ГОСТ Р 50593-93
Группа Д15
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОРМЫ РАСХОДА КИСЛОРОДА РАНЕНЫМИ (ПОРАЖЕННЫМИ) ПРИ ЭВАКУАЦИИ АВИАЦИОННЫМ ТРАНСПОРТОМ
Общие требования и нормы
Standards of oxygen feed by wounded (defeated) people during evacuation of aviation transport . General requirement and rates
ОКСТУ 7502
Дата введения 1994-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 323 “Авиационная техника”
РАЗРАБОТЧИКИ
В.А.Морозов (руководитель темы); А.Н.Брюнина
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 13.09.93 N 209
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
ГОСТ 2939-63 |
2 |
1. Настоящий стандарт устанавливает нормы расхода кислорода, непрерывно подаваемого кислородной системой (далее – КС) раненым (пораженным) при эвакуации авиационным транспортом, и общие требования к обеспечению раненых кислородом.
Стандарт распространяется на КС самолетов (вертолетов) для раненых (пораженных) и предназначен для расчетов запасов кислорода и конструкций агрегатов и элементов КС, подающих кислород для дыхания раненым (пораженным).
2. Значения норм расхода кислорода должны соответствовать указанным в табл.1.
Таблица 1
Наименование параметра |
Значение параметра, л*/мин |
|
Номин. |
Пред. откл. |
|
Норма расхода кислорода для одного раненого (пораженного) |
2,15 |
±0,25 |
Норма расхода кислорода удвоенная для одного тяжелораненого |
4,30 |
±0,50 |
_______________
* Здесь и далее условия для определения объема газа по ГОСТ 2939.
3. Удвоенный расход кислорода необходимо обеспечивать для тяжелораненых, число которых среди эвакуируемых одним самолетом (вертолетом) носилочных раненых (пораженных) не превышает 30%.
4. Рекомендуемая продолжительность расхода кислорода из КС для питания раненых (пораженных) при авакуации авиатранспортом приведена в табл.2.
Таблица 2
Расход кислорода |
Продолжительность расхода кислорода |
Постоянный |
В течение всего полета в негерметизированной кабине на высоте не более 3000 м |
В течение снижения до безопасной высоты (2400 м), но не менее 10-15 мин при разгерметизации кабины |
|
В течение половины продолжительности полета на высоте 2400 м в разгерметизированной кабине |
|
В течение всего полета на высоте более 3000 м, начиная с земли, для питания 100% носилочных раненых (пораженных) |
|
Периодический |
В течение половины продолжительности полета на высоте 2400 м в разгерметизированной кабине и на земле в течение двух часов (при погрузке-выгрузке) по медицинским показаниям |
В течение полета в загерметизированной кабине для оказания медицинской помощи при тяжелом состоянии здоровья раненых (пораженных), в том числе от переносных источников кислорода |
5. Обеспечение кислородом раненых (пораженных) необходимо осуществлять на каждом посадочном месте, в том числе на местах, оборудованных носилками, число которых приведено в табл.3.
Таблица 3
Число посадочных мест |
Число мест, оборудованных носилками, % от числа посадочных мест |
Не более 150 |
От 30 до 100 |
От 150 до 300 |
Не более 30 |
6. Обеспечение кислородом раненых (пораженных) на самолетах (вертолетах) в спасательном (не более 4 посадочных мест) и операционно-реанимационном (не более 20 посадочных мест) вариантах может осуществляться только от переносных источников кислорода.
7. Кислород раненым (пораженным) следует подавать посредством устройств, комплектующих КС, тип и количество которых в зависимости от количества посадочных мест приведены в табл.4.
Таблица 4
Тип устройства |
Количество, % от числа посадочных мест |
Одноразовые носовые катетеры |
1-2 |
Одноразовые кислородные маски |
100 |
Кислородные маски с экономайзером и одноразовой лицевой частью |
|
Кислородные капюшоны |
5 |
8. Примеры расчета запаса кислорода в КС для раненых (пораженных) и сопровождающего медицинского персонала приведены в приложении 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА ЗАПАСА КИСЛОРОДА В КС ДЛЯ РАНЕНЫХ (ПОРАЖЕННЫХ) И СОПРОВОЖДАЮЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА ЗАПАСА КИСЛОРОДА В КС ДЛЯ РАНЕНЫХ
(ПОРАЖЕННЫХ) И СОПРОВОЖДАЮЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
1. В основу расчета запаса кислорода следует положить:
– профиль полета, при котором требуется наибольший запас кислорода, обусловленный продолжительностью и высотой полета;
– расходные характеристики кислородной маски (капюшона или т.п.), обеспечивающие легочную вентиляцию 10 л/мин:
для всех раненых и сопровождающего
медицинского персонала – (2,15±0,25) л/мин;
для тяжелораненых – (4,30±0,50) л/мин.
Запас кислорода для раненых (пораженных) к КС самолетов (вертолетов) с большим числом посадочных мест размещается, как правило, в стационарных источниках, с малым числом посадочных мест запас кислорода может размещаться в съемных или переносных источниках.
2. Исходные данные для расчета приведены в табл.5.
Таблица 5
Наименование параметра |
Обозначение параметра |
Расчет параметра |
Количество раненых, чел., |
|
По ТЗ |
в том числе: |
||
количество носилочных раненых, чел. |
|
|
количество тяжелораненых, чел. |
0,3 |
|
Количество сопровождающего медперсонала (один медицинский работник на 25-30 раненых), чел. |
|
По ТЗ |
Время кислородного питания, мин: |
Из графика профиля полета (приложение 2) |
|
– весь полет в негерметизированной кабине |
|
|
– весь полет в герметизированной кабине со 100% носилочных раненых |
|
Из графика профиля полета (Приложение 2) |
– при разгерметизации: снижение до безопасной высоты, (но не менее 10-15 мин) |
|
То же |
половина продолжительности полета в разгерметизированной кабине на безопасной высоте (2400 м) |
|
“ |
– погрузка |
|
“ |
– выгрузка |
|
“ |
Время кислородного питания из одного переносного источника, мин |
|
|
Количество переносных источников (по одному на группу раненых из 10 чел.), шт. |
|
|
Количество переносных источников для сопровождающего медперсонала, шт. |
|
|
Расход кислорода для одного раненого, л/мин |
|
2,15±0,25 |
Расход кислорода для одного тяжелораненого, л/мин |
|
4,30±0,50 |
График профиля полета, экстренного снижения до безопасной высоты при разгерметизации и изменения “высоты” в кабине |
– |
Приложение 2 |
3. Запас кислорода () в КС для раненых (пораженных) самолета (вертолета) с негерметизированной кабиной на один полет определяется по формуле
.
4. Запас кислорода на один полет в КС для раненых (пораженных) и сопровождающего медперсонала при разгерметизации кабины для снижения до безопасной высоты, продолжения полета в разгерметизированной кабине в течение половины продолжительности полета на безопасной высоте плюс (или без) два часа периодически по мере загрузки-выгрузки определяется по формуле
.
5. Запас кислорода на один полет в переносных источниках КС для раненых (пораженных), перевозимых самолетами (вертолетами) в спасательном (не более 4 посадочных мест) и операционно-реанимационном (не более 20 посадочных мест) вариантах определяется по формуле
.
6. Запас кислорода на один полет в загерметизированной кабине КС самолетов (вертолетов) для питания кислородом 100% носилочных раненых, начиная с земли, включая 30% тяжелораненых, и сопровождающего медперсонала в течение всего полета определяется по формуле
.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное). ГРАФИК ПРОФИЛЯ ПОЛЕТА, ЭКСТРЕННОГО СНИЖЕНИЯ ДО БЕЗОПАСНОЙ ВЫСОТЫ ПРИ РАЗГЕРМЕТИЗАЦИИ И ИЗМЕНЕНИЯ “ВЫСОТЫ” В КАБИНЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
Электронный текст документа
и сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1993