ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
КАБИНА САМОЛЕТА
ДЛЯ ДВУХ ЛЕТЧИКОВ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ОСНОВНЫХ
И АВАРИЙНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСТ 24396-88
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО СТАНДАРТАМ
Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
КАБИНА САМОЛЕТА ДЛЯ ДВУХ ЛЕТЧИКОВ Общие требования к размещению основных и Aircraft cabin for |
ГОСТ |
Дата введения 01.07.89
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к
размещению основных и аварийных органов управления в кабине самолета, в состав
экипажа которого входят два летчика (независимо от общего числа членов экипажа),
сидящих рядом на расстоянии между осями симметрии их кресел не более 1050 мм, с
общим центральным пультом и креслами, допускающими незафиксированные позы
летчиков на всех режимах полета.
Стандарт не распространяется на кабины самолетов, оборудованные
катапультными креслами.
Термины и их пояснения приведены в приложении.
1. Размещение органов управления должно соответствовать
указанному на черт. 1 и в табл. 1.
–Черт. 1
Обозначение |
Выполняемая функция |
Местоположение органов управления |
Оператор |
Примечание |
1 |
Управление по каналам |
Штурвал самолета |
Левый и правый летчики |
– |
2 |
Управление по каналу курса |
Педали управления |
Левый и правый летчики |
– |
3 |
Управление режимами работы |
Центральный пульт |
Левый и правый летчики |
– |
4 |
Управление колесами |
Педали управления |
Левый и правый летчики |
|
5 |
Управление торможением |
Педали управления |
Левый и правый летчики |
– |
6 |
Управление балансировкой по |
На штурвале под левую руку для |
Левый и правый летчики |
При использовании |
7 |
Управление углом установки |
На центральном пульте |
Левый и правый летчики |
|
8 |
Управление оперативным |
На штурвале под левую руку |
Левый и правый летчики |
– |
9 |
Аварийное отключение |
На штурвале под левую руку |
Левый и правый летчики |
При наличии оперативного |
10 |
Управление выпуском штанги |
На штурвале под левую руку |
Левый и правый летчики |
– |
11 |
Управление выпуском тормозного |
На штурвале под правую руку |
Левый и правый летчики |
– |
12 |
Управление открытием огня |
На штурвале под правую руку |
Левый и правый летчики |
– |
13 |
Включение радиосвязи |
На штурвале под левую руку |
Левый и правый летчики |
– |
14 |
Включение внутрисамолетной |
На штурвале под левую руку для |
Левый и правый летчики |
Допускается объединение |
15 |
Управление балансировкой по усилиям в канале тангажа |
В средней части центрального пульта кабины слева и |
Левый и правый летчики |
При наличии двух органов управления каждый летчик |
16 |
Управление балансировкой по усилиям в канале крена |
В задней части центрального пульта кабины по его оси |
Левый и правый летчики |
– |
17 |
Управление балансировкой по усилиям в канале курса |
В задней части центрального пульта кабины по его оси |
Левый и правый летчики |
– |
18 |
Управление аварийным рассоединением проводок |
В задней части центрального пульта кабины в зоне III, допускается в зоне II |
Левый и правый летчики, третий член экипажа, рабочее |
– |
19 |
Управление закрылками и |
В средней части |
Левый и правый летчики |
Допускается наличие раздельного |
20 |
Управление интерцепторами, |
В средней части |
Левый и правый летчики |
– |
21 |
Управление стреловидностью |
В передней части |
Левый летчик |
– |
22 |
Управление уборкой и |
В левой части правой приборной |
Правый летчик |
При установке на приборной |
23 |
Рулежное управление |
На левом пульте в зоне II |
Левый летчик |
При необходимости для |
24 |
Управление аварийным торможением |
В передней части |
Левый летчик |
– |
25 |
Управление остановом двигателей |
В средней части центрального пульта кабины слева и справа |
Левый и правый летчики, третий член экипажа |
Допускается объединять с органами управления режимами |
26 |
Управление реверсом тяги |
В средней части центрального пульта кабины |
Левый и правый летчики |
– |
27 |
Управление запуском двигателей в воздухе |
На верхнем пульте летчиков в зоне II. Допускается установка на центральном пульте кабины |
Левый и правый летчики, третий член экипажа |
– |
28 |
Включение режимов системы автоматического управления |
На козырьке приборной доски летчиков |
Левый и правый летчики |
Для летчиков, одетых в специальное снаряжение, а |
29 |
Строевое управление автопилотом |
В задней части центрального пульта кабины по его оси |
Левый и правый летчики |
– |
30 |
Управление отключением автомата тяги |
На органах управления режимами работы двигателей |
Левый и правый летчики |
Для левого летчика – на крайнем левом органе, для |
31 |
Управление противопожарной системой |
На верхнем пульте летчиков в зоне I или II |
Левый и правый летчики, третий член экипажа |
– |
32 |
Управление перекрывными топливными кранами (перед |
В зоне, установленной для органов останова |
Левый и правый летчики, третий член экипажа |
Если перекрывные топливные краны закрываются только |
33 |
Переключение системы приемников воздушного давления |
На левом пульте – для левого летчика, на правом пульте |
Левый и правый летчики |
– |
34 |
Управление открытием аварийного люка |
На левом пульте – для левого летчика, на правом |
Левый и правый летчики |
– |
35 |
Включение сигнализации об |
На левом пульте в зоне II, допускается в зоне III |
Левый летчик |
– |
36 |
Управление аварийным |
На верхнем пульте в зоне II |
Правый летчик, третий член |
– |
Допускается на правом |
Правый летчик |
|
||
37 |
Управление внешним |
На верхнем пульте летчиков |
Правый летчик |
– |
38 |
Управление флюгированием |
На верхнем пульте летчиков |
Левый и правый летчики, |
– |
Примечания:
1.
