Работаем по всей России
Часы работы: Пн-Пт, 10:00-22:00
+7 ()
Обратный звонок

ГОСТ 24396-88

Получить консультацию специалиста

Ошибка: Контактная форма не найдена.

Оставляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

КАБИНА САМОЛЕТА
ДЛЯ ДВУХ ЛЕТЧИКОВ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ОСНОВНЫХ
И АВАРИЙНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСТ 24396-88

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО СТАНДАРТАМ
Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КАБИНА САМОЛЕТА ДЛЯ ДВУХ ЛЕТЧИКОВ

Общие требования к размещению основных и
аварийных органов управления

Aircraft cabin for
two pilots.
Main and emergency controls location general requirements

ГОСТ
24396
88

Дата введения 01.07.89

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к
размещению основных и аварийных органов управления в кабине самолета, в состав
экипажа которого входят два летчика (независимо от общего числа членов экипажа),
сидящих рядом на расстоянии между осями симметрии их кресел не более 1050 мм, с
общим центральным пультом и креслами, допускающими незафиксированные позы
летчиков на всех режимах полета.

Стандарт не распространяется на кабины самолетов, оборудованные
катапультными креслами.

Термины и их пояснения приведены в приложении.

1. Размещение органов управления должно соответствовать
указанному на черт. 1 и в табл. 1.

Черт. 1

Обозначение
органа управления

Выполняемая функция

Местоположение органов управления

Оператор

Примечание

1

Управление по каналам
тангажа и крена

Штурвал самолета

Левый и правый летчики

2

Управление по каналу курса

Педали управления

Левый и правый летчики

3

Управление режимами работы
двигателей

Центральный пульт

Левый и правый летчики

4

Управление колесами
передней опоры шасси на режимах взлета и посадки

Педали управления

Левый и правый летчики

 

5

Управление торможением
колес шасси

Педали управления

Левый и правый летчики

6

Управление балансировкой по
усилиям в канале тангажа (электрическое)

На штурвале под левую руку для
левого летчика, под правую руку для правого летчика

Левый и правый летчики

При использовании
стабилизатора для балансировки по усилиям орган управления триммером руля
высоты (механизмом триммерного эффекта) допускается только как резервный под пломбой.
В этом случае орган управления триммером руля высоты следует располагать
вблизи органов управления 15 и 16

7

Управление углом установки
стабилизатора, имеющего несколько фиксированных положений

На центральном пульте
кабины в зоне, установленной для рычага 15

Левый и правый летчики

 

8

Управление оперативным
отключением автопилота от системы штурвального управления

На штурвале под левую руку
для левого летчика, под правую руку для правого летчика

Левый и правый летчики

9

Аварийное отключение
автопилота

На штурвале под левую руку
для левого летчика, под правую руку для правого летчика

Левый и правый летчики

При наличии оперативного
отключения автопилота размещать на штурвале под правую руку для левого
летчика, под левую руку для правого летчика

10

Управление выпуском штанги
дозаправки топливом в полете

На штурвале под левую руку
для левого летчика, под правую руку для правого летчика

Левый и правый летчики

11

Управление выпуском тормозного
парашюта

На штурвале под правую руку
для левого летчика, под левую руку для правого летчика

Левый и правый летчики

12

Управление открытием огня

На штурвале под правую руку
для левого летчика, под левую руку для правого летчика

Левый и правый летчики

13

Включение радиосвязи

На штурвале под левую руку
для левого летчика, под правую руку для правого летчика

Левый и правый летчики

14

Включение внутрисамолетной
связи

На штурвале под левую руку для
левого летчика, под правую, руку для правого летчика

Левый и правый летчики

Допускается объединение
органов управления 13 и 14

15

Управление балансировкой по усилиям в канале тангажа
(механическое)

В средней части центрального пульта кабины слева и
справа или только слева в зависимости от расстояния между летчиками в зоне II, допускается в зоне I

Левый и правый летчики

При наличии двух органов управления каждый летчик
управляет одним

16

Управление балансировкой по усилиям в канале крена

В задней части центрального пульта кабины по его оси
симметрии или слева от нее в зоне II, допускается в зоне III

Левый и правый летчики

17

Управление балансировкой по усилиям в канале курса

В задней части центрального пульта кабины по его оси
симметрии или слева от нее, за органом управления 16 в зоне III, допускается в зоне II

Левый и правый летчики

18

Управление аварийным рассоединением проводок
управления самолетом

В задней части центрального пульта кабины в зоне III, допускается в зоне II

Левый и правый летчики, третий член экипажа, рабочее
место которого размещено у центрального пульта кабины летчиков и
ориентировано лицом по направлению полета; (далее – третий член экипажа}

19

Управление закрылками и
предкрылками

В средней части
центрального пульта кабины, справа от органов управления режимами работы
двигателей в зоне II, допускается в зоне I

Левый и правый летчики

Допускается наличие раздельного
(основного) управления закрылками и предкрылками

20

Управление интерцепторами,
воздушными тормозами

В средней части
центрального пульта кабины слева от органов управления режимами работы
двигателей в зоне II, допускается в зоне I

