Работаем по всей России
Часы работы: Пн-Пт, 10:00-22:00
+7 ()
Обратный звонок

ГОСТ 3163-2020 Автомобильные транспортные средства. Прицепы и полуприцепы автомобильные. Общие технические требования

Получить консультацию специалиста

Ошибка: Контактная форма не найдена.

Оставляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением

>

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC)

ГОСТ 3163— 2020

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Автомобильные транспортные средства

ПРИЦЕПЫ И ПОЛУПРИЦЕПЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ

Общие технические требования

Издание официальное

мсхжвя

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

  • 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)

  • 2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»

  • 3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 октября 2020 г. No 134-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны no МК (ИСО 3166) 004-67

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО «Национальный орган по стандартизации и метрологии» Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстацдарт

Россия

RU

Россгандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Уэст андарт

  • 4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2020 г. No 1011-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 3163—2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2021 г.

  • 5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 52281—2004

  • 6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изме-нений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

© Стандартинформ. оформление. 2020

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Нормативные ссылки

  • 3 Термины и определения

  • 4 Общие положения

  • 5 Общие технические требования

  • 6 Транспортирование

Библиография

ж W

ж

,«Z

ГОСТ 3163—2020

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Автомобильные транспортные средства ПРИЦЕПЫ И ПОЛУПРИЦЕПЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ Общие технические требования

Motor vehicles. Automobile trailers and semitrailers. General technical requirements

Дата введения — 2021—06—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее — ТС) категории О (прицепы, полуприцепы) в соответствии со Сводной резолюцией [1] и устанавливает общие технические требования к ним.

Настоящий стандарт не распространяется на ТС (прицепы, полуприцепы), по габаритам и долу* стимым нагрузкам на ось превышающим значения, установленные для ТС.

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12105 Тягачи седельные и полуприцепы. Присоединительные размеры

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздей* ствия климатических факторов внешней среды.

ГОСТ 21624 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации. метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

  • 3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

  • 3.1 полуприцеп: Несамоходное ТС. спроектированное и изготовленное для его буксировки механическим ТС и оборудованное соединительным устройством, дозволяющим передавать нагрузку на буксирующее ТС.

  • 3.2 прицеп: Несамоходное ТС, спроектированное и изготовленное для его буксировки механическим ТС и оборудованное буксирным устройством.

  • 3.3 автомобиль-тягач: ТС. оборудованное сцепным устройством для присоединения прицела или полуприцепа и специальными соединительными элементами для обеспечения связи их электрооборудования и тормозных систем.

  • 3.4 основной автомобиль-тягач: ТС. указанное в качестве основного автомобиля-тягача в конструкторской документации на прицел или полуприцеп.

  • 4 Общие положения

    • 4.1 На прицеп или полуприцеп в конструкторской документации должен указываться основной автомобиль-тягач.

    • 4.2 Прицелы или полуприцепы должны быть рассчитаны на эксплуатацию при безгаражном хранении.

    • 4.3 Климатическое исполнение прицепов или полуприцепов должно соответствовать требованиям. установленным для автомобиля-тягача.

    • 4.4 Для прицелов или полуприцепов средний ресурс до капитального ремонта должен быть не менее 100 000 км при категории условий эксплуатации I по ГОСТ 21624 в макроклиматических районах с умеренным климатом У(Ы) по ГОСТ 15150.

  • 5 Общие технические требования

    • 5.1 Основные технические требования

      • 5.1.1 Перечень основных технических требований, установленных в отношении ТС категории О. приведен в таблице 1.

Таблица 1 — Технические требования к ТС категории О

Объект технического регулирования

Категория ТС

Технические требования

1 Световозвращатели

О

В соответствии с [2]

2 Устройства для освещения заднего номерного знака

О

В соответствии с [3]

3 Указатели поворота

О

В соответствии с (4]

4 Габаритные огни, сигналы торможения

О

В соответствии с [5]

5 Устойчивость к воздействию внешних источников электромагнитного излучения и электромагнитная совместимость

О

В соответствии с (6)

6 Эффективность тормозных систем

О

В соответствии с [7]

7 Фонари заднего хода

О

В соответствии с [8]

В Оснащение шинами

О

В соответствии с [9]. [10]

9 Пожарная безопасность

О

В соответствии с [11]

10 Лампы накаливания

О

В соответствии с [12]

11 Задние противотуманные огни

О

В соответствии с [13]

12 Оснащение безопасными стеклами

О

В соответствии с [14]

Окончание таблицы 1

Объект технического регулирования

Категория ТС

Технические требования

13 Оснащение устройствами освещения и световой сигнализации

О

В соответствии с [15]

14 Оснащение сцепными устройствами

О

В соответствии с [16]

15 Оснащение задними защитными устройствами ТС для перевозки грузов

Оз-Од

В соответствии с [17]

16 Оснащение боковыми защитными устройствами ТС для перевозки грузов

О34

В соответствии с [18]

17 Рулевое управление

О

В соответствии с [19]

18 Боковые габаритные фонари

О

В соответствии с [20]

19 Оснащение укороченными сцепными устройствами

О34

В соответствии с [21]

20 Светоотражающая маркировка

°з-о4

В соответствии с [22]

21 Уровень шума от качения шин

О

В соответствии с [23]

22 Сцепление шин на мокром покрытии

ovo2

В соответствии с [23]

23 Сопротивление качению шин

О

В соответствии с [23]

24 Защита от разбрызгивания из-под колес

О34

В соответствии с [24] (пункт 9 приложения № 3)

25 Весовые ограничения

о

В соответствии с [24] (пункт 14 приложения № 3)

26 Устойчивость

о

В соответствии с [24] (пункт 4 приложения № 3}

27 Идентификация ТС

о

В соответствии с [24] (пункты 1.2. 4 приложения N«7)

28 Интерфейс ТС

о

В соответствии с [24] (пункт 15 раздела IV)

Примечание — В отношении специализированных и специальных ТС категории О дополнительно одименяют требования в соответствии с [24] (приложение № 6).

5.2 Дополнительные технические требования

  • 5.2.1 Требования стойкости к внешним воздействиям

  • 5.2.1.1 Лакокрасочные покрытия прицепов или полуприцепов, кроме поставляемых на комплекта* цию окрашенных грунтом, не должны разрушаться при механической мойке струей воды под давлением до 0.15 МПа (1.5 кгс/см). а также должны быть стойкими к воздействию топливо-смазочных материалов.

  • 5.2.1.2 Срок службы лакокрасочного или иного защитного покрытия — не менее 5 лет при эксплуатации прицепов (полуприцепов).

  • 5.2.2 Требования эргономики и технической эстетики

  • 5.2.2.1 Лакокрасочные покрытия, применяемые для наружных поверхностей прицепов или полуприцепов. должны допускать возможность подкраски или перекраски их красками естественной сушки.

  • 5.2.2.2 Усилия, необходимые для подъема запасного колеса, откидного трапа, не должны превышать 500 Н (50 кгс). При применении механизмов подъема (механического, гидравлического) усилие на рукоятке привода механизмов, если оно циклически повторяется, не должно превышать 200 Н (20 кгс).

Усилие, необходимое для подъема борта платформы (приведение в транспортное положение), должно быть не более 300 Н (30 кгс).

Усилие, необходимое для открывания и закрывания запорных устройств бортов платформы, должно быть не более 200 Н (20 кгс).

  • 5.2.2.3 Усилия на рукоятке привода механизма подъема — опускания опорных устройств полу* прицепов и опорной стойки одноосного прицела должны быть не более 200 Н (20 кто). Для опорных устройств с нагрузкой более 200 кН (20 тс) по согласованию с потребителем (заказчиком) допускается увеличение усилия, но не более 400 Н (40 кгс).

