МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE CONCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
ГОСТ
31968—
2013
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
Автомобильные транспортные средства МЕТОД РАСЧЕТА СТЕПЕНИ РЕЦИКЛИРОВАНИЯ И
УТИЛИЗАЦИИ
(ISO 22628:2002, NEQ)
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2014
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» {ФГУП «НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 07 июня 2013 г. No 43-2013)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166)004—97 |
Код страны по МК(ИСО 3166)004—97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Казахстан |
КZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргыэстандарт |
Молдова |
MD |
Молдова-Стандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Украина |
UA |
Гослотребстандарт Украины |
4 Настоящий стандарт соответствует международному стандарту ISO 22628:2002 «Road vehicles. Recyclability and recoverability. Calculation method» (ИСО 22628:2002 «Транспорт дорожный. Пригодность к переработке для повторного использования и восстанавливаемость. Метод расчета»).
Перевод с английского (еп).
Степень соответствия – неэквивалентная (NEQ).
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08 ноября 2013 г. № 1401-от межгосударственный стандарт ГОСТ 31968-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2014 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕ8ЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном информационном указателе и Национальные стандарты», а текст изменений и лопраеок – е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соотевтстеующее уведомление будет опубликовано е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также е информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
© Стандартинформ. 2014
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Введение к ГОСТ 31968—2013
«Автомобильные транспортные средства. Метод расчета степени рециклирования и утилизации»
Автотранспортные средства (АТС), вышедшие из эксплуатации, представляют собой значительную угрозу для окружающей среды ввиду большого объема образующихся отходов и наличия в них токсичных веществ, которые оказывают длительное негативное воздействие как на здоровье людей, так и на экосистемы.
Для снижения ущерба окружающей среде и снижения энерго» и ресурсопотребления необходимо оптимизировать конструкцию автомобиля для более эффективной утилизации и рециклирования материалов. Наряду с безопасностью АТС. токсичностью выбросов, топливной экономичностью, рециклирование должно являться предметом повышенного внимания конструкторов.
Настоящий стандарт описывает метод оценки пригодности автомобиля к утилизации и рециклированию на основе его конструктивных свойств и свойств материалов, из которых он изготовлен, а также апробированных технологий переработки.
Настоящий стандарт не содержит описания технологических процессов переработки и утилизации.
Ill
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГОСТ 31968—2013 СТАНДАРТ
Автомобильные транспортные средства МЕТОД РАСЧЕТА СТЕПЕНИ РЕЦИКЛИРОВАНИЯ И УТИЛИЗАЦИИ
Motor vehicles. Recyclability and recoverability calculation method
Дата введения – 2014 – 09 – 01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее -АТС) и устанавливает метод расчета степени рециклирования и утилизации. Расчеты производят при постановке АТС на производство.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 масса автомобиля: Масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае автобуса-тягача, либо масса шасси с кабиной, если изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством. Эта масса включает для категорий М и N массы охлаждающей жидкости, масел, не менее 90 % топлива. 100 % других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, а также запасного колеса для категорий М. N и О).
2.2 повторное использование: Любое действие, в результате которого компоненты автотранспортных средств после прекращения эксплуатации используют для тех же целей для которых они были предназначены.
2.3 демонтаж. Снятие компонентов автотранспортного средства с места их установки.
2.4 рециклирование: Технологический процесс использования материа-лов в
первоначальных или иных целях за исключением использования для получения энергии.
2.5 степень рециклирования R%: Отношение в процентах массы компонентов и материалов, подлежащих повторному использованию и рециклированию, к массе нового автомобиля.
2.6 утилизация: Технологический процесс использования материалов в первоначальных или иных целях, включая использование для получения энергии.
Комплекс мероприятий, направленных на осуществление возможного повторного использования отдельных компонентов АТС. рециклирование материалов, из которых оно было изготовлено, а также регенерацию энергии.
2.7 степень утилизации Rr, %: Отношение в процентах массы компонентов и материалов, подлежащих утилизации, к массе нового автомобиля.
2.8 регенерация энергии: Переработка отходов в целях получения топлив или энергии.
2.9 не утилизируемый остаток: Материалы, не пригодные к дальнейшему использованию.
На рисунке 1 приведена схема, поясняющая используемые термины.
