ЕВРАЗИЙСКИЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(ЕАСС)
EURO-ASIAN COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(EASC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
ГОСТ ISO 6743-15-2013
Материалы смазочные, индустриальные масла и родственные продукты (класс L)
КЛАССИФИКАЦИЯ
Часть 15
Группа Е (масла для двигателей внутреннего сгорания)
(ISO 6743-15:2007, IDT)
Издание официальное
Зарегистрировав
Минск
Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации
Предисловие
Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) представляет собой региональное объединение национальных органов по стандартизации государств, входящих в Содружество Независимых Государств. В дальнейшем возможно вступление в ЕАСС национальных органов по стандартизации других государств.
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0—92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».
Сведения о стандарте
-
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации Республики Казахстан ТК 58 «Нефть, газ. продукты их переработки, материалы, оборудование и сооружения для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности»
-
2 ВНЕСЕН Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан
-
3 ПРИНЯТ Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 44-2013 от 14 ноября 2013 г.)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан |
KG |
Кыргызстандарт |
Молдова |
MD |
Молдова-Стандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
Узстандарт |
LIZ |
Узстандарт |
-
4 Настоящий стандарт идентичен ISO 6743-15:2007 Lubricants, industrial oils and related products (class L). Classification. Part 15: Family E (Internal combustion engine oils) (Материалы смазочные, индустриальные масла и родственные продукты (класс L). Классификация. Часть 15. Группа Е (масла для двигателей внутреннего сгорания).
Международный стандарт разработан Подкомитетом SC 4 «Классификация и технические условия» Технического комитета ISO/TC 28 «Нефтепродукты и смазочные материалы» Международной организации по стандартизации (ISO).
Перевод с английского языка (еп).
Степень соответствия – идентичная (IDT).
-
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных (государственных) органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация также будет опубликована в сети Интернет на сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
Исключительное право официального опубликования настоящего стандарта на территории указанных выше государств принадлежит национальным (государственным) органам по стандартизации этих государств
Введение
Серия международных стандартов ISO 6743 устанавливает общую классификацию смазочных материалов, индустриальных масел и аналогичных продуктов класса L.
В пределах класса L определено 18 групп продуктов согласно области применения каждой группы так, чтобы охватить весь диапазон применения смазочных материалов, индустриальных масел и аналогичных продуктов.
Серия международных стандартов ISO 6743, разработанная Подкомитетом SC 4 «Классификация и технические условия» Технического комитета ISO/TC 28 «Нефтепродукты и смазочные материалы», направлена на достижение сохранности машин и механизмов промышленного оборудования, систем гидроуправления и других механизмов.
Международный стандарт ISO 6743 состоит из следующих частей под общим наименованием «Материалы смазочные, индустриальные масла и родственные продукты (класс L). Классификация»:
-
– Часть 1. Группа А (системы общих потерь);
-
– Часть 2. Группа F (подшипники шпинделя, подшипники и муфты);
-
– Часть 3. Группа D (компрессоры):
-
– Часть 4. Группа Н (гидравлические системы);
-
– Часть 5. Группа Т (турбины);
-
– Часть 6. Группа С (зубчатые передачи);
-
– Часть 7. Группа М (металлообработка);
-
– Часть 8. Группа R (временная защита от коррозии);
-
– Часть 9. Группа X (смазки);
-
– Часть 10. Группа Y (смешанная);
-
– Часть 11. Группа Р (пневматические инструменты);
-
– Часть 12. Группа Q (жидкие теплоносители);
-
– Часть 13. Группа G (направляющие);
-
– Часть 14. Группа V (термообработка);
-
– Часть 15. Группа Е (масла для двигателей внутреннего сгорания);
-
– Часть 99. Общие положения.
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Материалы смазочные, индустриальные масла и родственные продукты (класс L)
КЛАССИФИКАЦИЯ
Часть 15
Группа Е (масла для двигателей внутреннего сгорания)
Lubricants, industrial oils and related products (class L).
Classification. Part 15: Family E (Internal combustion engine oils)
Дата введения
-
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает классификацию масел для двигателей внутреннего сгорания (в табличной форме) для использования в следующих двигателях внутреннего сгорания:
-
a) бензиновые двухтактные двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием с системами картерной продувки, используемые в транспортных средствах, средствах для отдыха и бытового применения (таких как мотоциклы, снегоходы), цепных пилах (далее – масла для двухтактных двигателей);
-
b) бензиновые четырехтактные двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием с общим поддоном картера, содержащим смазочный материал для двигателя и цепи привода/стартера/коробки передачи скоростей, для мотоциклов, мотороллеров, вездеходов (ATV) и аналогичного оборудования (далее – масла для четырехтактных двигателей).
Настоящий стандарт следует рассматривать с [1].
-
2 Нормативные ссылки
Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа:
ISO 3448:1992 Смазки жидкие промышленные. Классификация вязкости по ISO.
Издание официальное
Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государства по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
-
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
-
3.1 смазывающая способность (lubricity): Способность продукта снижать износ и трение, отличная от чисто вязкостных свойств.
-
3.2 моющая способность (detergency): Свойства моторного масла предотвращать и/или удалять отложения на поверхностях двигателя, приводящие к степени чистоты внутренних частей двигателя от отложений, таких как нагар и сажа, образующихся из моторного масла или топлива.
-
3.3 дым выхлопа (exhaust smoke): Видимые выбросы, состоящие из твердых частиц и аэрозольных капель из несгоревшего или частично сгоревшего моторного масла и/или топлива и выходящие из выхлопной трубы.
-
3.4 блокировка системы выпуска отработавших газов (exhaust system blocking): Накопление отложений, обычно из несгоревших частиц моторного масла и/или топлива, в системе выпуска отработавших газов, состоящей из выпускного канала цилиндра, выхлопной трубы и глушителя.
-
3.5 зависание в холодном состоянии поршневых колец (cold sticking of piston rings): Условие, при котором кольцо является свободным в его пазу при работающем двигателе, но залипает на холодном поршне, обычно определяемое по отсутствию нагара или других отложений на внешней стороне кольца и отсутствию признаков пропуска газа на юбке поршня.
Примечание – При этом не наблюдается потери мощности.
-
3.6 зависание в горячем состоянии поршневых колец (hot sticking of piston rings): Условие, при котором кольцо залипает в его пазу при работающем двигателе, обычно определяемое по нагару или другим отложениям на внешней поверхности кольца, по признакам пропуска газа на юбке поршня, или по обоим данным признакам.
Примечание – При этом могут наблюдаться потери мощности.
-
3.7 коэффициент трения (coefficient of friction): Безразмерное отношение силы трения между двумя телами, F, с осевым усилием, N, сжимающим два тела вместе.
Примечание – Часто делается различие между коэффициентом трения покоя и коэффициентом динамического трения: данные термины связаны с относительным движением тел тангенциальным к осевому усилию.
-
3.8 фрикционные свойства смазочного материала (lubricant frictional properties): Описание первоначальных коэффициентов трения смазочных жидкостей и поведение их коэффициентов трения в течение периода времени, скорости скольжения и температуры, достигаемые во время срока службы оборудования.
Примечание – Некоторые типы трущихся компонентов в цепях приво-да/стартера и коробки передачи скоростей мотоциклов требуют смазочных материалов с относительно высокими или низкими коэффициентами трения для надлежащей работы. Поддержание коэффициентов трения покоя и коэффициентов динамического трения в смазочных материалах, используемых в компонентах данных цепей привода/стартера и коробки передачи скоростей, работающих в пределах диапазона температур и срока службы, является необходимым.
-
4 Объяснение применяемых символов
-
4.1 Детальная классификация группы Е установлена на основе определения категории продуктов, требуемых для различных применений данной группы.
-
4.2 Каждая категория обозначается символом из трех букв, составляющих код.
-
Примечание 1 – Первая буква кода (Е) идентифицирует группу рассматриваемого продукта. Вторая и третья буквы в определенных случаях масел для двухтактных двигателей связывают категории ISO: EGB, EGC и EGD, с соответствующими категориями JASO: FB, FC и FD, и обозначают предназначенное общее использование категорий. Родственного для масел для четырехтактных двигателей. вторая и третья буквы связывают категории ISO: EMA и ЕМВ, с соответствующими категориями JASO: МА и МВ. В определенном случае ISO-L-EMA существуют две категории: ISO-L-EMA1 и ISO-L-EMA2. Данные категории в дальнейшем устанавливают различие в смазочных материалах с относительно высокими коэффициентами трения (ЕМА) в двух раздельных категориях.
Примечание 2- Пользователь настоящего стандарта может выбрать применение ЕМА1 или ЕМА2, или просто применять более широкую категорию ЕМА. В любом случае может использоваться только одно из обозначений. Более подробное описание данных подкатегорий и инструкции по применению приведено в [2]. В пределах ISO-L-EMB не существует аналогичных подкатегорий.
Обозначение каждой категории может быть дополнено числом, означающим класс вязкости смазочного материала в соответствии с ISO 3448.
-
5.3 В данной системе классификации продукты обозначаются единым способом. Конкретный продукт может быть обозначен полностью: ISO-L-EGD, ISO-L-EMA или ISO-L-EMA1, или сокращенно: L-EGD или EGD, L-EMA или EMA, L-EMA1 или ЕМА1.
-
5 Детальная классификация
Подробная классификация приведена в таблице 1.
Таблица 1- Классификация смазочных материалов, индустриальных масел и родственных продуктов (класс L) – Группа Е (масла для двигателей внутреннего сгорания)
Буквенное обозначение |
Общее приме-некие |
Частное применение |
Конкретное применение |
Состав и свойства |
Символ ISOL |
Типовое применение |
Е |
Двигатели внутреннего сгорания |
Бензиновые двигатели с искровым зажиганием |
Двухтактные двигатели |
Базовые смазочные жидкости и моющие, дисперсирующие и ингибирующие присадки для получения смазывающей и моющей способности. |
EGB |
Двигатели общего исполнения, не требующие защиты против отложений в системе выпуска отработавших газов и не требующие пониженного уровня дыма выхлопа |
Базовые смазочные жидкости и моющие, диспергирующие и ингибирующие присадки для получения созывающей и повышенной моющей способности. Синтетические жидкости добавляются для уменьшения дыма выхлопа и ингибирующей способности, уменьшающей отложения в системе выпуска отработавших газов |
EGC |
Двигатели общего исполнения, требующие защиты против отложений в системе выпуска отработавших газов, и которые могут потребовать пониженного уровня дыма выхлопа |
<л
ГОСТ ISO 6743-15-2013
0>
Продолжение таблицы1
Буквенное обозначение |
Общее применение |
Частное применение |
Конкретное применение |
Состав и свойства |
Символ ISO-L |
Типовое применение |
Е |
Двигатели внутреннего сгорания |
Бензиновые двигатели с искровым зажиганием |
Двухтактные двигатели |
Базовые смазочные жидкости и моющие, диспергирующие и ингибирующие присадки для получения смазывающей и повышенной моющей способности. Синтетические жидкости добавляются для уменьшения дыма выхлопа и ингибирующей способности, уменьшающей отложения в системе выпуска отработавших газов. Дополнительная моющая способность обеспечивается во избежание зависания поршневых колец при жестких условиях |
EGD |
Двигатели, требующие защиты против отложений в системе выпуска отработавших газов, и которые могут потребовать пониженного уровня дыма выхлопа. Данные двигатепи могут также потребовать использование смазочного материала с повышенной моющей способностью |
ГОСТ ISO 674315-2013
Окончание таблицы1
Буквенное обозначение |
Общее применение |
Частное применение |
Конкретное применение |
Состав и свойства |
Символ ISO-L |
Типовое применение |
Е |
Двигатели внутреннего сгорания |
Бензиновые двигатели с искровым зажиганием |
Четырехтактные двигатели |
Базовые смазочные жидкости и моющие, диспергирующие и ингибирующие присадки для получения смазывающей. противоизносной. антиокислительной и моющей способности. Могут использоваться модификаторы вязкости. Добавки, изменяющие фрикционные свойства. обычно отсутствуют |
ЕМА€ МА1/ЕМ А2 |
Двигатели общего исполнения с общим поддоном картера, содержащим смазочный материал для двигателя и компонентов цели привода/стартера/коробки передачи скоростей. В таких двигателях компоненты цели лриво-да/стэртера/коробки передачи скоростей сконструированы для эксплуатации со смазочными материалами, имеющими относительно высокие коэффициенты трения. |
Базовые смазочные жидкости и моющие, дисперсирующие и ингибирующие присадки для получения смазывающей, противоизносной. антиокислительной и моющей способности. Могут использоваться модификаторы вязкости. Добавки, изменяющие фрикционные свойства, также применяются для уменьшения н/или изменения фрикционных свойств масла. |
ЕМ8 |
Двигатели общего исполнения с общим поддоном картера, содержащим смазо**ый материал для двигателя и компонентов цепи привода/стартера/ коробки передачи скоростей. 6 таких двигателях компоненты цели приво-да/стартера/коробки передачи скоростей сконструированы для эксплуатации со смазочными материалами, имеющими относительно низкие коэффициенты трения. |
ГОСТ ISO 6743-15-2013
Библиография
[1] Международный стандарт ISO 6743-4:1999
[2] Международный стандарт ISO 24254
Материалы смазочные, индустриальные масла и родственные продукты (класс L) – Классификация – Часть 99: Общие положения Смазки, индустриальные масла и родственные продукты (класс L). Группа Е (масла для двигателей внутреннего сгорания). Технические условия для масел, применяемых в четырехтактных бензиновых двигателях мотоциклов и связанных с ними трансмиссиях (категории ЕМА и ЕМВ)
УДК 621.89.09
МКС 75.100 IDT
Ключевые слова: смазочные материалы, индустриальные масла, продукты класса L, классификация, группа Е, масла для двигателей внут-реннего сгорания.
9