ГОСТ Р 50887-96
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРЕСЛА-КОЛЯСКИ С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ
Издание официальное
БЗ 6—95/241
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие
-
1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским институтом машиностроения
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 “Медицинское оборудование”
-
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 3 апреля 1996 г. № 248
-
3 В настоящем стандарте полностью учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 7176—10—89 “Кресла-коляски. Определение возможностей кресел-колясок с электроприводом в преодолении препятствий”
-
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© ИПК Издательство стандартов, 1996
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России п
Содержание
-
1 Область применения
-
2 Нормативные ссылки
-
3 Определения
-
4 Средства определения возможности преодоления препятствий 2
-
5 Порядок подготовки к определению возможности преодоления
препятствий
-
6 Порядок определения возможности преодоления препятствий. 4
-
7 Требования к оформлению результатов определения возмож
ности преодоления препятствий
ГОСТ Р 50887-96
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ Метод определения возможности преодоления препятствий
Electric wheel-chairs Method for determination of obstacles climbing ability
Дата введения 1997—01—0!
-
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на инвалидные кресла-коляски с электрическим приводом (далее — кресла-коляски).
-
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50603—93 Кресла-коляски. Классификация по типам, основанная на характеристиках внешнего вида
ГОСТ Р 50605—93 Кресла-коляски. Методы определения габаритных размеров, массы, минимального радиуса поворота и минимальной ширины разворота
ГОСТ Р 50653—94 Кресла-коляски. Термины и определения
ОСТ 92—7180—93 Манекены для испытаний кресел-колясок. Классификация, основные параметры и размеры
Издание официальное
1
-
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 50653.
-
4 СРЕДСТВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ
-
4.1 Определение возможности преодоления препятствий креслами-колясками следует проводить на плоской жесткой поверхности, коэффициент трения которой должен соответствовать нормативным документам по стандартизации предприятия-изготовителя.
-
4.2 Испытательный манекен (далее — манекен) должен соответствовать ОСТ 92—7180.
-
4.3 Препятствие должно представлять собой прямоугольный участок в соответствии с рисунком 1 с высотой ступеней до 200 мм, с интервалом увеличения ступеней 20 мм.
-
Препятствия могут быть сконструированы с помощью четырех щитов толщиной 20, 40, 60 и 80 мм. Щиты должны быть надежно закреплены на испытательной плоскости во избежание смещения при проведении испытаний.
-
4.4 Препятствие должно быть таким, чтобы на нем могли разместиться все колеса кресла-коляски после преодоления препятствий. Размеры препятствия должны быть следующими:
радиус закругления верхней передней кромки препятствия г > 3 мм
ширина препятствия Ь> /
длина препятствия 1\ равна 2/
габаритная длина кресла-коляски / — в соответствии с ГОСТ Р 50605.
Рисунок I — Препятствие для проведения испытаний
-
5 ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ
-
5.1 Кресла-коляски должны быть полностью оснащены для нормального использования, т.е. они должны содержать подлокотники и подножку, но быть без подушек на сиденье.
-
5.2 Если кресла-коляски снабжены пневматическими шинами, давление воздуха в них должно соответствовать требованиям нормативных документов предприятия-изготовителя.
-
Если предусмотрен диапазон давлений — необходимо использовать наиболее низкое давление.
-
5.3 Манекен должен располагаться как можно глубже в кресле-коляске на одинаковом расстоянии от ее боковых сторон.
Манекен должен быть зафиксирован таким образом, чтобы в процессе испытаний кресел-колясок полностью устранялась возможность перемещения манекена.
-
5.4 При проведении испытаний с участием человека движения его корпуса должны быть сведены до минимума.
-
5.5 Система поддержки тела должна быть отрегулирована таким образом, чтобы она соответствовала естественному положению тела.
Подставка для ног должна устанавливаться так, чтобы она не касалась препятствий первой. В то же время угол между сиденьем и подставкой для ног должен быть как можно ближе к 90°.
Наклон сиденья назад по отношению к горизонтальной плоскости должен составлять по возможности 4е.
Наклон спинки в нагруженном состоянии по отношению к вертикальной плоскости по возможности должен составлять 10е.
Поворотные колеса должны быть установлены в положение для движения вперед.
Устройства, препятствующие опрокидыванию кресла-коляски, должны устанавливаться в таком положении, при котором они не мешают проведению испытаний.
Все остальные части системы поддержки тела должны фиксироваться в среднем положении.
-
5.6 Источники питания в начале испытаний должны иметь емкость не менее 75% их установленной номинальной емкости.
-
5.7 Система управления, которая обеспечивает регулирование скорости, должна устанавливаться в положение, обеспечивающее максимальную скорость.
-
5.8 Если предприятие-изготовитель рекомендует для преодоления препятствий выбирать угол подхода к препятствию, не равный 90е, то испытание следует проводить при таком угле.
-
6 ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ
-
6.1 Кресла-коляски направляют вперед перпендикулярно препятствию без предварительного подхода, определяют наибольшую высоту препятствий, которую могут преодолеть кресла-коляски.
-
После преодоления каждого препятствия все колеса кресла-коляски должны располагаться на горизонтальной поверхности препятствия.
-
6.2 Повторяют испытания по 6.1, но при движении задним ходом.
-
6.3 Повторяют испытания по 6.1, но с расстояния подхода 0,5 м. Расстояние подхода к препятствию измеряют между точкой контакта ближайших к препятствию колес (передних или задних) с поверхностью движения и самим препятствием.
-
6.4 Повторяют испытания по 6.3, но при движении задним ходом.
-
7 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ
После проведения определения возможности преодоления препятствий оформляют протокол.
Протокол должен содержать:
а) ссылку на настоящий стандарт;
б) тип изделия по ГОСТ Р 50603;
в) наименование и адрес предприятия, проводившего испытания;
г) фотоснимок кресла-коляски;
д) результаты испытаний по 6.1—6.4;
е) расстояние от уровня испытательной поверхности до наиболее низко расположенного элемента подставки для ног;
ж) расстояние угла атаки препятствия, если он не равен 90’, — в соответствии с 5.8;
и) техническую характеристику испытательного манекена или массу человека в соответствии с 5.4.
УДК 615.478.3.001.4:006354 ОКС 11.040.40 Р23 ОКП 94 5100
Ключевые слова: кресла-коляски, препятствие, определение, испытания
Редактор Т С Шеко Технический редактор Л. А Кузнецова Корректор В.С. Черная Компьютерная верстка В. И. Грищенко
Изд лиц. № 021007 ат 10.08.95.Сдано в набор 07 05.96. Подписано в печать 16.07.96. _____Усл. печ. л. 0,47 Уч-изд л 0,35 Тираж 210 экз С 3613. Зак. 335______ ИПК Издательство стандартов, 107076, Москва, Колодезный пер., 14.
Набрано в Издательстве на ПЭВМ Филиал ИПК Издательство стандартов — тип. “Московский печатник” Москва, Лялин пер., 6