Утилизация |
Не утилизируемый остаток |
||
Повторное использование (Компоненты) |
Ре цикли рование (Материалы) |
Регенерация энергии (Материалы) |
(Материалы) |
Степень рециклирования Я™., |
|||
Степень утилизации |
Рисунок 1 – Пояснение значения терминов, используемых при утилизации автомобильных транспортных средств
Издание официальное
ГОСТ 31968—2013
3 Обозначения
Р- масса извлекаемых материалов, учитываемая на стадии подготовки к утилизации, кг;
D – масса извлекаемых компонентов, предназначенных для повторного использования или рециклирования, учитываемая на стадии демонтажа компонентов, кг:
Мт – масса извлекаемых металлов, учитываемая на стадии отделения металлов из остатка, образующегося после стадий подготовки к утилизации и демонтажа компонентов, кг;
Т, – масса извлекаемых неметаллических материалов, рассматриваемых как перерабатываемые, учитываемая на стадии их отделения из остатка, образующегося после стадий подготовки к утилизации и демонтажа компонентов, кг;
Т0 – Масса извлекаемых неметаллических материалов, рассматриваемых в качестве энергоносителя, учитываемая на стадии их отделения из остатка, образующегося после стадий подготовки к утилизации и демонтажа компонентов, кг;
М, – масса автомобиля, кг.
4 Метод расчета степени рециклирования и степени утилизации
4.1 Общие положения
Расчет степени рециклирования и степени утилизации АТС после окончания их эксплуатации проводят в соответствии с этапами его переработки:
• подготовка к утилизации;
• демонтаж:
• отделение металлов;
• переработка неметаллических остатков.
Взаимосвязь масс компонентов и материалов, отделяемых на каждом из этапов переработки АТС. приведены в приложении А.
Расчет степени рециклирования и степени утилизации АТС проводят в соответствии с формой Б.1, приведенной в приложении Б.
4.2 Разделение материалов
Материалы, из которых изготовлен автомобиль, подразделяют на виды:
• металлы;
• полимеры, исключая эластомеры;
• эластомеры (резино-технические изделия);
• стекло:
• жидкости;
• модифицированные органические природные (естественного проис-хождения) материалы (например, кожа, дерево, картон, хлопчатобумажное волокно);
• другие материалы (могут включать те компоненты, которые невозможно легко разделить на составляющие материалы, например, такие, как имеющие сложную структуру, электронные и электрические компоненты);
Разделение на эти виды проводят на каждой стадии расчета для каждой составляющей
массы.
4.3 Этап подготовки к утилизации
На этапе подготовки к утилизации в расчет включают массы следующих узлов, деталей и материалов автомобиля:
• все жидкости;
• аккумуляторная (>ые) батарея (-ей);
• масляный (-ые) фильтр (-ы);
• емкости (баллоны) для сжиженного или для сжатого природного газа;
• шины:
• каталитический (*ие) нейтрализатор (-ы).
Для целей расчета эти компоненты и материалы считают либо пригодными для повторного использования, либо для рециклирования.
Масса Р представляет собой сумму масс этих материалов, узлов и деталей.
К жидкостям относят:
• топливо;
• моторные масла.
• трансмиссионные масла и масла для рулевого управления;
• охлаждающую жидкость:
• тормозную жидкость;
• жидкость в амортизаторах;
• хладагент в системе кондиционирования воздуха;
• жидкость в омывателях стекол и фар;
• жидкость в гидравлической подвеске.
4.4 Этап демонтажа
На этапе демонтажа е расчет включают компоненты, пригодные для повторного использования иУили рециклирования.
Критериями возможности повторного использования компонентов являются обеспечение:
• возможности демонтажа (наличие проверенной технологии разборки без повреждения конструкции компонента);
• дорожной и экологической безопасности при повторном использовании компонента на АТС. Критериями возможности отнесения компонента к пригодным для рециклирования являются
наличие:
– информации о составе материалов, из которых изготовлен компонент;
• проверенной технологии рециклирования материалов, из которых изготовлен компонент. Масса D представляет собой сумму масс всех компонентов, рассматриваемых как пригодные
для повторного использования и/или рециклирования.
4.5 Этап отделения металлов
На этапе отделения металлов при расчете учитывают все черные и цветные металлы, исключая черные и цветные металлы в компонентах, рассмотренных е 4.3 и 4.4. бее черные и цветные металлы следует считать рециклируемыми.
Количество отделенного металла Мт соответствует общему количеству металла в автомобиле за вычетом общей массы металла, учтенной при определении масс Р и О.
Оставшиеся материалы, т.е. материалы, не принятые в расчет на этапах предварительной обработки, разборки и отделения металлов, образуют неметаллический остаток.
4.6 Этап переработки неметаллических остатков
На этапе переработки неметаллических остатков при расчете учитывают рециклируемые или утилизируемые материалы, входящие в неметаллический остаток.
Масса Т, представляет собой сумму масс материалов неметаллического остатка, которые считают пригодными для рециклирования, т.к. существуют проверенные технологии их рециклирования.
Масса Тв представляет собой сумму масс полимеров, резины и модифицированных органических природных материалов, не включенных в расчет при определении масс Р. D. М„ и Тг
Приложение А (рекомендуемое)
Этапы расчета степени рециклирования и степени утилизации
Та б л и ца А.1
Этап расчета |
Элементы автомобиля |
Пригодность к виду переработки |
Масса автомобильных компонентов, iff. виды переработки |
|||
Повторное использование или оеииклиооеание |
Получен ие энергии |
Не утилмэир уемый остаток |
||||
Подготовка к утилизации |
Компоненты и жидкости |
– все жидкости; аккумуляторные батареи; • масляные фильтры; – баллоны для сжиженного га-эа; • баллоны для сжатого газа; • шины; каталитичес-кие нейтрализа торы |
Пригодные к повторному использованию или рециклированию |
Р |
Не примен и МО |
Не примем имо |
Демон таж |
Ком поненты |
Заявляется производителем автомобиля |
Пригодные к повторному использованию или рециклированию |
D |
||
Отделение металлов |
Мате риалы |
Металлы (магнитные и немагнитные) |
Пригодные к рециклированию |
м„ |
||
Переработка неметаллических остатков |
Мате риалы |
Стекло |
Пригодные к рециклированию |
Т, |
т. |
|
Полимеры, исключая эластомеры Резина Модифицированные органические натуральные материалы |
Пригодные к рециклированию или получению энергии |
|||||
Другие материалы |
Определяет производитель |
Масса не ути-лиэируе мого остатка |
Примечание — Сумма масс <Р ♦ О ♦ Мт ♦ 7> Г* + масса не утилизируемого остатка) равна массе автомобиля (Mv)
Приложение Б (обязательное)
Форма для отражения результатов расчета степени рециклирования и степени
утилизации автомобиля
Б.1 Форма
В килограммах
Пдоизводитель: 1 |
Масса автомобиля. М |
||||||
Модель: 1 |
|||||||
Соде Р* жани е мате риал 08 В авто- моби ле |
Металлы |
Поли меры (кроме эласто меров) |
Эласто меры |
Стекло |
Жидеоети |
Органические натуральные материалы |
Другие материалы |
Масса, кг |
|||||||
Подготовка к утилизации. Р |
Отделяемые компоненты и магеоиалы |
Масса |
|||||
Жидкости |
Р1 |
||||||
Аккумуляторные багаоеи |
Р2 |
||||||
Масляные фильт-ры |
РЗ |
||||||
Баллоны для сжиженного и сжатого газа |
F4 |
||||||
Шины |
Р5 |
||||||
Каталитический нейтрализатор |
Р6 |
||||||
Р1*Р2…*Р6- | Р |
|||||||
Демонтаж компонентов (узлов и деталей) автомобиля. О |
|||||||
Номе Р узла |
Наиме нование узла |
Масса |
Номер узла |
Наименее ание узла |
Масса |
Массе остальных демонтируемых компонентов* (011 +…0Х) |
|
1 |
01 |
6 |
06 |
Du-x 1 |
|||
2 |
02 |
7 |
07 |
||||
3 |
03 |
8 |
03 |
||||
А |
04 |
9 |
09 |
||||
5 |
Об |
10 |
010 |
||||
Cvi/ма I |
bl +02…* Об* |
С’>»ле£Б-07 ..+ 010 = |
01…+£КНЛЬ£Х=| |
||||
Отделение металлов. М* |
Содержание металла в оставшейся части автомобиля (после его подготовки к утилизации и демонтажа компонентов): |
Масса |
|||||
АГ.,= |
ГОСТ 31968—2013 Окончание таблицы А.1
Переработка неметаллических остатков, 7, и Г, |
Материалы, пригодные к оеииклиоованию. 7. |
Масса |
|||
Номер гежого- rweocru пхиэсса |
Наимено вание |
Обозна чение |
|||
1 |
7л |
||||
2 |
та |
||||
3 |
|||||
ог4дэХ* |
Тн-х |
||||
7=7*+…7* |
|||||
Извлекаемые неметаллические материа-лы, рассматриваемые в качестве энергоносителя**, 7, |
Масса |
||||
7.= |
|||||
Степень рециклирования |
д в/>♦!>♦«.+Г.100 К |
% |
|||
Степень утили-зации |
R ж-:—:—1-100 ” и, |
% |
|||
’ Необходимо приложить отдельный лист на дополнительные компоненты или технологии. ** Оставшееся количество органических материалов (полимеры, эластомеры, органические натуральные материалы и другие материалы). |
УДК 62-03:629.33*35:006.354 МКС 43.060.20 ОКП45 0000
Ключевые слоев: автомобильное транспортное средство, рециклирование, утилизация, демонтаж
Подписано а печать 01.04.2014. Формат 60x84V*
Уел. печ. л. 1.40. Тираж 31 экэ. Зак. 747.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
123995 Москва. Гранатный пер., 4.