Работаем по всей России
Часы работы: Пн-Пт, 10:00-22:00
+7 ()
Обратный звонок

ГОСТ Р 12.0.006-2002 Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации

Получить консультацию специалиста

Ошибка: Контактная форма не найдена.

Оставляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением

ГОСТ Р 12.0.006-2002

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой, созданной Техническим комитетом по стандартизации ТК 251 «Безопасность труда» и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 251 «Безопасность труда» и Департаментом условий и охраны труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 мая 2002 г. № 221-ст

3 Настоящий стандарт гармонизирован со стандартом OHSAS 18001-99 и руководством Международной организации труда ILO – OSН 2001

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения. 3

2 Нормативные ссылки. 3

3 Определения. 3

4 Требования к системе управления охраной труда. 4

4.1 Общие требования. 4

4.2 Политика организации в области охраны труда. 5

4.2а Идентификация опасностей, оценка риска и управление им

4.3 Планирование мероприятий и функционирования системы управления охраной труда

5 Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда. 6

5.1 Структура работ и распределение ответственности. 6

5.3 Обучение, квалификация и компетентность персонала. 7

5.5 Подготовленность к аварийным ситуациям.. 8

5.6 Передача и обмен информацией. 9

5.7 Документация системы управления охраной труда. 9

5.8 Управление производственно-технологическими операциями. 9

6 Контроль результативности охраны труда. 10

6.1 Методы периодической оценки состояния охраны труда. 10

6.2 Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные действия. 10

6.3 Аварии, несчастные случаи и происшествия. 10

6.4 Записи и управление записями. 11

6.5 Аудит системы управления охраной труда

7 Рассмотрение (анализ) руководством организации функционирования системы управления охраной труда. 11

Приложение АБиблиография. 12

Введение

Многие организации проявляют заинтересованность в эффективности и демонстрации возможностей управления охраной труда (охраной здоровья и безопасностью) работников (персонала). Это делается в условиях ужесточения законодательства в области охраны труда и реформирования экономики.

Методология создания и функционирования систем управления (менеджмента) по ряду направлений определяется общепризнанными международными стандартами ИСО серии 9000 (управление качеством) и ИСО серии 14000 (управление охраной окружающей среды). В основе методологии создания и функционирования систем управления, определяемой этими международными стандартами, положены известные принципы: «планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй», реализуемые в рамках политики в рассматриваемом направлении деятельности. Модель такого подхода приведена на рисунке.

Рисунок – Модель системы управления охраной труда (СУОТ)

Известный британский стандарт BS 8800-96 «Руководство по системам управления охраной здоровья и безопасностью персонала» (Guide to Occupational health and safety management systems) и разработанный на его основе OHSAS 18001-99 (аббревиатура OHSAS – Occupational Health and Safety Assessment Series) «Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала. Требования» и руководство Международной организации труда ILO – OSH 2001 ориентированы на создание системы управления охраной труда организации, которая в виде подсистемы могла бы быть объединена с другими подсистемами системы управления (менеджмента) в рамках единой интегрированной системы управления (менеджмента) организации.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

Настоящий государственный стандарт содержит требования к системам управления охраной труда в организации, стандарт гармонизирован со стандартом OHSAS 18001-991) и руководством ILO- OSH 2001. Следует отметить, что создание системы не является обязательным, а определяется лишь намерениями организации совершенствовать свою деятельность в области охраны труда.

1) Стандарт OHSAS 18001-99 разработан при участии национальных органов по стандартизации ряда стран (Великобритания, Япония, ЮАР, Ирландия), фирм и исследовательских организаций

(Измененная редакция. Изм. № 1).

Система управления охраной труда, соответствующая требованиям настоящего стандарта, предназначена для реализации организацией своей политики и задач в области охраны труда и оценки ее деятельности в этой области сторонними организациями.

Стандарт является общетехническим, устанавливающим требования к элементам системы управления охраной труда. Требования стандарта применимы к организациям всех типов и размеров, независимо от конкретного сектора экономики (отрасли промышленности). На разработку и внедрение системы управления охраной труда оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда.

Успех функционирования системы управления охраной труда зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях управления, всеми подразделениями и работниками организации, особенно ее руководством (работодателем).

(Измененная редакция. Изм. № 1).

Настоящий стандарт содержит требования, которые могут быть использованы для объективной самооценки, самодекларации или сертификации.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

ГОСТ Р 12.0.006-2002

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ТРУДА
В ОРГАНИЗАЦИИ

System of standards for labor safety. General requirements on occupational health
and safety management in organization system

Дата введения 2003-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к системе управления охраной труда в организации.

Требования, содержащиеся в настоящем стандарте, применимы к любой организации независимо от ее организационно-правовой формы, которая намерена:

– создавать систему управления охраной труда;

– обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;

– проводить сертификацию системы управления охраной труда;

– проводить самооценку и самодекларацию соответствия функционирующей системы управления охраной труда требованиям охраны труда и настоящего стандарта.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на:

ГОСТ 12.0.002-80 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

ГОСТ Р 51897-2002 Менеджмент риска. Термины и определения.

ГОСТ Р 51898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 авария: Разрушение сооружений, оборудования, технических устройств, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ, создающие угрозу жизни и здоровью людей.

3.2 аттестация рабочих мест по условиям труда: Система анализа и оценки состояния условий труда на рабочих местах.

3.2а аудит: Систематический, независимый и отражаемый в документах процесс получения и объективной оценки данных для определения степени соблюдения установленных критериев.

3.3 безопасность [продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации]: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений [4].

3.4 Исключен. Изм. № 1.

3.5 безопасные условия труда: Условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и(или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов [5].

3.5а допустимый риск: По ГОСТ Р 51898.

3.6 заинтересованная сторона: По ГОСТ Р 51897.

3.6а идентификация опасностей: Процедура выявления опасностей, их характеристик, возможного проявления последствий.

3.7 компетентность: Выраженная способность применять свои знания и умения.

3.8 несоответствие: Невыполнение требований.

3.9 происшествие: Событие, которое приводит или может привести к несчастному случаю.

3.10 несчастный случай: Нежелательное событие, приводящее к смертельному исходу, травме или заболеванию работника.

3.11 организация работ по охране труда: Система взаимоувязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда.

3.12 охрана труда: Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [2].

3.12а оценка риска: По ГОСТ Р 51897.

3.13 результативность: Измеримые результаты функционирования системы управления охраной труда, относящиеся к контролю и управлению рисками для здоровья и безопасности персонала и основывающиеся на политике охраны труда организации, ее целях и задачах.

3.14 риск: По ГОСТ Р 51898.

3.14а снижение риска: По ГОСТ Р 51897.

3.15 сертификация работ по охране труда в организациях: Форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия работ по охране труда в организации требованиям технических регламентов, положений стандартов или условий договора.

3.16 система управления охраной труда – Часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.

Примечание – Система включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации. Термин «управление» в системе управления охраной труда по смысловому значению соответствует термин «менеджмент» в системе менеджмента качества по стандартам ИСО серии 9000.

3.17 средства [индивидуальной, коллективной] защиты работников: Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения [2].

3.18 травмобезопасность: Соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных требованиями технических регламентов, положениями стандартов или условиями договоров.

3.19 требования безопасности (труда), требования безопасности: По ГОСТ 12.0.002.

3.20 условия труда: Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника [5].

3.21 управление риском: По ГОСТ Р 51897.

3.22 технический регламент: Документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицирован в порядке, установленном законодательствам Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, пли постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливаем осязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, храпении, перевозки, реализации и утилизации) [4].

3.23 стандарт: Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правил осуществления и характеристик процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг [4].

Раздел 3 (Измененная редакция. Изм. № 1).

4 Требования к системе управления охраной труда

4.1 Общие требования

4.1.1 Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.

4.1.2 При создании системы управления охраной труда необходимо:

– определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

– выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;

– определять политику организации в области охраны труда;

– определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;

– разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

4.1.3 Система управления охраной труда должна предусматривать:

– планирование показателей условий и охраны труда;

– контроль плановых показателей;

– возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;

– внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;

– возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;

– возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.

4.2 Политика организации в области охраны труда

4.2.1 Руководство должно:

– определять и документально оформлять политику, цели и задачи (обязательства) в области охраны труда;

– обеспечивать доведение принятой политики до всех работников организации, ее поддержку на всех уровнях управления и ее реализацию;

– периодически рассматривать (анализировать) и корректировать политику с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

4.2.2 Политика организации в области охраны труда должна:

– определять общие цели по улучшению условий и охраны труда работников;

– соответствовать характеру и масштабу рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями организации;

– включать обязательство руководства организации (работодателя) по соответствию условий и охраны труда в организации законодательству в области охраны труда (государственным нормативным требованиям охраны труда);

– включать обязательство руководства организации по постоянному улучшению условий и охраны труда, формированию общественных органов и служб охраны труда, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью;

– предусматривать основу для установления целей и задач по охране труда и их анализа;

– быть доступной заинтересованным сторонам.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

4.2.3 Цели должны соответствовать политике в области охраны труда, включая необходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны труда и другие требования, производственные риски, технологические операции, производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.

Цели в области охраны труда должны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации.

Цели и задачи по охране труда должны иметь по возможности количественное выражение.

4.2а Идентификация опасностей, оценка риска и управление им

4.2а.1 Основные положения

Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки рисков и внедрения необходимых мер защиты от них. Эти процедуры должны гарантировать:

а) идентификацию опасностей;

б) оценку риска;

в) управление риском;

г) регулярную оценку потребности в действиях, указанных в перечислениях а) – в).

4.2а.2 Идентификация опасностей

Идентификация опасностей па рабочих местах должна учитывать:

а) ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к травме или заболеванию работника;

б) причины возникновения потенциального заболевания, связанного с выполняемой работой, продукцией или услугой;

в) сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях.

Идентификация опасностей процессов должна включать рассмотрение:

а) организации работ, управления их выполнением;

б) проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования;

в) монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (помещений);

г) характеристик приобретаемых товаров и услуг

4.2а.3 Оценка риска

Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует анализировать, оценивать и упорядочивать по приоритетам необходимости исключения или снижения риска. При этом следует рассматривать как нормальные условия функционирования производства, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями и возможными аварийными ситуациями.

Оценке подвергают текущую, прошлую и будущую деятельность.

Риски, которые признали неприемлемыми, должны быть использованы как исходные данные для разработки целей и задач в области охраны труда.

4.2а.4 Управление рисками

Все идентифицированные риски подлежат управлению, с учетом приоритетов применяемых мер, в качестве которых используют:

– исключение опасной работы (процедуры);

– замену опасной работы (процедуры);

– инженерные (технические) методы ограничения воздействия опасностей;

– административные методы ограничения воздействия опасностей;

– средства коллективной и индивидуальной зашиты.

При выполнении работ с высоким уровнем риска должны даваться письменные разрешения на проведение таких работ.

4.2а.5 Аттестация рабочих мест по условиям труда

При аттестации рабочих мест проводят оценку условий труда и травмобезопасности рабочих мест. При этом учитывают наличие средств коллективной защиты, обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и определяют эффективность этих средств.

Раздел 4.2а (Введен дополнительно. Изм. № 1).

4.3 Планирование мероприятий и функционирования системы управления охраной труда

4.3.1 Исключен. Изм. № 1.

4.3.2 Организация должна формировать и своевременно корректировать перечень (реестр) факторов, влияющих на охрану труда, которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. Организация должна устанавливать приоритеты, выявлять те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на условия и охрану труда, и гарантировать принятие во внимание этих факторов при определении целей в области охраны труда. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию.

4.3.3 Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления организации.

При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать:

– требования законодательных актов, государственные нормативные требования охраны труда;

– важные факторы охраны труда, технологические финансовые, эксплуатационные и другие особенности хозяйственной деятельности организации;

– ресурсные возможности;

– политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

– мнение заинтересованных сторон.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

4.3.4 Программа улучшения условий и охраны труда

4.3.4.1 Руководство должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:

– подготовке программы улучшения условий и охраны труда;

– определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

– разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест установленным требованиям условий и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда;

– совершенствованию и актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;

– выяснению перспективных тенденций в области охраны труда, включая оценку возможностей превышения организацией современного технического уровня обеспечения охраны труда;

– выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

4.3.4.2 Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно пересматривать с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий функционирования. Такая программа должна также предусматривать:

– распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;

– обеспеченность необходимыми ресурсами;

– средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Примечание – Указанная программа улучшения условий и охраны труда может содержать ссылки на соответствующие документированные методы, составляющие неотъемлемую часть системы управления охраной труда.

5 Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда

5.1 Структура работ и распределение ответственности

5.1.1 Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации [2] возлагают на руководителя организации (работодателя).

5.1.2 В организации должен быть назначен руководитель (специальный представитель руководства), который независимо от других возложенных на него обязанностей должен нести ответственность и обладать полномочиями для:

– организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в соответствии с настоящим стандартом;

– обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;

– инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий;

– выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда;

– выработки рекомендаций и обеспечения выполнения решений по совершенствованию охраны труда;

– организации работ по аттестации рабочих мест по условиям труда;

– проверки выполнения принятых решений;

– управления устранением несоответствий;

– регулярного представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования системы управления охраной труда.

Примечание – В обязанности представителя руководства может также входить поддержание связи с органами государственного и общественного контроля за охраной труда, другими заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда организации.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

5.1.3 Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы.

5.1.4 Руководство организации должно определять требования к ресурсам, необходимым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда.

Примечание – Под ресурсами подразумевают кадры с их специальными знаниями и опытом, технические и финансовые ресурсы.

5.1.5 В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением, а также для организации сотрудничества в области охраны труда между руководством организации и работниками (персоналом) в соответствии с действующим законодательством создают службы охраны труда или назначают работников, на которых (наряду с основной работой) возлагают выполнение обязанностей по охране труда, создают комитеты (комиссии) по охране труда и выбирают уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда [2], [5].

(Измененная редакция. Изм. № 1).

5.2 Исключен. Изм. № 1.

5.3 Обучение, квалификация и компетентность персонала

5.3.1 Организация должна выявлять потребности в обучении персонала для компетентного выполнения работ, включая обучение по охране труда.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

5.3.2 Работники должны быть обучены с учетом специфики выполняемых работ, иметь соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для безопасного выполнения рабочих заданий.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

5.3.3 Организация должна устанавливать методы, подтверждающие наличие у работника соответствующих знаний, касающихся:

– обязанностей работника в области охраны труда в соответствии с действующим законодательством [2];

– фактических или потенциальных последствий его деятельности на уровень безопасности труда;

– понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям охраны труда, системы управления охраной труда, включая действия работника в аварийных ситуациях;

– возможных последствий несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

5.3.4 В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны быть учтены различные уровни ответственности обучаемого, требуемой компетентности и риска на рабочих местах.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

5.3.5 Служба охраны труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны:

– ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда, проводить вводный инструктаж;

– контролировать своевременное и качественное проведение с работниками первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей по охране труда;

– вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

5.3.6 Руководители подразделений, работ и иные должностные лица, на которые возложены обязанности по созданию безопасных условий труда, должны проводить с работниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

(Введен дополнительно. Изм. № 1).

5.4 Исключен. Изм. № 1.

5.5 Подготовленность к аварийным ситуациям

5.5.1 Организация должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий.

5.5.2 Организация должна иметь планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий.

5.5.3 Организация должна анализировать и корректировать (при необходимости) планы и мероприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращения и ликвидации последствий. Организация также должна периодически проверять практическую подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.

5.6 Передача и обмен информацией

Система управления охраной труда организации должна обеспечивать:

– передачу информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации;

– получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, ее документального оформления;

– передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон.

5.7 Документация системы управления охраной труда

5.7.1 Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии.

Примечания

1 Документация может включать утвержденное руководство (положение или другой нормативный документ) по управлению охраной труда.

2 Важно, чтобы документация была в минимальном объеме, достаточном для ее результативного использования.

5.7.2 Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться.

5.7.3 Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, требуемых настоящим стандартом, с тем чтобы:

– документы периодически анализировались, при необходимости, корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;

– копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управления охраной труда;

– отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;

– архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.

5.8 Управление производственно-технологическими операциями

Организация должна определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем, чтобы гарантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:

– установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики организации, целей и задач в области охраны труда;

– выполнения установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам;

– установления и обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответствующих требованиях;

– разработки и использования методов проектирования оснащения рабочих мест, производственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая исключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.

6 Контроль результативности охраны труда

6.1 Методы периодической оценки состояния охраны труда

6.1.1 Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда.

6.1.2 Организация должна разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:

– проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;

– измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;

– регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;

– регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;

– обследования состояния здоровья работников.

Примечание – В случаях, определенных законодательством, должен быть обеспечен мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

6.1.3 Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.

6.2 Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные действия

6.2.1 Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы выявления и анализа несоответствий, принятия мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий. Любое корректирующее или предупредительное действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, должно быть соразмерно выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда.

6.2.2 Организация должна осуществлять своевременную корректировку документированных методов, связанных с проверочными, корректирующими и предупредительными действиями, а также регистрировать эти действия.

6.3 Аварии, несчастные случаи и происшествия

6.3.1 Организация должна разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение:

– сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий;

– смягчения последствий аварий, несчастных случаев;

– корректирующих и предупредительных действий для исключения фактических или потенциальных несоответствий (предполагаемые корректирующие и предупредительные меры следует оценивать по уровню риска, связанного с их реализацией);

– анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий;

– обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

6.3.2 Организация должна регистрировать все изменения в документации, обусловленные предпринятыми корректирующими и предупредительными действиями.

6.4 Записи и управление записями

6.4.1 Организация должна разрабатывать и поддерживать методы ведения записей по охране труда, включая сведения об обучении и инструктажах работников, о результатах внутренних аудитов охраны труда, результатах анализа руководством системы управления охраной труда.

6.4.2 Записи по охране труда должны быть четкими, определенными, отражающими все виды деятельности организации, доступными и иметь защиту от повреждения, разрушения, а также должны сохраняться в течение установленного срока. Сроки хранения должны быть указаны на документах, содержащих записи.

6.4.3 Записи следует актуализировать и хранить в порядке, установленном в организации, для анализа и подтверждения соответствия состояния управления охраной труда требованиям настоящего стандарта.

6.5 Аудит системы управления охраной труда

(Измененная редакция. Изм. № 1).

6.5.1 Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудита системы управления охраной труда.

6.5.2 Аудит системы управления охраной труда проводят для:

– определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения соответствия системы управления охраной труда требованиям настоящего стандарта, положениям политики в области охраны труда;

– определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;

– рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита системы управления охраной труда;

– представления информации по результатам аудита системы управления охраной труда руководству организации.

6.5.3 План проведения аудита системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда.

Методы аудита системы управления охраной труда должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.

6.5.4 По результатам аудита системы управления охраной труда составляют отчеты.

6.5.5 Аудит системы управления охраной труда по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.

Примечание – Термин «независимый» не обязательно означает внешний по отношению к организации.

Пункты 6.5.1 – 6.5.5 (Измененная редакция. Изм. № 1).

6.6 Исключен. Изм. № 1.

7 Рассмотрение (анализ) руководством организации функционирования системы управления охраной труда

7.1 Руководство организации (работодатель) должно через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности, соответствия требованиям настоящего стандарта, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

7.2 Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы. Результаты анализа системы следует документировать.

7.3 Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах в управлении охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Библиография

[1] Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Утверждено постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.97 № 12

[2] Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.99 № 181-ФЗ

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»

[4] Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ

[5] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

Ключевые слова: охрана труда, организация (предприятие), управление охраной труда, организация работ по охране труда, система управления охраной труда, аттестация рабочих мест по условиям труда, мероприятия по охране труда, контроль охраны труда

Выполненные работы

Натуральные чаи «Чайные технологии»
Натуральные чаи «Чайные технологии»
О проекте

Производитель пищевой продукции «Чайные технологии» заключил контракт с федеральной розничной сетью «АЗБУКА ВКУСА» на поставку натуральных чаев.

Под требования заказчика был оформлен следующий комплект документов: технические условия с последующей регистрацией в ФБУ ЦСМ; технологическая инструкция; сертификат соответствия ГОСТ Р сроком на 3 года; декларация соответствия ТР ТС ЕАС сроком на 3 года с внесение в госреестр (Росаккредитация) с протоколами испытаний; Сертификат соответствия ISO 22 000; Разработан и внедрен на производство план ХАССП.

Выдали полный комплект документов, производитель успешно прошел приемку в «АЗБУКЕ ВКУСА». Срок реализации проекта составил 35 дней.

Что сертифицировали

Азбука Вкуса

Кто вёл проект
Дарья Луценко - Специалист по сертификации

Дарья Луценко

Специалист по сертификации

Оборудования для пожаротушения IFEX
Оборудования для пожаротушения IFEX
О проекте

Производитель оборудования для пожаротушения IFEX открыл представительство в России. Заключив договор на сертификацию продукции, организовали выезд экспертов на производство в Германию для выполнения АКТа анализа производства, часть оборудования провели испытания на месте в испытательной лаборатории на производстве, часть продукции доставили в Россию и совместно с МЧС РОССИИ провели полигонные испытания на соответствия требованиям заявленным производителем.

По требованию заказчика был оформлен сертификат соответствия пожарной безопасности сроком на 5 лет с внесением в госреестр (Росаккредитация) и протоколами испытаний, а также переведена и разработана нормативное документация в соответствии с ГОСТ 53291.

Выдали полный комплект документации, а производитель успешно реализовал Госконтракт на поставку оборудования. Срок реализации проекта составил 45 дней.

Что сертифицировали

Международный производитель оборудования
для пожаротушения IFEX

Кто вёл проект
Василий Орлов - Генеральный директор

Василий Орлов

Генеральный директор

Рассчитать стоимость оформления документации

Специалист свяжется с Вами в ближайшее время

Получить консультацию специалиста

Ошибка: Контактная форма не найдена.

Оставляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением