ГОСТ ИСО 7904-2-2001
Группа Г00
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Подшипники скольжения
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Часть 2
Применение
Plain bearings. Symbols. Part 2. Applications
МКС 01.075
21.100.10
ОКП 41 8000
Дата введения 2002-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 344 “Подшипники скольжения”, Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) Госстандарта России
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24 мая 2001 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Беларусь |
Госстандарт Республики Беларусь |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика |
Кыргызстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикстандарт |
Туркменистан |
Главгосслужба “Туркменстандартлары” |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 7904-2-95 “Подшипники скольжения. Условные обозначения. Часть 2. Применение”
3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 19 февраля 2002 г. N 71-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО 7904-2-2001 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает практическое применение основных условных обозначений по ГОСТ ИСО 7904-1 с точки зрения расчетов, конструирования, изготовления и испытаний подшипников скольжения.
Условные обозначения, приведенные в разделе 3, объединены согласно ГОСТ ИСО 7904-1.
Углы и направления вращения определяют при вращении левой рукой (против часовой стрелки), то же самое применяют к частоте вращения, окружной и угловой скоростям.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ ИСО 7904-1-2001 Подшипники скольжения. Условные обозначения. Основные условные обозначения.
3 Условные обозначения
3.1 Условные обозначения (латинский алфавит)
– теплоотводящая поверхность (корпус поверхности), удлинение при разрушении; |
|
– площадь контактного участка; |
|
– относительная площадь контактного участка; |
|
– площадь смазочного кармана; |
|
– площадь поперечного сечения; |
|
– расстояние, ускорение, температуропроводность; |
|
– расстояние между входом в зазор и расположением оси вращения; |
|
– относительное расстояние между входом в зазор и расположением оси вращения; |
|
– смещение опоры подшипника; |
|
– (ширина), номинальная ширина подшипника, эффективная ширина подшипника под прямым углом к направлению движения, диаметр кольцевого самоустанавливающегося сегмента; |
|
– относительная ширина, коэффициент ширины; |
|
– наружная ширина корпуса подшипника в направлении оси; |
|
– суммарная ширина подшипника под прямым углом к направлению движения; |
|
– ширина выпускного отверстия по оси; |
|
– ширина выпускного отверстия по окружности; |
|
– ширина смазочной канавки, ширина сливной канавки; |
|
– ширина смазочного кармана; |
|
– номинальный зазор, концентрация, фаска; |
|
– относительный зазор подшипника скольжения (также ); |
|
– разность между клином или радиусом отверстия сегмента и радиусом вала многоклинового и самоустанавливающегося сегментного радиального подшипника; |
|
– зазор подшипника, диаметральный зазор подшипника (разность между отверстием радиального подшипника скольжения и диаметром вала); |
|
– среднее значение ; |
|
– эффективный диаметральный зазор подшипника; |
|
– максимальное значение ; |
|
– минимальное значение ; |
|
– интервал зазора вследствие допусков на механическую обработку многоклинового радиального подшипника скольжения; |
|
– максимальный зазор многоклинового подшипника скольжения; |
|
– минимальный зазор многоклинового подшипника скольжения; |
|
– радиальный зазор в подшипнике (разность между радиусом радиального подшипника скольжения и радиусом вала); |
|
– среднее значение ; |
|
– эффективный радиальный зазор подшипника; |
|
– максимальное значение ; |
|
– минимальное значение ; |
|
– глубина клина многосегментного упорного подшипника (“зазор в упорном подшипнике”); |
|
– удельная теплоемкость, коэффициент жесткости; |
|
– жесткость при изгибе вала; |
|
– удельная теплоемкость (с -константой); |
|
– номинальный диаметр подшипника (внутренний диаметр радиального подшипника скольжения, средний диаметр опорного кольца упорного подшипника); |
|
– двойной радиус клина или сегмента в многоклиновом и самоустанавливающемся сегментном радиальном подшипнике скольжения; |