Левый и правый летчики

21

Управление стреловидностью
крыла

В передней части
центрального пульта кабины слева в зоне I

Левый летчик

22

Управление уборкой и
выпуском шасси

В левой части правой приборной
доски, правой части центральной приборной доски летчиков

Правый летчик

При установке на приборной
доске летчиков шести многофункциональных экранных индикаторов допускается
установка органа управления в передней части верхнего пульта летчиков или под
ним

23

Рулежное управление
колесами передней опоры шасси

На левом пульте в зоне II

Левый летчик

При необходимости для
обеспечения удобства руления орган управления устанавливается у правого
летчика

24

Управление аварийным торможением
колес шасси

В передней части
центрального пульта кабины слева в зоне I

Левый летчик

25

Управление остановом двигателей

В средней части центрального пульта кабины слева и справа
или сзади органов управления режимами работы двигателей в зоне II, допускается в зоне I

Левый и правый летчики, третий член экипажа

Допускается объединять с органами управления режимами
работы двигателей. При наличии в составе экипажа бортинженера с основным
рабочим местом у борта необходима установка резервных органов останова
двигателей на его рабочем месте

26

Управление реверсом тяги

В средней части центрального пульта кабины
непосредственно перед органами управления режимами работы двигателей или на
них в зоне I

Левый и правый летчики

27

Управление запуском двигателей в воздухе

На верхнем пульте летчиков в зоне II. Допускается установка на центральном пульте кабины

Левый и правый летчики, третий член экипажа

28

Включение режимов системы автоматического управления

На козырьке приборной доски летчиков

Левый и правый летчики

Для летчиков, одетых в специальное снаряжение, а
козырьке приборной доски устанавливают два пульта – для левого и правого
летчиков. Для летчиков, одетых в летние костюмы, допускается установка на
козырьке одного пульта

29

Строевое управление автопилотом

В задней части центрального пульта кабины по его оси
симметрии или слева от нее в зоне II

Левый и правый летчики

30

Управление отключением автомата тяги

На органах управления режимами работы двигателей

Левый и правый летчики

Для левого летчика – на крайнем левом органе, для
правого – на крайнем правом

31

Управление противопожарной системой

На верхнем пульте летчиков в зоне I или II

Левый и правый летчики, третий член экипажа

32

Управление перекрывными топливными кранами (перед
двигателями)

В зоне, установленной для органов останова
двигателей. Зона II

Левый и правый летчики, третий член экипажа

Если перекрывные топливные краны закрываются только
в случае пожара, то органы управления ими следует размещать на щитке
управления противопожарной системой 31 или вблизи него

33

Переключение системы приемников воздушного давления
на резервное питание

На левом пульте – для левого летчика, на правом пульте
– для правого летчика. Зона II. Допускается в
зоне III

Левый и правый летчики

34

Управление открытием аварийного люка

На левом пульте – для левого летчика, на правом
пульте – для правого летчика. Зона II. Допускается в зоне III

Левый и правый летчики

35

Включение сигнализации об
аварийных выходах, об аварийном покидании самолета

На левом пульте в зоне II, допускается в зоне III

Левый летчик

36

Управление аварийным
сбросом давления в кабине

На верхнем пульте в зоне II

Правый летчик, третий член
экипажа

Допускается на правом
пульте

Правый летчик

 

37

Управление внешним
светотехническим оборудованием

На верхнем пульте летчиков
в зоне I, допускается в зоне II

Правый летчик

38

Управление флюгированием
винтов маршевых двигателей

На верхнем пульте летчиков
в зоне II, допускается на
центральном пульте кабины в зоне II отдельно
или совместно с органами управления 25

Левый и правый летчики,
третий член экипажа

Примечания:

1.
В зависимости от конструкции самолета, состава экипажа и т. д., отдельные
органы управления могут не устанавливаться на рабочем месте летчика. При отсутствии
какого-либо органа управления взаимное размещение остальных органов управления
должно быть сохранено.

2. Допускается объединение органов управления балансировкой по усилиям
(электрических) в каналах тангажа, крена и курса в различных сочетаниях. При
этом воздействие на такой объединенный орган управления обеспечивает только
приведение к нулю усилий на соответствующих рычагах управления. Если
объединенный орган управления обеспечивает в том числе балансировку по усилиям
в канале тангажа, место его размещения такое, как органа управления 6.
Если такой орган управления обеспечивает балансировку по усилиям только в
каналах крена и курса, место его размещения – как органа управления 16.

2. Координаты размещения штурвала управления самолетом, педалей,
органов управления режимами работы двигателей и координаты при применении
укороченной колонки с миништурвалом относительно точки S должны соответствовать указанным на
черт. 2
и в табл. 2.

* Размер для справок.

А – точка проекции линии,
соединяющей середины обеих рукояток штурвала при нейтральном положении
поверхностей управления тангажом и креном самолета;
В – точка на контактной поверхности педалей, находящаяся на пересечении
линии перегиба подошвы (в месте соединения с каблуком) и оси симметрии педали;
D – центр рукояток органов управления режимами работы двигателей в
положении «малый газ»;
S – теоретическая точка взаимного пересечения трех плоскостей: плоскости
симметрии кресла, плоскости сиденья и плоскости спинки при среднем положении
кресла по вертикали;

1 – регулировка педалей; 2
перемещение педалей

Черт. 2

Таблица 2

Размеры, мм

Вид
штурвала
самолета

Расстояние
между осями
рукояток
штурвала

Расстояние
между центрами
левой и правой
«педалей

L,
не более

L1

L2

a

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Номин.

Пред. откл.

Обычный

340

+40

415

+25

-100

630

325

±10

640

±40

45°

+7°

-50

-3°

Миништурвал на
укороченной колонке

210

+90

-10

565

325

+10

540

±20

53°

±2°

3. При применении укороченной
колонки с миништурвалом значение рабочего хода педалей может сокращаться до 50 %.

4. Органы управления размещают в пределах зон функциональной
досягаемости для летчика, одетого в легкий костюм или специальное снаряжение в
зависимости от назначения самолета.

5. Органы управления, случайное воздействие на которые может
привести к аварийной ситуации, необходимо устанавливать так, чтобы исключить
возможность непроизвольного их перемещения.

6. Расстояние между двумя органами управления,
расположенными рядом, должно исключать непроизвольное одновременное воздействие
на них летчика при работе в перчатках.

7. Органы управления должны быть установлены так, чтобы при
их захвате и перемещении обеспечивалось естественное, удобное положение руки
летчика и удобное приложение усилий.

8. Размещение органов управления в технически обоснованных
случаях может уточняться решением макетной комиссии.

9. Размещение органов управления одного наименования и
назначения (режимами работы двигателей и др.) должно соответствовать
расположению управляемых объектов на самолете.

10. Расстояние между границей зон I, II и точкой S (черт. 2) должно
быть 400 мм, а между границей зон II, III
и точкой 5 – 150 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное

ТЕРМИНЫ И ИХ ПОЯСНЕНИЯ

Термин

Пояснение

Основной орган управления

Орган управления,
используемый членом экипажа при нормальном функционировании бортовых систем
или агрегатов самолета

Аварийный орган
управления

Орган управления,
используемый в аварийной ситуации

Резервный орган управления

Орган управления,
используемый для приведения в действие резервной системы в случае отказа
(невозможности использования) основной системы

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. ИСПОЛНИТЕЛИ

Г.Ф. Шитиков, канд. техн. наук
(руководитель темы); В.А. Каряка; А.Л. Луговенко; В.В. Коренков; И.В. Диденко

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.06.88 №2238

3. Срок проверки – 1994 г.;
периодичность проверки – 5 лет

Выполненные работы

Натуральные чаи «Чайные технологии»
Натуральные чаи «Чайные технологии»
О проекте

Производитель пищевой продукции «Чайные технологии» заключил контракт с федеральной розничной сетью «АЗБУКА ВКУСА» на поставку натуральных чаев.

Под требования заказчика был оформлен следующий комплект документов: технические условия с последующей регистрацией в ФБУ ЦСМ; технологическая инструкция; сертификат соответствия ГОСТ Р сроком на 3 года; декларация соответствия ТР ТС ЕАС сроком на 3 года с внесение в госреестр (Росаккредитация) с протоколами испытаний; Сертификат соответствия ISO 22 000; Разработан и внедрен на производство план ХАССП.

Выдали полный комплект документов, производитель успешно прошел приемку в «АЗБУКЕ ВКУСА». Срок реализации проекта составил 35 дней.

Что сертифицировали

Азбука Вкуса

Кто вёл проект
Дарья Луценко - Специалист по сертификации

Дарья Луценко

Специалист по сертификации

Оборудования для пожаротушения IFEX
Оборудования для пожаротушения IFEX
О проекте

Производитель оборудования для пожаротушения IFEX открыл представительство в России. Заключив договор на сертификацию продукции, организовали выезд экспертов на производство в Германию для выполнения АКТа анализа производства, часть оборудования провели испытания на месте в испытательной лаборатории на производстве, часть продукции доставили в Россию и совместно с МЧС РОССИИ провели полигонные испытания на соответствия требованиям заявленным производителем.

По требованию заказчика был оформлен сертификат соответствия пожарной безопасности сроком на 5 лет с внесением в госреестр (Росаккредитация) и протоколами испытаний, а также переведена и разработана нормативное документация в соответствии с ГОСТ 53291.

Выдали полный комплект документации, а производитель успешно реализовал Госконтракт на поставку оборудования. Срок реализации проекта составил 45 дней.

Что сертифицировали

Международный производитель оборудования
для пожаротушения IFEX

Кто вёл проект
Василий Орлов - Генеральный директор

Василий Орлов

Генеральный директор

Рассчитать стоимость оформления документации

Специалист свяжется с Вами в ближайшее время

Получить консультацию специалиста

Ошибка: Контактная форма не найдена.

Оставляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением