ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Система технического обслуживания и ремонта строительных машин
СТРЕЛОВЫЕ КРАНЫ И ИХ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ, СДАВАЕМЫЕ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И ВЫДАВАЕМЫЕ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА Технические требования
Maintenance and repair system of building machinery. Jib cranes and their components being passed to and received from overhaul. _Technical requirements_
ГОСТ
24407—80*
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. № 5032 срок введения установлен Проверен в 1984 г.
с 01.01.82
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на стреловые самоходные краны общего назначения отечественного производства (далее—краны), используемые на строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах, и их составные части, кроме кранов шагающих, рельсовых, железнодорожных, на базе тракторов, на автопогрузчиках, для установки линий электропередач, прицепных, системы тягач—крановая установка, специальных и кранов-трубоукладчиков.
Стандарт устанавливает технические требования к кранам и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее—ремонт) и выдаваемым из ремонта.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Сдача в ремонт кранов и их составных частей и выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 19504—74 и ГОСТ 24408—80, настоящего стандарта и соответствующей нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2. Краны, сдаваемые в ремонт и выдаваемые из ремонта, должны быть укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией на их из-
Издание официальное
Перепечатка воспрещена
★
* Переиздание (август 1986 г.) с Изменением М 1, утвержденным
в июле 1984 г. (ИУС 11—84).
готовление. Краны сдают в ремонт без комплекта инструмента и запасного колеса (для пневмоколесных, автомобильных кранов и кранов на специальном шасси).
Комплектность составных частей кранов, сдаваемых в ремонт и выдаваемых из ремонта, устанавливается отраслевой нормативно-технической документацией по агрегатному методу ремонта машин с учетом рекомендуемого приложения 1.
1.1. 1.2. (Измененная редакция, Изм. № 1).
2. ТРЕБОВАНИЯ К КРАНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ, СДАВАЕМЫМ
В РЕМОНТ
2.1. Краны направляют в ремонт, если они выработали установленный нормативно-технической документацией ресурс и при условии, что соответствующего предельного состояния достигли одновременно не менее трех основных составных частей из числа следующих: двигатель, грузовая лебедка, редукторы хода и поворота, опорно-поворотный круг, ведущие мосты (для пневмоколесных кранов).
Ресурс до первого ремонта кранов, изготовленных после
01.01.79 г., — по ГОСТ 22827—77, а кранов, изготовленных до
01.01.79 г., составляет 85% ресурса, установленного указанным стандартом.
Признаки предельного состояния основных составных частей кранов, при котором они должны направляться в ремонт, указывают в эксплуатационной документации.
2.2. В ремонт не принимают краны, у которых одна из рам (поворотной платформы ходового устройства, гусеничная боковая или гусеничного хода) или три и более других составных частей не включенных в нормы расхода запасных частей на ремонт кранов конкретных марок имеют по одному из дефектов, перечисленных в таблице, а также при достижении предельного состояния базового автомобиля, установленного ГОСТ 18506—73, при котором он не подлежит ремонту.
Перечень дефектов составных частей, при наличии которых краны
не принимают в ремонт
н
аименование составных частей
Краткое описание дефекта
Рама поворотной плат формы
Дефекты рам
Разрыв балок (швеллеров, боковин); наличие более двух трещин, расположенных на каждой балке (правой и левой), захватывающих более 50% поперечного их сечения и проходящих
Продолжение |
|
Наименование составных частей |
Краткое описание дефекта |
Рама ходового устройства |
через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок; отклонение от прямолинейности (изгиб) продольных балок в вертикальной плоскости более чем на 50 мм; наличие расположенных друг против друга поперечных трещин на верхнем и нижнем листах, балках платформы и рамы силовой установки; повреждение коррозией металла основных несущих элементов на глубину более 15% толщины элемента; погнутость продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровности полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины Разрыв балок (швеллеров, боковин); наличие более двух трещин, расположенных на каждой балке центральной рамы, а также на боковых гусеничных рамах (если последние являются неразъемной составной частью рамы ходового устройства) захватывающих более 50% поперечного их сечения и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок; сквозные трещины, проходящие через посадочные места под фланец крепления центральной цапфы (кроме кранов с опорно-поворотным кругом) ; наличие по одной и более поперечных трещин, расположенных друг против друга на противоположных балках центральной рамы или на обеих гусеничных боковых рамах; от рыв Салок в двух и более местах крепления; излом или отрыв одной из головок продольных балок (гусеничных боковых рам); облом опорной части (венца зубчатого) рамы на участке более двух отверстий под болты опоры (двух зубьев венца); коробление плоскости опорной части рамы для установки опорно-поворотного устройства 3 мм и более; трещины центральной рамы, выходящие на поверхность отверстий; поражение коррозией металла основных несущих элементов центральной рамы на глубину более 15% толщины элемента; вмятины продольных и поперечных связей, прогиб поперечных связей, а также неровности полок профилей продольных связей более 3 мм на метр длины. |
Продолжение |
|
Наименование составных частей |
Краткое описание дефекта |
Рама гусеничная боковая |
Разрыв поперечных балок; отрыв балок в двух и более местах крепления; наличие более двух трещин на каждой раме, захватывающих более 50% их поперечного сечения и проходящих через усиливающие накладки, если рамы ремонтировались методом наложения накладок, а также по одной и более по |
Рама гусеничного хода |
перечных трещин, расположенных друг против друга на продольных балках обеих рам; излом или отрыв одной из головок рам Более двух поперечных трещин на полках профилей боковых, передней и задней балок, захватывающих более 50% сечения полки профиля и проходящих через усиливающие накладки, если балки ранее ремонтировались методом наложения накладок; общая погнутость в горизонтальной плоскости со стрелой прогиба 1 мм и более на каждый погонный метр рамы; местная погнутость (вмятины) полок профилей балок более 3 мм на метр длины. |
Дефекты основных составных частей
Краны автомобильные и на специальном шасси
Двигатель |
Дефекты блока цилиндров и коленчатого вала, З’странение которых невозможно без применения сварки, пайки, наплавки, гальванического наращивания, эпоксидных и клеевых композиций и |
Кабина автомобиля Рама автомобиля Опорно-поворотный круг |
других методов, не гарантирующих ресурс. По ГОСТ 18506—73 По ГОСТ 18506—73 Трещины, захватывающие более 10% сечения полуобоймы (венца) или разрывы; излом одного и более зубьев венца; трещины, расположенные у основания зубьев венца; |
Любые составные части крановой установки, имеющие корпус или картер Барабаны лебедок |
износ зубьев венца, превышающий размеры, установленные ремонтной документацией См. приложение 2 Трещины на поверхности барабана, выходящие на отверстия; трещины, обломы реборд; износ, смятие или задиры канавок под канат глубиной более допустимого ремонтными документами размера |
Продолжение
Наименование составных |
частей |
Краткое описание дефектов |
Вал карданный |
Трещины одновременно на вилке, шлицевой части и трубе; скручивание шлицев вала; вмятины и погнутость вала, неустранимые правкой |
|
Гусеничные и пневмоколесные краны |
||
Опорно-поворотный |
круг |
Те же дефекты, что и для опорно-поворотного круга кранов автомобильных и на специальном шасси |
Любые составные |
части, |
См. приложение 2 |
имеющие корпус или тер |
кар |
|
Металлоконструкции |
ст- |
См. подраздел «Краны автомобильные или на |
релы или башни |
специальном шасси» |
|
Барабаны лебедок |
То же |
|
Фрикционные |
диски |
Трещины на рабочей поверхности или выходя |
(шкивы) лебедок |
щие на поверхности посадочных мест под подшипники |
|
Двигатель |
По ГОСТ 18523—79 |
|
2.3. Составные |
части |
кранов направляют в ремонт, если приз- |
наки их предельного состояния достигли максимального значения, установленного в эксплуатационной документации, разработанной по ГОСТ 2.601—68 и ГОСТ 27.103—83.
Составные части кранов, для которых не указаны признаки предельного состояния в эксплуатационной документации, направляют в ремонт при наличии у них одного из признаков, перечисленных в обязательном приложении 2. В этом же приложении указаны дефекты основных составных частей кранов. При наличии одного из перечисленных дефектов у составной части ее в ремонт не принимают.
2.1—2.3. (Измененная редакция, Изм. № 1).
г. ТРЕБОВАНИЯ к КРАНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ, ВЫДАВАЕМЫМ ИЗ РЕМОНТА
3.1. Техническое состояние кранов и их составных частей, выдаваемых из ремонта, должно соответствовать требованиям, изложенным в технических условиях на ремонт кранов. Показатели назначения, эргономики, технологичности, надежности (кроме послеремонтного ресурса), транспортабельности и безопасности отремонтированных кранов (составных частей), которые изготов
лены после 01.01.79 г., должны быть на уровне новых кранов* по ГОСТ 22827—77.
Для кранов, изготовленных до 01.01.79 г., указанные показатели устанавливают в нормативно-технической документации на их ремонт.
3.2. Краны выдают из ремонта с запасованными годными к применению канатами.
3.3. Каждый отремонтированный кран должен быть подвергнут полному техническому освидетельствованию в соответствии с требованиями Госгортехнадзора СССР и приемо-сдаточным испытаниям по ГОСТ 20831—75 и ГОСТ 24826—81.
3.4. Ресурс отремонтированных кранов (составных частей) до очередного ремонта должен быть не менее 80% ресурса до первого их ремонта, установленного в эксплуатационных документах.
3.5. Ремонтное предприятие гарантирует соответствие качества отремонтированных кранов требованиям настоящего стандарта и другой нормативно-технической документации на их ремонт при соблюдении заказчиком правил эксплуатации в соответствии с ГОСТ 25646—83.
Послеремонтный гарантийный срок для кранов, изготовленных после 01.01 1979 г., 12 мес при наработке не более 1000 ч, а для кранов, изготовленных до 01.01 1979 г. — 9 мес при наработке не более 750 ч.
Для составных частей кранов, используемых для текущего ремонта, послеремонтный гарантийный срок — 9 мес при наработке не более 750 ч.
3.3—3.5. (Измененная редакция, Изм. № 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рекомен д уемое
КОМПЛЕКТНОСТЬ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ КРАНОВ
Наимеш>ван1ие составных частей
Комплектность
Турботрансформатор Силовой генератор
Электродвигатель Аккумуляторная батарея
Автотракторный генератор
Стартер
Магнето
Компрессор
Гидронасос и гидромотор Г идрораспределитель
Г идроцилиндр
Механизм поворота
Опорно-поворотный круг Грузовая и стреловая лебедки
Редуктор отбора мощности
Редуктор промежуточный Центральный реверс Редуктор (коробка) распределительный
Коробка передач
Задний и передний мосты
В сборе без трубопроводов В сборе со шкивом, без ремня и электро-проводов
В сборе без электропроводов В сборе без проводов с наконечниками, не подвергавшаяся вскрыванию и наличии выводов с обозначением из них полярности
В сборе со шкивом, без кронштейнов крепления и ремня привода
В сборе с реле и защитным кажухом без щитка и электропроводов
В сборе с муфтой опережения зажигания, без электропроводов В сборе со шкивом, воздушным фильтром без трубопроводов (но с трубопроводами между ступенями)
В сборе со штуцерами без трубопроводов В сборе со штуцерами и предохранительными клапанами без трубопроводов В сборе со штоком, крышками и штуцерами без трубопроводов
В сборе с тормозным шкивом, тормозом, кулачковой муфтой и устройством включения
В сборе с сепарирующим и уплотнительным устройствами
В сборе с тормозом, электродвигателем или гидромотором (или без них при механическом приводе)
В сборе с фланцами карданных валов и гидронасосами (если они устанавливаются на редукторе)
В сборе с фланцами карданных валов В сборе без тяг управлеия То же
В сборе с фланцем вторичного вала, центральным стояночным тормозом (если он укреплен на коробке передач), но без тяг управления
В сборе со всей расположенной на нем арматурой (тормозными барабанами, дисками крепления колодок, тормозными колодками и приводом, ступицами и шпиль-
Наименование составных частей |
Комплектность |
ками колес, фланцем ведущего зубчатого колеса, без рессор, амортизаторов, дисков и гаек колес) |
|
Редуктор хода (левый, правый |
В сборе с тормозом, электродвигателем |
или центральный) |
или гидродвигателем (или без них при механическом приводе) |
Ведущее колесо |
В сборе с осью, корпусами подшипников и втулками |
Натяжное колесо |
То же |
Опорный ролик |
|
Поддерживающий ролик |
В сборе с осью, корпусами подшипников, с втулками и без них, если это не предусмотрено конструкцией |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное
ПРИЗНАКИ ПРЕДЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ КРАНОВ
Наименование составных частей |
Признаки предельного состояния, при наличии которых составную часть направляют в ремонт |
Дефекты, при наличии которых составную часть в ремонт не принимают |
Турботрансформа |
Снижение к.п.д. более чем |
Трещины корпуса, прохо |
тор |
на 15%; трещины зубьев или лопаток любого размера и расположения; излом одного и более зубьев или лопаток |
дящие через посадочные места подшипников |
Электродвигатель и |
Трещины корпуса менее |
Трещины корпуса разме |
силовой генератор |
половины его длины; трещины подшипниковых щитов, не выходящие на посадочные места подшипников; обгорание, обугливание, замыкание или обрыв обмоток; износ или повреждение посадочных мест в подшипниковых щитах, износ шеек |
ром более половины его длины; трещины подшипниковых щитов, выходящие на посадочные места подшипников; излом более двух лап; сколы гнезд крепления подшипниковых щитов; излом вала |
а
Признаки предельного состояния, при наличии которых составную часть направляют в ремонт
Дефекты, при наличии которых составную часть в ремонт не принимают
Аккумуляторна я батарея
Автотракторный генератор переменного тока
Стартер и автотракторный генератор постоянного тока
вала или его изгиб и дисбаланс ротора, превышающие допустимые значения нормативно-технической документации;
трещины вала любого размера и расположения;
снижение сопротивления изоляции и более установленного в нормативно-технической документации, не поддающиеся восстановлению сушкой.
Кроме того, только для генераторов:
повреждение коллекторных пластин (отлом гребешков, замыкание пластин на корпус и между пластинами, значительное выгорание и др.);
замыкание между пластинами коллектора возбудителя
Ускоренный саморазряд;
резкое снижение уровня электролита;
пониженное напряжение или плотность электролита в одном из элементов;
не держится напряжение при испытании нагрузочной
ВИЛКОЙ;
изменяется плотность электролита одного из элементов
Снижение силы тока и напряжения более чем на 20% по сравнению с номинальным;
повреждение обмоток статора;
износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения
Снижение мощности более чем на 20% по сравнению с номинальной;
Сколы моноблоков, нарушающие их ритмичность;
сколы и обугливание поверхности бортов каркаса более 7з ее поверхности;
батареи, подвергавшиеся вскрыванию
Трещины статора любого размера;
изменение формы, нарушающее герметичность соединения корпуса с крышками;
веерность пластин статора
Трещины корпуса любого
размера;
Наименование составных частей |
Признаки предельного состояния, при наличии которые составную часть направляют в ремКжт |
Дефекты, при наличии которых составную часть в ремонт не принимают |
повреждение изоляции обмоток; износ коллектора; износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения |
изменение формы корпуса, нарушающее герметичность его соединения с крышками |
|
Магнето |
Слабая или отсутствует искра; перебои в искрении; износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения |
Трещины любого размера стенок корпуса; излом лапок крепления |
Компрессор |
Износ цилиндров более допустимого значения по нормативно-технической документации; трещины блока, не проходящие через цилиндры или полости (каналы) для прохода воздуха; трещины водяной рубашки блока длиной ДО 70 ММ; пробоины водяной рубашки блока площадью до 6 см2 |
Трещины блока, проходящие через цилиндры или полости (каналы) для прохода воздуха; трещины блока водяной рубашки длиной более 70 мм; пробоины водяной рубашки блока площадью более 6 см2 |
Гидронасос и гид |
Снижение полного к.п.д. |
Трещина корпуса, прохо |
ромотор |
на 15% и более; трещина корпуса, не проходящая через посадочные места; износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения |
дящая через посадочные места подшипников |
Г идрораспредели- |
Внутренние леретечки ра |
Трещина корпуса любого |
тель |
бочей жидкости при нейтральном положении золотника 0,45% и более номинального потока для рабочих секций с перепускными и предохранительными клапанами и 0,15% и более — для остальных секций (конкретные значения уте- : чек в соответствующих единицах измерения физических величин устанавливают- |
размера; продольные риски на поверхности трения глубиной более 0,1 мм; излом фланца крепления (моноблочных) |
Признаки предельного состояния, при наличии которых составную часть направляют в ремонт
Дефекты, при наличии которых составную часть в ремонт не принимают
Гидроцилиндр
Грузовая и стреловая лебедки
Механизм поворота
ся при испытаниях на стендах или средствами технической диагностики) Значения наружных утечек превышают установленные нормативно-технической документацией для гидроцилиндров конкретного типоразмера;
скорость перемещения штока (отсоединенного от рабочего органа, если проверка проводится без снятия гидроцилиндра с крана) во время подачи рабочей жидкости в штоковую полость (при заполненной и перекр ытой бесштоковой полости) составляет 3 мм в минуту и более;
трещина одной из проушин;
изгиб или обрыв штока Радиальный зазор в подшипниках, превыша ющий
допустимый нормативнотехнической документацией;
изгиб вала более допустимого нормативно-технической документацией;
трещины корпуса редуктора менее половины его длины, не проходящие через посадочные места под подшипники; трещины на валах; излом одного и более зубьев зубчатых колес Износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения;
трещины менее чем на половину корпуса, не проходящие через посадочные места под подшипники; трещины валов; излом одного и более зубьев зубчатых колес
Сквозные трещины гидроцилиндра любого размера;
продольные риски на поверхности трения глубиной более 0,2 мм
Трещины корпуса редуктора размером на половину и более его длины или проходящие через посадочные места под подшипники; излом мест крепления;
трещины любого расположения на барабанах
Трещин ы более чем на половину корпуса или проходящие через посадочные места под подшипники
Наименование составных частей
Признании предельного состояния, при наличии которых составную часть направляют в ре\конт
Дефекты, при наличии которых
составную часть в ремонт не принимают
Опорно-поворотный круг
Редукторы отбора мощности, промежуточный, распределительный и центральный реверс автомобильного крана
Взаимное перемещение колец и зубчатого венца в осевом направлении в нагруженном состоянии составляет более 0,2% габаритного диаметра опорноповоротного круга;
износ (вследствие истирания) дорожек качения каждого кольца или зубчатого венца на длине более шага тел качения составляет более 0,05% габаритного диаметра опорно-поворотного круга;
наличие трех и более участков сплошного выкрашивания шириной более половины образующей дорожки на длине шага тел качения или трех и более зон частичного выкрашивания по всей образующей на указанной длине, если суммарная площадь отдельных точек выкрашивания по каждой его зоне не превышает допустимой площади одного участка сплошного выкрашивания;
пластическое оттеснение металла за пределы дорожек качения более 1 мм;
частичная поломка (вы-крошивание) вершины
зубьев до 0,33 от их высоты;
трещина, захватывающая до 10% сечения полуобой-мы или венца;
разрушение тел качения (шаров, роликов) или разворот, разрушение сепарирующих устройств Износ зубьев зубчатых колес более 10% первоначальной толщины; трещины валов, излом одного или более зубьев зубчатых колес;
Трещины, захватывающие 10% и более сечения полу-обоймы (венца) или разрывы;
излом одного и более зубьев венца;
трещины, расположенные у основания зубьев венца;