  • 5.2.3 Конструктивные требования

  • 5.2.3.1 Размеры и расположение тягово-сцепного и поворотного устройств прицепов должны быть такими, чтобы при повороте автопоезда (при движении вперед) соблюдались расстояния между тягачом и прицепом, указанные на рисунке 1. и при этом не было касания прицепа с автомобилем-тягачом в условиях эксплуатации.

80 nt)

Л, — радиус габарита задней части тягача {прицела или полуприцепа для многозвенного автопоезда); — радиус габарита передней части прицепа. Р, — центр тягооо-сцепкого устройства; Р2 ~ чентр поворотного устройства прицела; L — расстояние до центра тягово-сцепного устройства для прицепов с центральной осью (осями) — не более 420 мм

Рисунок 1 — Расстояния между аетомобилем-тягачом и прицепом при повороте автопоезда

Данные требования не распространяются на прицелы, оборудованные сцепным устройством, изменяющим расстояние между прицепом и автомобилем-тягачем при повороте.

Присоединительные размеры полуприцепов — по ГОСТ 12105 (исполнение А).

  • 5.2.3.2 Конструкцией прицепов или полуприцепов, кроме прицепов или полуприцепов, скорость которых ограничена требованиями конструкторской документации, должна быть обеспечена возможность их движения в составе автопоезда полной массы с максимальной скоростью не ниже максимальной скорости основного автомобиля-тягача.

  • 5.2.3.3 Дорожный просвет прицепов или полуприцепов, кроме прицепов или полуприцепов с пониженной погрузочной высотой, должен быть не менее чем у основного автомобиля-тягача.

  • 5.2.3.4 Полуприцепы должны быть оборудованы опорным устройством для поддержания передней части в отцепленном состоянии и обеспечивать удобства сцепки (расцепки) полуприцепа с автомобилем-тягачом силами одного человека.

Органы управления опорным устройством должны быть расположены только с правой стороны полуприцепа.

  • 5.2.3.5 Конструкцией прицепов или полуприцепов должно быть обеспечено удобство выполнения уборочных и моечных работ (удаление грязи, пыли, снега).

  • 5.2.3.6 Управляемые колеса прицепов и полуприцепов должны иметь блокировочное устройство для удобства маневрирования при движении автопоезда задним ходом.

Конструкцией блокировочного устройства должна быть исключена возможность его самопроизвольного включения (выключения).

  • 5.2.3.7 Прицепы или полуприцепы должны иметь запасные колеса и соответствующие устройства для их крепления. Число запасных колес и их необходимость для самосвальных прицелов, прицепов-роспусков и одноосных прицепов, буксируемых грузопассажирскими ТС. устанавливают по согласованию с потребителем (заказчиком).

52.3.8 Прицепы или полуприцепы, имеющие бортовые платформы, могут быть оборудованы приспособлениями (крюками, скобами и т. п.) для увязки тента и крепления груза, а также по требованию потребителя (заказчика) должна быть обеспечена возможность крепления каркаса тента и дополнительных бортов или надставок.

Бортовые платформы прицепов или полуприцепов должны иметь задний и боковые откидные борта. Бортовые платформы одноосных прицелов полной массой до 1.2 т включительно допускается оборудовать одним откидным задним бортом.

  • 5.2.3.9 По требованию потребителя (заказчика) прицепы или полуприцепы укомплектовывают надставными бортами.

Конструкцию устройств для крепления надставных бортов платформ прицелов или полуприцепов грузоподъемностью 4.0 т и более рекомендуется рассчитывать на максимальную высоту надставных бортов, определяемую условиями полного использования грузоподъемности прицепов или полуприцепов при перевозке грузов с удельным объемом не менее 2.5 м3/т.

  • 5.2.3.10 По требованию потребителя (заказчика) конструкцией платформ должна быть предусмотрена возможность установки уплотнительных устройств, исключающих утерю сыпучих грузов при их перевозке.

  • 5.2.3.11 Места для установки домкратов должны быть указаны в руководстве по эксплуатации.

  • 5.2.3.12 Прицепы, кроме одноосных и роспусков, должны быть оборудованы устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с автомобилем-тягачом.

При самопроизвольной расцепке петли дышла с тяговым крюком (в случае авариного отрыва), устройство не должно допускать касания сцепной петли дышла с поверхностью горизонтального участка дороги.

  • 5.2.3.13 Прицепы или полуприцепы должны иметь не менее двух противооткатных упоров, размещенных в легкодоступном месте.

  • 5.2.3.14 Полуприцепы, предназначенные для перевозки длинномерных грузов (труб, бревен и т. л.), должны иметь впереди устройство, защищающее кабину водителя автомобиля-тягача от повреждения вследствие возможного смещения перевозимого груза при резком торможении.

  • 5.2.3.15 Самосвальные прицепы или полуприцепы должны быть оборудованы приспособлением для фиксации поднятого незагруженного кузова.

  • 5.2.3.16 Прицепы или полуприцепы должны быть оборудованы ступеньками или лестницей для подъема на платформу, если конструкцией не предусмотрены другие элементы, выполняющие их функции. Опорная поверхность ступеньки должна быть рифленой.

  • 5.2.3.17 Конструкцией подъемника запасного колеса не должно быть допущено его падение при освобождении рукоятки привода подъемника.

  • 6 Транспортирование

    • 6.1 Прицепы или полуприцепы должны быть приспособлены для перевозки их железнодорожным и автомобильным транспортом в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта. Перевозка водным и воздушным транспортом оговаривается заказчиком в техническом задании. Допускается частичная разборка.

    • 6.2 На прицепах или полуприцепах должны быть предусмотрены места для зачаливания или швартовочные узлы, обеспечивающие возможность крепления прицепов или полуприцепов при перевозке, а также при проведении их погрузки и выгрузки.

Прочность мест зачаливания на прицепе или полуприцепе должна быть достаточной для восприятия расчетных перегрузок при перевозке их транспортом конкретного вида.

Библиография

[11

ECDTRANS/WF29/78/

Сводная резолюция о конструкции транспортных средств (СР.З)

[2]

Правила ООН № 3

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения светоотражающих приспособлений для механических транспортных средств и их прицепов

[3]

Правила ООН N9 4

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения приспособлений для освещения заднего номерного знака механических транспортных средств и их прицепов

[4]

Правила ООН N9 6

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения указателей поворота механических транспортных средств и их прицепов

[5]

Правила ООН N9 7

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения подфарников. задних габаритных огней, стоп-сигналов и контурных огней механических транспортных средств и их прицелов

[6]

Правила ООН N9 10

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости

[7]

Правила ООН N9 13

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М. N. О в отношении торможения

[8]

Правила ООН N9 23

Единообразные предписания. касающиеся официального утверждения задних фар и огней маневрирования механических транспортных средств и их прицепов

[9]

Правила ООН N9 30

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для автомобилей и их прицепов

[10]

Правила ООН N9 54

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов

[И]

Правила ООН N9 34

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении предотвращения опасности возникновения пожара

[12]

Правила ООН N9 37

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения источников света с нитью нахала, предназначенных для использования в официально утвержденных фарах механических транспортных средств и их прицепов

[13]

Правила ООН N9 38

Единообразью предписания, касающиеся официального утверждения задних противотуманных огней механических транспортных средств и их прицепов

[14]

Правила ООН N9 43

Единообразные предписания, касающиеся официагъного утверждения безопасных стекловых материалов и их установки на транспортных средствах

[15]

Правила ООН N9 48

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации

[16]

Правила ООН N9 55

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических деталей сцепных устройств составов транспортных средств

ПЛ

Правила ООН N9 58

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:

  • I. Задних защитных устройств

  • II. Транспортных средств в отношении установки задних защитных устройств официально утвержденного типа

  • III. Транспортных средств в отношении их задней защиты

[18]

Правила ООН N9 73

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения

  • I. Транспортных средств в отношении их боковых защитных устройств <БЗУ)

  • II. Боковых защитных устройств (БЗУ)

  • III. Транспортных средств в отношении установки боковых защитных устройств (БЗУ). официально утвержденных по типу конструкции на основании части II насто

6

ящих правил

(19J

Правила ООН N9 79

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении механизмов рулевого управления

(201

Правила ООН N9 91

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения боковых габаритных фонарей для механических транспортных средств и их прицепов

(211

Правила ООН N9 102

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения

  • I. Укороченного сцепного устройства (УСУ)

  • II. Транспортных средств в отношении установки УСУ официально утвержденного типа

[22]

Правила ООН N9 104

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения светоотражающей маркировки для транспортных средств категорий М. N и О

(231

Правила ООН № 117

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин в отношении звука, издаваемые ими при качении, и/или их сцепления на мокрых поверхностях и^или сопротивления качению

(24]

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018.2011

О безопасности колесных транспортных средств

УДК 629.114.3:006.354

МКС 43.080.10

Ключевые слова: прицеп, полуприцеп, прицепы-роспуски. автопоезд, основной автомобиль-тягач, присоединительные размеры, сцепное устройство, поворотное устройство

БЗ 12—2020

Редактор Н.В. Таланова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор М.И. Першина Компьютерная верстка Е.А. Кондрашовой

Сдано в набор 19.11.2020 Подписано а печать 26.11.2020. Формат 60«64%. Гарнитура Ариап Усл. печ. л. 1.40. Уч.-изд. п. t .12.

Подготовлено на основе электронной версии. предоставленной раэработчиком стандарта

Создано о единичном исполнении во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ* .

117416 Москва, Нахимовский пр-т. д. 31. к. 2. www.goslinlo.ru in1o@goslinfd.ru

Выполненные работы

Натуральные чаи «Чайные технологии»
Натуральные чаи «Чайные технологии»
О проекте

Производитель пищевой продукции «Чайные технологии» заключил контракт с федеральной розничной сетью «АЗБУКА ВКУСА» на поставку натуральных чаев.

Под требования заказчика был оформлен следующий комплект документов: технические условия с последующей регистрацией в ФБУ ЦСМ; технологическая инструкция; сертификат соответствия ГОСТ Р сроком на 3 года; декларация соответствия ТР ТС ЕАС сроком на 3 года с внесение в госреестр (Росаккредитация) с протоколами испытаний; Сертификат соответствия ISO 22 000; Разработан и внедрен на производство план ХАССП.

Выдали полный комплект документов, производитель успешно прошел приемку в «АЗБУКЕ ВКУСА». Срок реализации проекта составил 35 дней.

Что сертифицировали

Азбука Вкуса

Кто вёл проект
Дарья Луценко - Специалист по сертификации

Дарья Луценко

Специалист по сертификации

Оборудования для пожаротушения IFEX
Оборудования для пожаротушения IFEX
О проекте

Производитель оборудования для пожаротушения IFEX открыл представительство в России. Заключив договор на сертификацию продукции, организовали выезд экспертов на производство в Германию для выполнения АКТа анализа производства, часть оборудования провели испытания на месте в испытательной лаборатории на производстве, часть продукции доставили в Россию и совместно с МЧС РОССИИ провели полигонные испытания на соответствия требованиям заявленным производителем.

По требованию заказчика был оформлен сертификат соответствия пожарной безопасности сроком на 5 лет с внесением в госреестр (Росаккредитация) и протоколами испытаний, а также переведена и разработана нормативное документация в соответствии с ГОСТ 53291.

Выдали полный комплект документации, а производитель успешно реализовал Госконтракт на поставку оборудования. Срок реализации проекта составил 45 дней.

Что сертифицировали

Международный производитель оборудования
для пожаротушения IFEX

Кто вёл проект
Василий Орлов - Генеральный директор

Василий Орлов

Генеральный директор

Рассчитать стоимость оформления документации

Специалист свяжется с Вами в ближайшее время

Получить консультацию специалиста

Ошибка: Контактная форма не найдена.

Оставляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением