяся после
испытаний, должна быть удалена.
4.6. Испытание на прочность и плотность материала и сварных швов пневмо- и
гидроприводов, гидроприставок, насосов, фильтроосушителей, мультипликаторов и
других узлов пневмо- и гидросистем должно проводиться водой или другой
жидкостью давлением Рпр.
4.7. Испытание на прочность и плотность материала и сварных швов рубашек
обогрева или охлаждения корпусов кранов должно проводиться водой давлением,
указанным в рабочих чертежах.
4.8. Испытания на герметичность прокладочных соединений и сальниковых
уплотнений следует проводить подачей воды давлением Ру или Рр во входной патрубок при
положении затвора, обеспечивающем попадание воды в корпус, и заглушённых
остальных патрубках.
Прокладочные соединения и
сальниковые уплотнения считают герметичными, если не обнаружено течи. Метод
контроля – визуальный.
4.9. Испытания на герметичность в затворе проводят в соответствии с
методами, указанными в технических условиях на краны конкретных видов.
4.7 – 4.9. (Измененная редакция, Изм. № 3).
4.10. Краны на Рр
менее 0,4 кгс/см2 на герметичность затвора, прокладочных соединений
и сальниковых уплотнений должны быть испытаны давлением 0,5 кгс/см2.
4.11. Краны, предназначенные для газообразных взрывоопасных,
легковоспламеняющихся и токсичных сред, по требованию потребителя должны
дополнительно испытываться на плотность сварных швов, герметичность затвора и
сальниковых уплотнений давлением воздуха, равным рабочему Рр, но не более 6 кгс/см2.
Испытания проводят по
программе предприятия-изготовителя. Объемы испытаний должны соответствовать
указанным в табл. 3.
Таблица 3
Условный |
Количество испытуемых образцов |
До 40 |
0,1 |
Св. |
0,2 |
« 300 « 700 » |
0,2 |
« 700 |
0,2 |
Результаты испытаний кранов одного условного прохода могут быть
распространены на другие краны, аналогичные по конструкции и технологии
изготовления.
4.12. Детали, в которых пропуск среды или «потение» через металл,
выявленные при испытании, исправлены заваркой, должны быть повторно подвергнуты
испытаниям по пп. 4.3, 4.4 и 4.11.
4.13. Гидравлические испытания конусных кранов на Ру до 1,6 МПа (16 кгс/см2) включительно на
плотность, герметичность затвора, прокладочных соединений и сальниковых
уплотнений допускается проводить давлением Рпр.
4.14, 4.15. (Исключены, Изм. №
3).
4.16. Испытание на герметичность уплотнений пневмо- и гидропривода, насоса,
фильтра-осушителя, мультипликатора и других узлов и соединений пневмо- и
гидросистем следует проводить давлением Ру или Рр.
4.17. При испытании на работоспособность кранов с ручным приводом следует
провести:
– один цикл
«открыто-закрыто» при отсутствии давления. Испытание допускается проводить при
сборке крана;
– один цикл
«открыто-закрыто» при одностороннем давлении воды на пробку Ру или Рр или заданном максимальном
перепаде давления.
4.18. При испытании на работоспособность кранов с приводом необходимо
провести с помощью последнего:
– два цикла
«открыто-закрыто» при отсутствии давления на пробку;
– два цикла «открыто-закрыто»
при одностороннем давлении воды на пробку Ру или Рр
или заданном перепаде давления.
Для кранов с пневмоприводом
– по два цикла «открыто-закрыто» при максимальном и минимальном давлении
управляющей среды и при одностороннем давлении Ру или Рр или заданном максимальном
перепаде давления.
4.19. При испытании на работоспособность кранов с дублирующим устройством
необходимо произвести поворот пробки на 15° при одностороннем давлении на
пробку.
4.17 – 4.19. (Измененная редакция, Изм. № 3).
4.20. (Исключен, Изм. № 3).
4.21. Контроль массы следует проводить в соответствии с методами,
указанными в технических условиях на краны конкретных видов.
(Введен
дополнительно, Изм. № 3).
5.
МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1. Маркировка и отличительная окраска кранов – по ГОСТ 4666 и НТД.
5.2. Краны должны быть подвергнуты консервации по ГОСТ 9.014 и НТД.
5.1, 5.2. (Измененная редакция, Изм. № 1).
5.3. Краны с условными проходами Dy
до 200 мм включительно должны быть упакованы
в тару по ГОСТ 2991 или ГОСТ 10198 или контейнеры. Упаковка должна обеспечивать защиту кранов от
повреждений во время перевозок транспортом всех видов и хранения.
(Измененная редакция, Изм. № 3).
5.4. Пробки кранов должны быть установлены в положение «открыто».
5.5. При упаковке допускается снимать с кранов маховики, ручки, редукторы,
приводы и упаковывать в ту же или другую тару. В этом случае привод должен
иметь соответствующую маркировку, облегчающую его сборку с краном.
5.6. Маркировка транспортной тары – по ГОСТ 14192.
5.7. Краны Dy
свыше 200 мм в тару не упаковывают, а
устанавливают на прочном основании (поддоне), при этом краны должны быть
надежно закреплены, внутренние полости предохранены от загрязнений, а
привалочные поверхности и навесные устройства – от повреждений.
(Измененная редакция, Изм. №
3).
5.8. Допускается транспортирование кранов без упаковки в тару, а также без
установки на основании, при этом установка кранов на транспортные средства
должна исключать возможность ударов их друг от друга, внутренние поверхности
должны быть предохранены от загрязнений, а привалочные поверхности и навесные
устройства – от повреждений.
5.9. Условия транспортирования и хранения кранов с электроприводом – 4
(Ж2), остальные – 7 (Ж1) по ГОСТ 15150, если другие не указаны в технических условиях на краны конкретных
видов.
(Измененная редакция, Изм. №
3).
5.10. Краны перевозят транспортом всех видов в соответствии с правилами
перевозок грузов, действующими на транспорте данного вида.
(Введен
дополнительно, Изм. № 1).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН
Министерством химического и нефтяного машиностроения
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В
ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от
15.08.78 № 2214
3. ВЗАМЕН ГОСТ 7520-66 и ГОСТ 21345-75
4. ССЫЛОЧНЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение |
Номер раздела, пункта |
ГОСТ 9.014-78 |
5.2 |
ГОСТ 12.2.063-81 |
2.1 |
ГОСТ 356-80 |
1.3 |
ГОСТ 2822-78 |
1.7 |
ГОСТ 2991-85 |
5.3 |
ГОСТ 4666-75 |
1.13, 5.1 |
ГОСТ 6357-81 |
1.15 |
ГОСТ 6527-68 |
1.6 |
ГОСТ 8908-81 |
1.16 |
ГОСТ 9012-59 |
4.1 |
ГОСТ 9013-59 |
4.1 |
ГОСТ 9702-87 |
1.2 |
ГОСТ 10198-91 |
5.3 |
ГОСТ 10549-80 |
1.14 |
ГОСТ 12815-80 |
1.4 |
ГОСТ 13955-74 |
1.7 |
ГОСТ |
1.5 |
ГОСТ 14192-96 |
5.6 |
ГОСТ 15150-69 |
5.9 |
ГОСТ 16093-2004 |
1.14 |
ГОСТ 24643-81 |
1.16 |
ГОСТ 24705-2004 |
1.14 |
ГОСТ 25670-83 |
1.16 |
ГОСТ 26304-84 |
Вводная часть |
5. Ограничение срока действия
снято Постановлением Госстандарта СССР от 27.04.89 № 1163
6. ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1,
2, 3, утвержденными в феврале 1984 г., феврале 1987 г., апреле 1990 г. (ИУС
6-84, 5-87, 7-90)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Технические требования. 1 2. Требования безопасности. 4 3. Приемка. 4 4. Методы испытаний. 4 5. Маркировка, упаковка, |