|
– максимальное значение ; |
|
– минимальное значение ; |
|
– диаметр корпуса подшипника; |
|
– внутренний диаметр опорного кольца упорного подшипника; |
|
– диаметр вала; |
|
– максимальное значение ; |
|
– минимальное значение ; |
|
– наружный диаметр опорного кольца упорного подшипника; |
|
– диаметр, коэффициент демпфирования; |
|
– диаметр капилляров; |
|
|
– диаметр смазочного отверстия; |
– модуль упругости; |
|
– параметр (характеристика) упругости; |
|
– модуль упругости подшипникового материала; |
|
– модуль упругости материала ротора (поверхность скольжения); |
|
– результирующий модуль упругости; |
|
– эксцентриситет (эксцентриситет между осями вала и подшипника); |
|
– относительный эксцентриситет (также ); |
|
– эксцентриситет поверхностей скольжения (сегментов) многоклинового и самоустанавливающегося сегментного радиального подшипника скольжения; |
|
– эксцентриситет вала в направлении нагрузки многоклинового радиального подшипника скольжения; |
|
– нагрузка на подшипник (номинальная нагрузка); |
|
– параметр нагрузки на подшипник; |
|
– нагрузка на подшипник (с влиянием упругогидродинамики EHD); |
|
– параметр нагрузки на подшипник (с влиянием EHD); |
|
– нагрузка на подшипник (с влиянием EHD) при ограниченной граничной смазке; |
|
– параметр нагрузки на подшипник (с влиянием EHD) при ограниченной граничной смазке; |
|
– эффективный параметр нагрузки на подшипник; |
|
– сила трения; |
|
– параметр силы трения; |
|
– нормальная сила, нормальная к поверхности скольжения; |
|
– часть нагрузки на подшипник, поглощаемая вращением ротора (действие клина); |
|
– статическая нагрузка; |
|
– часть нагрузки на подшипник, поглощаемая смещением вследствие сжатия (действие сжатия); |
|
– нагрузка на подшипник в начале движения (); |
|
– нагрузка на подшипник при остановке (); |
|
– нагрузка на подшипник (без влияния EHD) при ограниченной граничной смазке; |
|
– параметр нагрузки на подшипник (без влияния EHD) при ограниченной граничной смазке; |
|
– коэффициент трения, функция; |
|
– параметр трения; |
|
– коэффициент трения в текучей среде (в области граничной смазки); |
|
– коэффициент трения по минимальной кривой Стрибека; |
|
– коэффициент трения в твердой среде; |
|
– коэффициент трения при переходе к граничной смазке; |
|
– модуль сдвига; |
|
– ускорение за счет силы тяжести; |
|
– номинальная высота; |
|
– высота корпуса подшипника; |
|
– твердость по Бринеллю; |
|
– твердость по Роквеллу, определяемая по шкале В; |
|
– твердость по Роквеллу, определяемая по шкале С; |
|
– твердость по Виккерсу; |
|
– локальная толщина смазочного слоя (толщина слоя); |
|
– относительная локальная толщина смазочного слоя (относительная толщина слоя); |
|
– толщина смазочного слоя на входе; |
|
– толщина смазочного слоя на выходе; |
|
– глубина смазочной канавки; |
|
– минимально допустимая толщина смазочного слоя во время работы; |
|
– минимально допустимая относительная толщина смазочного слоя во время работы; |
|
|
– минимально допустимая толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку; |
– минимально допустимая относительная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку; |
|
– минимальная толщина смазочного слоя (минимальная толщина слоя); |
|
– относительная минимальная толщина смазочного слоя (относительная минимальная толщина слоя); |
|
– минимальная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку; |
|
– относительная минимальная толщина смазочного слоя при переходе в граничную смазку; |
|
– глубина смазочного кармана; |
|
– волнистость поверхности скольжения; |
|
– эффективная волнистость поверхности скольжения; |
|
– максимально допустимая эффективная волнистость поверхности скольжения; |
|
– локальная толщина смазочного слоя при ; |
|
– относительная локальная толщина смазочного слоя при ; |
|
– максимальная толщина смазочного слоя при ; |
|
– показатель толщины смазочного слоя (относительная максимальная толщина смазочного слоя при ; |
|
– показатель степени износа; |
|
– коэффициент теплопередачи; |
|
– параметр теплопередачи; |
|
– коэффициент внешней теплопередачи (эталонная площадь ), |
|
– коэффициент внутренней теплопередачи (смазочный слой); |
|
– номинальная длина, длина поверхности скольжения по направлению движения, длина сегмента в круговом направлении; |
|
– длина корпуса подшипника под прямым углом к оси; |
|
– длина осевого контактного участка; |
|
– длина окружного контактного участка; |
|
– длина капилляров; |
|
– длина смазочной канавки; |
|
– длина смазочного кармана; |
|
– длина клина; |
|
– момент, коэффициент смешивания; |
|
– момент нагружения; |
|
– момент трения; |
|
– масса; |
|
– частота вращения (обороты в единицу времени); |
|
– параметр частоты вращения; |
|
– частота вращения подшипника; |
|
– критическая частота вращения вала с жестким креплением; |
|
– частота вращения нагрузки на подшипник; |
|
– частота вращения вала; |
|
– максимально допустимая переходная частота вращения; |
|
– частота вращения при минимальном трении по кривой Стрибека; |
|
– резонансная частота вращения вала, установленного в подшипнике скольжения; |
|
– переходная частота вращения; |
|
– мощность охлаждения, дополнительное охлаждение; |
|
– фрикционная способность; |
|
– сила подкачки; |
|
– скорость теплового потока; |
|
– скорость теплового потока в окружающей среде; |
|
– скорость теплового потока в зависимости от фрикционной способности; |
|
– скорость теплового потока в смазочном материале; |
|
– суммарная мощность (); |
|
– параметр суммарной мощности; |
|
– локальное давление смазочного слоя, например удельная нагрузка; |
|
– удельная нагрузка, например нагрузка на единицу проектируемой площади; |
|
– динамическая удельная нагрузка; |
|
– давление подачи смазки; |
|
– параметр давления подачи смазки; |
|
– максимально допустимое давление смазочного слоя; |
|
– максимально допустимая удельная нагрузка на подшипник; |
|
– максимальное давление смазочного слоя; |
|
– параметр максимального давления смазочного слоя; |
|
– давление смазки в карманах; |
|
– статическая удельная нагрузка; |
|
– удельная нагрузка в начале движения (); |
|
– удельная нагрузка при остановке (); |
|
– расход смазочного материала, объемный расход; |
|
– параметр расхода смазочного материала; |
|
– расход охлажденной смазки; |
|
– расход смазочного материала при подаче под давлением; |
|
– параметр расхода смазочного материала при подаче под давлением; |
|
– эталон расхода смазочного материала; |
|
– расход смазочного материала на входе в смазочный зазор (круговое направление); |
|
– параметр расхода смазочного материала на входе в смазочный зазор (круговое направление); |
|
– расход смазочного материала на выходе смазочного зазора (круговое направление); |
|
– параметр расхода смазочного материала на выходе смазочного зазора (круговое направление); |
|
– расход смазочного материала вследствие развития гидродинамического давления; |
|
– параметр расхода смазочного материала вследствие развития гидродинамического давления; |
|
– внутренний радиус радиального подшипника скольжения; |
|
– среднее значение чистоты обработки поверхности C.L.A.; |
|
– среднее значение чистоты обработки C.L.A. поверхности скольжения подшипника; |
|
– среднее значение чистоты обработки C.L.A. сопряженной поверхности вала; |
|
– радиус клина или сегмента многоклинового и самоустанавливающегося сегментного радиального подшипника скольжения; |
|
– сопротивление потоку в капиллярах (гидростатический подшипник); |
|
– радиус вала; |
|
– сопротивление потоку одного контактного участка в осевом направлении (гидростатический подшипник); |
|
– сопротивление потоку одного контактного участка в круговом направлении (гидростатический подшипник); |
|
– сопротивление потоку одного кармана (гидростатический подшипник); |
|
– средняя высота пика до впадины; |
|
– средняя высота пика до впадины поверхности скольжения подшипника; |
|
– средняя высота пика до впадины сопряженной поверхности вала; |
|
– число Рейнольдса; |
|
– критическое число Рейнольдса; |
|
– повторяемость; |
|
– надежность в зависимости от граничной смазки из-за превышения нагрузки; |
|
– надежность в зависимости от граничной смазки при более низкой частоте вращения; |
|
– число Зоммерфельда; |
|
– число Зоммерфельда (вращение); |
|
– число Зоммерфельда (смещение вследствие сжатия); |
|
– число Зоммерфельда при переходе в граничную смазку; |
|
-толщина стенки; |
|
– амплитуда смещения вибрации ротора при резонансе; |
|
– температура; |
|
– температура окружающей среды; |
|
– температура подшипника; |
|
– эффективная температура смазочного материала; |
|
– температура смазки на входе в подшипник; |
|
– температура смазки на выходе из подшипника; |
|
– температура стеклования (пластические испытания); |
|
– температура вала; |
|
– температура смазки; |
|
– максимально допустимая температура подшипника; |
|
– температура смазки в карманах; |
|
– температура смазки на выходе из зазора подшипника; |
|
– время; |
|
– окружная скорость, скорость скольжения (относительно диаметра вала подшипника скольжения или среднего опорного кольца упорного подшипника); |
|
– окружная скорость подшипника; |
|
– окружная скорость вала; |
|
– максимально допустимая переходная окружная скорость; |
|
– средняя скорость потока при предварительном ограничителе гидростатического подшипника; |
|
– переходная окружная скорость; |
|
– составляющая скорости в -направлении, деформация в -направлении, погрешность измерения; |
|
– объем, скорость поверхности в -направлении, скорость перемещения; |
|
– коэффициент вязкости; |
|
– индекс вязкости; |
|
– составляющая скорости в -направлении, деформация в -направлении; |
|
– скорость поверхности в -направлении, работа (энергия); |
|
– составляющая скорости в -направлении, деформация в -направлении; |
|
– скорость воздуха, окружающего корпус подшипника; |
|
– координата параллельно поверхности скольжения, в круговом направлении; |
|
– координата перпендикулярно к поверхности скольжения; |
|
– число поверхностей скольжения (сегментов) или карманов на подшипник, образование шейки после разрушения; |
|
– координата параллельно поверхности скольжения, перпендикулярно к круговому направлению (для радиальных подшипников скольжения в осевом направлении, для упорных подшипников перпендикулярно к оси вала). |
|
3.2. Условные обозначения (греческий алфавит) |
|
– коэффициент теплопередачи; |
|
– коэффициент линейного теплового расширения; |
|
– коэффициент линейного теплового расширения подшипника; |
|
– коэффициент линейного теплового расширения вала; |
|
– коэффициент объемного теплового расширения; |
|
– угол, характеризующий положение (угловое положение эксцентричности вала относительно направления нагрузки), показатель температурной вязкости; |
|
– угол между направлением нагрузки и положением минимальной толщины смазочного слоя; |
|
– угловое положение нагрузки на подшипник (нагрузка на подшипник в вертикальном направлении: =0); |
|
– разность, оператор Лапласа; |
|
– угловое положение наименьшего зазора для смазки; |
|
– угол несоосности подшипника (угловое отклонение подшипника); |
|
– угол несоосности вала (угловое отклонение вала); |
|
– относительный эксцентриситет () , относительное удлинение; |
|
– коэффициент гидравлического сопротивления; |
|
– динамическая вязкость смазки; |
|
– средняя динамическая вязкость смазки в зазоре; |
|
– эффективная динамическая вязкость смазки; |
|
– коэффициент сопротивления; |
|
– удельная теплопроводность; |
|
– относительная жесткость подшипника; |
|
– кинематическая вязкость смазки, коэффициент Пуассона; |
|
– коэффициент Пуассона (подшипник); |
|
– коэффициент Пуассона (вал); |
|
– коэффициент ограничения (гидростатический подшипник); |
|
– изделие, параметр; |
|
– число Лудольфа (=3,141592 …); |
|
– плотность; |
|
– нормальное напряжение, стандартное отклонение; |
|
– напряжение сдвига (касательное напряжение); |
|
– коэффициент использования поверхности скольжения; |
|
– угловая координата в круговом направлении; |
|
– относительный зазор подшипника (также *); |
|
– средний относительный зазор подшипника; |
|
– эффективный относительный зазор подшипника; |
|
– относительный зазор изготовления многоклинового радиального подшипника скольжения; |
|
– максимальное значение ; |
|
– минимальное значение ; |
|
– относительный зазор подшипника при 20 °С (радиальный подшипник скольжения); |
|
– угловой размах поверхности скольжения подшипника (сегмент); |
|
– угловая скорость (); |
|
– угловая скорость подшипника; |
|
– угловая скорость (гидродинамическая); |
|
– угловая скорость вала; |
|
– относительная угловая скорость. |
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2002