БЗ 1-2005
ГОСТ 28160-89
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ДИЗЕЛИ СУДОВЫЕ, ТЕПЛОВОЗНЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ
НАСОСЫ ДЛЯ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ
МЕТОД РАСЧЕТА ПОДАЧИ
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2007
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дизели судовые, тепловозные и промышленные
НАСОСЫ ДЛЯ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ
Метод расчета подачи
Marine, locomotive and industrial diesel engines. Cooling systems pumps.
Pumping calculation method
MKC 23.100.10 ОКП 31 2000
ГОСТ
28160-89
Дата введения 01.01.91
Настоящий стандарт распространяется на насосы систем охлаждения судовых, тепловозных и промышленных дизелей (далее — двигателей) и устанавливает метод расчета подачи насосов.
Настоящий стандарт не распространяется на насосы систем охлаждения двигателей, используемых для привода автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, самолетов и мотоциклов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Расчет необходимой подачи насоса проводят при проектировании жидкостной системы охлаждения (далее — первый контур системы охлаждения) двигателя.
1.2. Допускается использовать другие методы расчета подачи насосов.
2. РАСЧЕТ ПОДАЧИ НАСОСА ПЕРВОГО КОНТУРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
2.1. Необходимую подачу насоса первого контура системы охлаждения (<7С00|) в килограммах в час вычисляют по формуле
Gcool = *g , (1)
° 1000 ■ ДТдоо! ■ Ссоо[
где — коэффициент запаса подачи насоса (рекомендуется принимать равным 1,2 — 1,5);
olq— доля тепла, отводимого в охлаждающую жидкость, от общего количества тепла, получаемого при сгорании топлива в двигателе;
Ре — номинальная мощность двигателя, кВ; bf — удельный расход топлива, гДКвт • ч);
Qn — низшая теплотворная способность топлива, кДж/кг (принимается равной 42000 кДж/кг); ГСоо1 — разность температур охлаждающей жидкости на выходе из двигателя и входе (принимается равной 5 — 15 К, рекомендуется принимать 10 К);
Сс001 — удельная теплоемкость охлаждающей жидкости, кДжДкг • К).
2.2. Расчет значений доли тепла u.q, отводимого в охлаждающую жидкость проводят: для изготовленных двигателей — по экспериментальным данным;
для вновь проектируемых — по формуле
Издание официальное
Перепечатка воспрещена
© Издательство стандартов, 1989 © Стандартинформ, 2007
aQ =aQ0 ‘^Pme K* +SaQ/> (2)
/=1
где aQQ — доля тепла, отводимого в охлаждающую жидкость первого контура условного двигателя, имеющего чугунные втулки и крышки цилиндров, с частотой вращения 100 мин-1 при среднем эффективном давлении 0,49 МПа без охлаждения наддувочного воздуха, выпускных коллекторов и турбокомпрессоров охлаждающей жидкостью первого контура — опре-
Черт. 1
деляется по черт. 1 в зависимости от отношения поверхности рабочего цилиндра к его объему:
F 4S+2D Vs~ DS ’
где D — диаметр цилиндра;
S — ход поршня,
Кр те — коэффициент, учитывающий изменение теплоотдачи в охлаждающую жидкость в зависимости от форсирования двигателя по среднему эффективному давлению ртс — определяют по черт. 2.
Черт. 2
Кп — коэффициент, учитывающий изменение теплоотдачи в охлаждающую жидкость в зависимости от частоты вращения двигателя — определяют по черт. 3.
Черт. 3
a.Q. — алгебраическая сумма поправочных коэффициентов, учитывающих особенности исполнения дизеля и его системы охлаждения, в том числе: oiQj — доля тепла, учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость двигателя, имеющего тонкостенные стальные втулки и алюминиевые крышки цилиндров, — принимается равной 0,03;
u.q2 — доля тепла, учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении наддувочного воздуха жидкостью первого контура, — принимается в зависимости от степени наддува равной 0,03 — 0,07;
a.Q3 — доля тепла, учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении выпускных коллекторов жидкостью первого контура, — принимается равной 0,02; oiq4 — доля тепла, учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении охладителя масла жидкостью первого контура, — принимается 0,03 — 0,05; теплоотдача в охлаждающую жидкость первого контура при охлаждении поршней маслом этой жидкостью увеличивает долю тепла до 0,05 — 0,08;
a.Q. — доля тепла, учитывающая уменьшение теплоотдачи в охлаждающую жидкость первого контура при охлаждении масла охлаждающей жидкостью второго контура, — принимается равной 0,04 — 0,06;
a.Q6 — доля тепла, учитывающая уменьшение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении жидкости первого контура и двигателя вентилятором, — принимается равной 0,04.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР
2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.06.89 № 1760 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 6414—88 «Дизели промышленные, судовые и железнодорожного транспорта. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта с 01.01.91
3. Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 3046-1 в части исходной теплотворной способности топлива
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 5—94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12—94)
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2007 г.
Редактор М.И. Максимова Технический редактор Л.А. Гусева Корректор А. С. Черноусова Компьютерная верстка А.Н. Золотаревой
Сдано в набор 22.08.2007. Подписано в печать 07.09.2007. Формат 60х84:/8- Бумага офсетная. Гарнитура
Таймс. |
Печать офсетная. Уел. печ. л. 0,93. Уч.-изд.л. 0,35. Тираж 43 экз. Зак. 690. |
, 123995 Москва, Гранатный пер., 4. Набрано во на ПЭВМ |
Отпечатано в филиале — тип.«Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6