Работаем по всей России
Часы работы: Пн-Пт, 10:00-22:00
+7 ()
Обратный звонок

ГОСТ 31968-2013 Автомобильные транспортные средства. Метод расчета степени рециклирования и утилизации

Получить консультацию специалиста

Ошибка: Контактная форма не найдена.

Оставляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE CONCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

ГОСТ

31968—

2013

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Автомобильные транспортные средства МЕТОД РАСЧЕТА СТЕПЕНИ РЕЦИКЛИРОВАНИЯ И

УТИЛИЗАЦИИ

(ISO 22628:2002, NEQ)

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2014

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» {ФГУП «НАМИ»)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 07 июня 2013 г. No 43-2013)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166)004—97

Код страны по МК(ИСО 3166)004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Казахстан

КZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргыэстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Украина

UA

Гослотребстандарт Украины

4 Настоящий стандарт соответствует международному стандарту ISO 22628:2002 «Road vehicles. Recyclability and recoverability. Calculation method» (ИСО 22628:2002 «Транспорт дорожный. Пригодность к переработке для повторного использования и восстанавливаемость. Метод расчета»).

Перевод с английского (еп).

Степень соответствия – неэквивалентная (NEQ).

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08 ноября 2013 г. № 1401-от межгосударственный стандарт ГОСТ 31968-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2014 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕ8ЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном информационном указателе и Национальные стандарты», а текст изменений и лопраеок – е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соотевтстеующее уведомление будет опубликовано е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также е информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

© Стандартинформ. 2014

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Введение к ГОСТ 31968—2013

«Автомобильные транспортные средства. Метод расчета степени рециклирования и утилизации»

Автотранспортные средства (АТС), вышедшие из эксплуатации, представляют собой значительную угрозу для окружающей среды ввиду большого объема образующихся отходов и наличия в них токсичных веществ, которые оказывают длительное негативное воздействие как на здоровье людей, так и на экосистемы.

Для снижения ущерба окружающей среде и снижения энерго» и ресурсопотребления необходимо оптимизировать конструкцию автомобиля для более эффективной утилизации и рециклирования материалов. Наряду с безопасностью АТС. токсичностью выбросов, топливной экономичностью, рециклирование должно являться предметом повышенного внимания конструкторов.

Настоящий стандарт описывает метод оценки пригодности автомобиля к утилизации и рециклированию на основе его конструктивных свойств и свойств материалов, из которых он изготовлен, а также апробированных технологий переработки.

Настоящий стандарт не содержит описания технологических процессов переработки и утилизации.

Ill

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГОСТ 31968—2013 СТАНДАРТ

Автомобильные транспортные средства МЕТОД РАСЧЕТА СТЕПЕНИ РЕЦИКЛИРОВАНИЯ И УТИЛИЗАЦИИ

Motor vehicles. Recyclability and recoverability calculation method

Дата введения – 2014 – 09 – 01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее -АТС) и устанавливает метод расчета степени рециклирования и утилизации. Расчеты производят при постановке АТС на производство.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 масса автомобиля: Масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае автобуса-тягача, либо масса шасси с кабиной, если изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством. Эта масса включает для категорий М и N массы охлаждающей жидкости, масел, не менее 90 % топлива. 100 % других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, а также запасного колеса для категорий М. N и О).

2.2 повторное использование: Любое действие, в результате которого компоненты автотранспортных средств после прекращения эксплуатации используют для тех же целей для которых они были предназначены.

2.3 демонтаж. Снятие компонентов автотранспортного средства с места их установки.

2.4 рециклирование: Технологический процесс использования материа-лов в

первоначальных или иных целях за исключением использования для получения энергии.

2.5 степень рециклирования R%: Отношение в процентах массы компонентов и материалов, подлежащих повторному использованию и рециклированию, к массе нового автомобиля.

2.6 утилизация: Технологический процесс использования материалов в первоначальных или иных целях, включая использование для получения энергии.

Комплекс мероприятий, направленных на осуществление возможного повторного использования отдельных компонентов АТС. рециклирование материалов, из которых оно было изготовлено, а также регенерацию энергии.