износ зубьев венца, превышающий размеры, установленные ремонтной документацией
Трещины, проходящие через посадочные места под подшипники;
изломы, захватывающие более двух отверстий для крепления
Признаки предельного состояния, при наличии которых составную часть напразляют в ремонт
Дефекты, при наличии которых составную часть в ремонт we принимают
Коробка передач пневмоколесного крана
Задний и передний мосты пневмоколесного крана
Редукторы (левый и правый) гусеничного хода
Ведущее колесо гусеничного хода
трещины корпуса, не проходящие через посадочные места под подшипники;
износ мест под подшипники и износ валов более допустимого нормативнотехнической документацией Износ зубьев зубчатых колес более 15% первоначальной толщины;
износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения;
излом одного и более зубьев зубчатых колес;
трещина корпуса, не проходящая через посадочные места под подшипники Износ зубьев зубчатых колес более 15% первоначальной их толщины;
износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения; трещины валов; трещина корпуса, не проходящая через посадочные места под подшипники;
излом одного и более зубьев зубчатых колес Износ зубьев зубчатых колес более 15% первоначальной толщины;
износ мест под подшипники более допустимого нормативно-технической документацией значения излом одного и более зубьев зубчатых колес;
трещины менее чем на половину картера и ке проходящие через посадочные места под подшипники Износ зубьев колеса или увеличение размера под гребень звена гусеницы бо-
Трещины, проходящие через посадочные места под подшипники
Трещина картера, проходящая через посадочные места под подшипники
Трещины на половину и более поперечного или продольного размера картера или проходящие через посадочные места под подшипники
Трещины длиной 300 мм и более, проходящие от обода до ступицы;
Наименование составных частей
Признали предельного состояния, при наличии которых составную часть направляют в ремонт
Дефекты, при наличии которых составную часть в ремонт не принимают
Натяжное колесо гусеничного хода
Опорный каток и поддерживающий ролик гусеничного хода
Металлоконструкции телескопической стрелы
лее 20% первоначального размера;
трещины длиной до 300 ММ;
износ оси более допустимого нормативно-технической документацией
Износ рабочей поверхности обода колеса до 10% первоначального размера;
трещина обода, не проходящая до ступицы;
износ осей более допустимого нормативно-технической документацией Износ обода катка (ролика) до 10% первоначального диаметра;
трещина обода, не проходящего до ступицы;
износ осей более допустимого нормативно-технической документацией Износ отверстий посадочных мест более допустимого нормативно-технической документацией;
деформации и трещины основных несущих элементов, допустимые к исправлению в соответствии с нормативно-технической документацией
излом двух и более зубьев;
излом ступицы колеса
Износ поверхности обода 10% и более первоначального размера;
трещина, проходящая от обода до ступицы;
излом ступицы колеса; выкрошивание обода
Трещина, проходящая от обода до ступицы; выкрошивание обода; излом ступицы катка;
износ обода 10% и более первоначального диаметра
Прогиб в вертикальной и горизонтальной плоскостях сверх значений, допустимых нормативно-технической документацией;
местная прогнутость (вмятины, неровности) полок профилей и листов сверх значений, допустимых нор-матпзно-технической документацией;
более двух трещин на листах, проходящих не более чем на половину поперечного сечения листа или выходящих на поверхность отверстий, или одна трещина большего размера;
более двух поперечных трещин на продольных уголках, захватывающих не более половины сечения уголков и не расположенных друг против друга
Продолжение
Наименование составных частей |
Признаки предельного состояния, при наличии которых составную часть направляют в ремонт |
Дефекты, при наличии которых составную часть в ремонт не принимают |
1 |
одновременно на двух уголках в стредней части металлоконструкции, или по одной трещине на каждом уголке, расположенных друг против друга |