В зависимости от конструкции самолета, состава экипажа и т. д., отдельные
органы управления могут не устанавливаться на рабочем месте летчика. При отсутствии
какого-либо органа управления взаимное размещение остальных органов управления
должно быть сохранено.
2. Допускается объединение органов управления балансировкой по усилиям
(электрических) в каналах тангажа, крена и курса в различных сочетаниях. При
этом воздействие на такой объединенный орган управления обеспечивает только
приведение к нулю усилий на соответствующих рычагах управления. Если
объединенный орган управления обеспечивает в том числе балансировку по усилиям
в канале тангажа, место его размещения такое, как органа управления 6.
Если такой орган управления обеспечивает балансировку по усилиям только в
каналах крена и курса, место его размещения – как органа управления 16.
2. Координаты размещения штурвала управления самолетом, педалей,
органов управления режимами работы двигателей и координаты при применении
укороченной колонки с миништурвалом относительно точки S должны соответствовать указанным на
черт. 2
и в табл. 2.
* Размер для справок.
А – точка проекции линии,
соединяющей середины обеих рукояток штурвала при нейтральном положении
поверхностей управления тангажом и креном самолета;
В – точка на контактной поверхности педалей, находящаяся на пересечении
линии перегиба подошвы (в месте соединения с каблуком) и оси симметрии педали;
D – центр рукояток органов управления режимами работы двигателей в
положении «малый газ»;
S – теоретическая точка взаимного пересечения трех плоскостей: плоскости
симметрии кресла, плоскости сиденья и плоскости спинки при среднем положении
кресла по вертикали;
1 – регулировка педалей; 2 –
перемещение педалей
Черт. 2
Таблица 2
Размеры, мм
Вид |
Расстояние |
Расстояние |
L, |
L1 |
L2 |
a |
|||||
Номин. |
Пред. откл. |
Номин. |
Пред. откл. |
Номин. |
Пред. откл. |
Номин. |
Пред. откл. |
Номин. |
Пред. откл. |
||
Обычный |
340 |
+40 |
415 |
+25 -100 |
630 |
325 |
±10 |
640 |
±40 |
45° |
+7° |
-50 |
-3° |
||||||||||
Миништурвал на |
210 |
+90 -10 |
565 |
325 |
+10 |
540 |
±20 |
53° |
±2° |
3. При применении укороченной
колонки с миништурвалом значение рабочего хода педалей может сокращаться до 50 %.
4. Органы управления размещают в пределах зон функциональной
досягаемости для летчика, одетого в легкий костюм или специальное снаряжение в
зависимости от назначения самолета.
5. Органы управления, случайное воздействие на которые может
привести к аварийной ситуации, необходимо устанавливать так, чтобы исключить
возможность непроизвольного их перемещения.
6. Расстояние между двумя органами управления,
расположенными рядом, должно исключать непроизвольное одновременное воздействие
на них летчика при работе в перчатках.
7. Органы управления должны быть установлены так, чтобы при
их захвате и перемещении обеспечивалось естественное, удобное положение руки
летчика и удобное приложение усилий.
8. Размещение органов управления в технически обоснованных
случаях может уточняться решением макетной комиссии.
9. Размещение органов управления одного наименования и
назначения (режимами работы двигателей и др.) должно соответствовать
расположению управляемых объектов на самолете.
10. Расстояние между границей зон I, II и точкой S (черт. 2) должно
быть 400 мм, а между границей зон II, III
и точкой 5 – 150 мм.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ТЕРМИНЫ И ИХ ПОЯСНЕНИЯ
Термин |
Пояснение |
Основной орган управления |
Орган управления, |
Аварийный орган |
Орган управления, |
Резервный орган управления |
Орган управления, |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ИСПОЛНИТЕЛИ
Г.Ф. Шитиков, канд. техн. наук
(руководитель темы); В.А. Каряка; А.Л. Луговенко; В.В. Коренков; И.В. Диденко
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.06.88 №2238
3. Срок проверки – 1994 г.;
периодичность проверки – 5 лет