2.7 степень утилизации Rr, %: Отношение в процентах массы компонентов и материалов, подлежащих утилизации, к массе нового автомобиля.

2.8 регенерация энергии: Переработка отходов в целях получения топлив или энергии.

2.9 не утилизируемый остаток: Материалы, не пригодные к дальнейшему использованию.

На рисунке 1 приведена схема, поясняющая используемые термины.

Утилизация

Не утилизируемый остаток

Повторное

использование

(Компоненты)

Ре цикли рование (Материалы)

Регенерация

энергии

(Материалы)

(Материалы)

Степень рециклирования Я™.,

Степень утилизации

Рисунок 1 – Пояснение значения терминов, используемых при утилизации автомобильных транспортных средств

Издание официальное

ГОСТ 31968—2013

3 Обозначения

Р- масса извлекаемых материалов, учитываемая на стадии подготовки к утилизации, кг;

D – масса извлекаемых компонентов, предназначенных для повторного использования или рециклирования, учитываемая на стадии демонтажа компонентов, кг:

Мт – масса извлекаемых металлов, учитываемая на стадии отделения металлов из остатка, образующегося после стадий подготовки к утилизации и демонтажа компонентов, кг;

Т, – масса извлекаемых неметаллических материалов, рассматриваемых как перерабатываемые, учитываемая на стадии их отделения из остатка, образующегося после стадий подготовки к утилизации и демонтажа компонентов, кг;

Т0 – Масса извлекаемых неметаллических материалов, рассматриваемых в качестве энергоносителя, учитываемая на стадии их отделения из остатка, образующегося после стадий подготовки к утилизации и демонтажа компонентов, кг;

М, – масса автомобиля, кг.

4 Метод расчета степени рециклирования и степени утилизации

4.1 Общие положения

Расчет степени рециклирования и степени утилизации АТС после окончания их эксплуатации проводят в соответствии с этапами его переработки:

• подготовка к утилизации;

• демонтаж:

• отделение металлов;

• переработка неметаллических остатков.

Взаимосвязь масс компонентов и материалов, отделяемых на каждом из этапов переработки АТС. приведены в приложении А.

Расчет степени рециклирования и степени утилизации АТС проводят в соответствии с формой Б.1, приведенной в приложении Б.

4.2 Разделение материалов

Материалы, из которых изготовлен автомобиль, подразделяют на виды:

• металлы;

• полимеры, исключая эластомеры;

• эластомеры (резино-технические изделия);

• стекло:

• жидкости;

• модифицированные органические природные (естественного проис-хождения) материалы (например, кожа, дерево, картон, хлопчатобумажное волокно);

• другие материалы (могут включать те компоненты, которые невозможно легко разделить на составляющие материалы, например, такие, как имеющие сложную структуру, электронные и электрические компоненты);

Разделение на эти виды проводят на каждой стадии расчета для каждой составляющей

массы.

4.3 Этап подготовки к утилизации

На этапе подготовки к утилизации в расчет включают массы следующих узлов, деталей и материалов автомобиля:

• все жидкости;

• аккумуляторная (>ые) батарея (-ей);

• масляный (-ые) фильтр (-ы);

• емкости (баллоны) для сжиженного или для сжатого природного газа;

• шины:

• каталитический (*ие) нейтрализатор (-ы).

Для целей расчета эти компоненты и материалы считают либо пригодными для повторного использования, либо для рециклирования.

Масса Р представляет собой сумму масс этих материалов, узлов и деталей.

К жидкостям относят:

• топливо;

• моторные масла.

• трансмиссионные масла и масла для рулевого управления;

• охлаждающую жидкость:

• тормозную жидкость;

• жидкость в амортизаторах;

• хладагент в системе кондиционирования воздуха;

• жидкость в омывателях стекол и фар;

• жидкость в гидравлической подвеске.

4.4 Этап демонтажа

На этапе демонтажа е расчет включают компоненты, пригодные для повторного использования иУили рециклирования.

Критериями возможности повторного использования компонентов являются обеспечение:

• возможности демонтажа (наличие проверенной технологии разборки без повреждения конструкции компонента);

• дорожной и экологической безопасности при повторном использовании компонента на АТС. Критериями возможности отнесения компонента к пригодным для рециклирования являются

наличие:

– информации о составе материалов, из которых изготовлен компонент;

• проверенной технологии рециклирования материалов, из которых изготовлен компонент. Масса D представляет собой сумму масс всех компонентов, рассматриваемых как пригодные

для повторного использования и/или рециклирования.

4.5 Этап отделения металлов

На этапе отделения металлов при расчете учитывают все черные и цветные металлы, исключая черные и цветные металлы в компонентах, рассмотренных е 4.3 и 4.4. бее черные и цветные металлы следует считать рециклируемыми.

Количество отделенного металла Мт соответствует общему количеству металла в автомобиле за вычетом общей массы металла, учтенной при определении масс Р и О.

Оставшиеся материалы, т.е. материалы, не принятые в расчет на этапах предварительной обработки, разборки и отделения металлов, образуют неметаллический остаток.

4.6 Этап переработки неметаллических остатков

На этапе переработки неметаллических остатков при расчете учитывают рециклируемые или утилизируемые материалы, входящие в неметаллический остаток.

Масса Т, представляет собой сумму масс материалов неметаллического остатка, которые считают пригодными для рециклирования, т.к. существуют проверенные технологии их рециклирования.

Масса Тв представляет собой сумму масс полимеров, резины и модифицированных органических природных материалов, не включенных в расчет при определении масс Р. D. М„ и Тг

Приложение А (рекомендуемое)

Этапы расчета степени рециклирования и степени утилизации

Та б л и ца А.1

Этап расчета

Элементы автомобиля

Пригодность к виду переработки

Масса автомобильных компонентов, iff.

виды переработки

Повторное

использование

или

оеииклиооеание

Получен

ие

энергии

Не

утилмэир

уемый

остаток

Подготовка к утилизации

Компоненты и жидкости

– все

жидкости;

аккумуляторные батареи;

• масляные фильтры;

– баллоны для сжиженного га-эа;

• баллоны для сжатого газа;

• шины;

каталитичес-кие

нейтрализа

торы

Пригодные к повторному использованию или рециклированию

Р

Не

примен и МО

Не

примем

имо

Демон

таж

Ком

поненты

Заявляется

производителем

автомобиля

Пригодные к повторному использованию или рециклированию

D

Отделение металлов

Мате

риалы

Металлы (магнитные и немагнитные)

Пригодные к рециклированию

м„

Переработка неметаллических остатков

Мате

риалы

Стекло

Пригодные к рециклированию

Т,

т.

Полимеры, исключая эластомеры Резина Модифицированные органические натуральные материалы

Пригодные к рециклированию или получению энергии

Другие

материалы

Определяет

производитель

Масса не ути-лиэируе мого остатка

Примечание — Сумма масс <Р ♦ О ♦ Мт ♦ 7> Г* + масса не утилизируемого остатка) равна массе автомобиля (Mv)

Приложение Б (обязательное)

Форма для отражения результатов расчета степени рециклирования и степени

утилизации автомобиля

Б.1 Форма

В килограммах

Пдоизводитель: 1

Масса автомобиля. М

Модель: 1

Соде

Р*

жани

е

мате

риал

08 В

авто-

моби

ле

Металлы

Поли

меры

(кроме

эласто

меров)

Эласто

меры

Стекло

Жидеоети

Органические натуральные материалы

Другие

материалы

Масса, кг

Подготовка к утилизации. Р

Отделяемые компоненты и магеоиалы

Масса

Жидкости

Р1

Аккумуляторные

багаоеи

Р2

Масляные фильт-ры

РЗ

Баллоны для сжиженного и сжатого газа

F4

Шины

Р5

Каталитический

нейтрализатор

Р6

Р1*Р2…*Р6- | Р

Демонтаж компонентов (узлов и деталей) автомобиля. О

Номе

Р

узла

Наиме

нование

узла

Масса

Номер

узла

Наименее ание узла

Масса

Массе остальных демонтируемых компонентов* (011 +…0Х)

1

01

6

06

Du-x 1

2

02

7

07

3

03

8

03

А

04

9

09

5

Об

10

010

Cvi/ма I

bl +02…* Об*

С’>»ле£Б-07 ..+ 010 =

01…+£КНЛЬ£Х=|

Отделение металлов. М*

Содержание металла в оставшейся части автомобиля (после его подготовки к утилизации и демонтажа компонентов):

Масса

АГ.,=

ГОСТ 31968—2013 Окончание таблицы А.1

Переработка неметаллических остатков, 7, и Г,

Материалы, пригодные к оеииклиоованию. 7.

Масса

Номер

гежого-

rweocru

пхиэсса

Наимено

вание

Обозна

чение

1

2

та

3

ог4дэХ*

Тн-х

7=7*+…7*

Извлекаемые неметаллические материа-лы, рассматриваемые в качестве энергоносителя**, 7,

Масса

7.=

Степень рециклирования

д в/>♦!>♦«.+Г.100

К

%

Степень утили-зации

R ж-:—:—1-100

” и,

%

’ Необходимо приложить отдельный лист на дополнительные компоненты или технологии. ** Оставшееся количество органических материалов (полимеры, эластомеры, органические натуральные материалы и другие материалы).

УДК 62-03:629.33*35:006.354 МКС 43.060.20 ОКП45 0000

Ключевые слоев: автомобильное транспортное средство, рециклирование, утилизация, демонтаж

Подписано а печать 01.04.2014. Формат 60x84V*

Уел. печ. л. 1.40. Тираж 31 экэ. Зак. 747.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

123995 Москва. Гранатный пер., 4.

Выполненные работы

Натуральные чаи «Чайные технологии»
Натуральные чаи «Чайные технологии»
О проекте

Производитель пищевой продукции «Чайные технологии» заключил контракт с федеральной розничной сетью «АЗБУКА ВКУСА» на поставку натуральных чаев.

Под требования заказчика был оформлен следующий комплект документов: технические условия с последующей регистрацией в ФБУ ЦСМ; технологическая инструкция; сертификат соответствия ГОСТ Р сроком на 3 года; декларация соответствия ТР ТС ЕАС сроком на 3 года с внесение в госреестр (Росаккредитация) с протоколами испытаний; Сертификат соответствия ISO 22 000; Разработан и внедрен на производство план ХАССП.

Выдали полный комплект документов, производитель успешно прошел приемку в «АЗБУКЕ ВКУСА». Срок реализации проекта составил 35 дней.

Что сертифицировали

Азбука Вкуса

Кто вёл проект
Дарья Луценко - Специалист по сертификации

Дарья Луценко

Специалист по сертификации

Оборудования для пожаротушения IFEX
Оборудования для пожаротушения IFEX
О проекте

Производитель оборудования для пожаротушения IFEX открыл представительство в России. Заключив договор на сертификацию продукции, организовали выезд экспертов на производство в Германию для выполнения АКТа анализа производства, часть оборудования провели испытания на месте в испытательной лаборатории на производстве, часть продукции доставили в Россию и совместно с МЧС РОССИИ провели полигонные испытания на соответствия требованиям заявленным производителем.

По требованию заказчика был оформлен сертификат соответствия пожарной безопасности сроком на 5 лет с внесением в госреестр (Росаккредитация) и протоколами испытаний, а также переведена и разработана нормативное документация в соответствии с ГОСТ 53291.

Выдали полный комплект документации, а производитель успешно реализовал Госконтракт на поставку оборудования. Срок реализации проекта составил 45 дней.

Что сертифицировали

Международный производитель оборудования
для пожаротушения IFEX

Кто вёл проект
Василий Орлов - Генеральный директор

Василий Орлов

Генеральный директор

Рассчитать стоимость оформления документации

Специалист свяжется с Вами в ближайшее время

Получить консультацию специалиста

Ошибка: Контактная форма не найдена.

Оставляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением