ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИ ЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТР
52847-
2007
Автомобильные транспортные средства
ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Технические требования и методы стендовых испытаний
Издание официальное
Я
«*>
К
О
Я
I
о
€|Ш№Ц1ЧИ1+11|Ш
am
ГОСТ Р 52847—2007
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N9 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения »
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный орде* на Трудового Красного Знамени научно*исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (ФГУП «НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. Ne 489-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежеме* сячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены} или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соотеетст* вующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальномсайтв Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ.2008
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническо* му регулированию и метрологии
ГОСТ Р 52847—2007
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Технические требования и методы стендовых испытаний
Vehicles. Brake gears.
Technical requirements and machine testing methods
Дата введения — 2009—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на колесные тормозные механизмы, предназначенные для автомобильных транспортных средств (далее — АТС), и устанавливает технические требования и методы их испытаний на инерционном стенде.
2 Нормативные ссылки
8 настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.568—97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 41.13—99 (Правила ЕЭК ООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств категорий М. N и О в отношении торможения
ГОСТ Р 41.90—99 (Правила ЕЭК ООН № 90) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных тормозных накладок в сборе и накладок барабанных тормозов для механических транспортных средств и их прицепов
ГОСТ Р 52051—2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт замен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Технические требования
3.1 Тормозные механизмы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта. ГОСТ Р 41.13. ГОСТ Р41.90 и технической документации (далее — ТД). утвержденной в установленном порядке.
3.2 Срок службы тормозного механизма должен быть не менее срока службы АТС. для которогоон предназначен, при соблюдении правил технического обслуживания и эксплуатации, изложенных в инструкции по эксплуатации на конкретное АТС. В течение пробега до капитального ремонта допускает-
Издание официальное
1
ГОСТ Р 52847—2007
ся замена комплектующих изделий, срок службы которых, установленный в технических условиях, менее срока службы АТС.
3.3 Гарантийный срок эксплуатации тормозного механизма должны быть не менее гарантийного срока эксплуатации АТС. для которого он предназначен.
4 Методы испытаний
4.1 Общие положения
4.1.1 Методы испытаний должны соответствовать требованиями ГОСТ Р 41.13. ГОСТ Р 41.90 и настоящего стандарта.
4.1.2 Тормозные механизмы подвергают следующим испытаниям:
• определению эффективности работы.
• оценке прочности.
4.1.3 Перед испытаниями тормозные механизмы проверяютна соответствие их габаритных и при* соединительных размеров требованиям ТД.
4.2 Испытательное оборудование
4.2.1 Испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568.
4.2.2 Испытания проводят на инерционном динамометрическом стенде, оснащенном маховыми массами и аппаратурой для измерения (записи):
• тормозного момента (замедления):
• приводного усилия, действующего на тормозные колодки испытуемого тормозного механизма, или давления в гидравлическом или пневматическом приводе тормозного механизма;
• температуры тормозных накладок;
• частоты вращения тормозного диска (барабана), установленного на валу маховых масс;
• числа полных оборотов тормозного диска (барабана) до полной остановки при каждом торможении.
4.2.3 Погрешность измерений не должна превышать;
3 % — тормозного момента (замедления);
3% — приводного усилия или давления в приводе;
3 % — температуры зоны трения;
1,5 % — частоты вращения.
4.2.4 Стенд должен обеспечивать проведение испытаний в следующих условиях:
— момент инерции вращающихся масс — не менее указанного в ГОСТ Р 41.90;
• регулируемую приводную силу, воздействующую на тормозные колодки. — не менее установленного значения усилия для органа управления тормозной системы базового АТ С (50 кгс для АТС категорий М1 и 70 кгс — для АТС других категорий по ГОСТ Р 52051);
• частоту вращения валаеначале торможения — не менеечастотыеращенияоси колеса, соответствующей максимальной скорости АТС.
4.2.5 При использовании воздушного охлаждения тормозного механизма скорость воздушного потока должна быть не более 10 км/ч.
4.3 Приработка рабочих поверхностей накладок тормозных колодок
4.3.1 Перед испытаниями проводят приработку рабочих поверхностей накладок тормозных колодок до тех пор. пока не будет обеспечен контакт не менее 80 % рабочей поверхности каждой накладки с тормозным барабаном или не менее 90 % рабочей поверхности каждой накладки с тормозным диском.
4.3.2 Приработку рабочих поверхностей накладок тормозных колодок проводят путем чередующихся торможений с начальной скорости < O.SV-4,c (максимальная скорость Vmatt — по ТД на АТС) до полной остановки. При этом приводная сила или давление в приводе должны обеспечивать установившееся замедление не более 5 м/с2. Температура накладок перед началом каждого торможения должна быть не более 100 *С.
Примечание — Допускается проводить приработку по инструкции предприятия-изготовителя.
4.4 Проверка эффективности работы тормозных колодок
4.4.1 В процессе испытаний вал с инерционными массами сначала разгоняют до заданной частоты вращения, а затем выполняют торможение при заданном приводном усилии (давлении в рабочем цилиндре тормозного механизма).
4.4.2 Характеристики эффективности тормозного механизма определяют как зависимости среднего тормозного момента и/или установившегося замедления от:
2
ГОСТ Р 52847—2007
• тормозного усилий (давления) при заданной начальной скорости торможения;
• начальной скорости торможения при заданной приводной силе (давлении в приводе);
• температуры накладок.
4.4.3 Объем испытаний, порядок их проведения и определения характеристик эффективности работы тормозных механизмов АТС. а также критерии их оценки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.13 и ГОСТ 41.90.
4.5 Испытания по оценке прочности
4.5.1 Первый цикл испытаний состоит из серий последовательно повторяющихся торможений, выполняемых сначальной скорости, указанной втаблице 1. при давлении в тормозном приводе или при* водном усилии, обеспечивающем установившееся замедление, указанное в таблице 1, при температу* ре накладок и диска (барабана) в начале торможения, не превышающей 100 «С. Общее число торможений — не менее 500.
Таблица 1
Категория транспортного средства по ГОСТ Р S2051 |
Начальная старость, км/ч |
Установившееся замедление*, м/с2 |
Удельная тормозная сила* |
М1 |
80 |
5.8 |
— |
М2 |
60 |
5.0 |
_ |
М3 |
60 |
5.0 |
— |
N1 |
80 |
5.0 |
— |
N2 |
60 |
5.0 |
— |
N3 |
60 |
5.0 |
— |
О (прицепы) |
60 |
— |
0.5 |
О (полуприцепы) |
60 |
— |
0.45 |
* Нормы эффективности торможения — по ГОСТ Р 41.13. |
4.5.2 Второй цикл испытаний заключается в проведениисерийследующих без перерыва торможе*
ний. которые начинают со скорости 0.8Умвке. но не более 120 км/ч. до конечной скорости 0.4 при дав
лении в приводе или приводном усилии, обеспечивающем среднее замедление от 3 до 5 м/с2, до стабилизации температуры накладок (выполняют не менее 25 торможений). После каждой серии ислы* таний тормозной механизм охлаждают до температуры окружающей среды. Общее число серий — не менее пяти.
4.5.3 Третий цикл прочностных испытаний проводят аналогично первому циклу по 4.5.1.
4.5.4 После завершения испытаний проводят осмотр тормозного механизма и его деталей. На деталях, имеющих гарантированную прочность, не должно быть механических повреждений.
5 Оформление результатов испытаний
5.1 По результатам испытаний составляют протокол, в котором указывают идентификационные данные объекта испытаний и приводят значения измеренных параметров, графические зависимости и данные, характеризующие объект в процессе испытаний (вибрации, шум. дым), а также особенности внешнего вида деталей тормозного механизма до и после испытаний.
5.2 Рекомендуемая форма протокола приведена в приложении А.
3
ГОСТ Р 52847—2007
Приложение А (обязательное)
Форма протокола испытаний
Результаты испытаний
по определению эффективности тормозного механизма
1 Объект испытаний_
2 Результаты испытаний_
2.1 Эффективность торможения_
Даагвниб априэадв, тУСмг{*Пв) Скорость движения,
3 Замечания по внешнему виду после прочностных испытаний
Испытатель Дата_
ГОСТ Р 52&47—2007
УДК629.114—592.6:006.354 ОКС43.040.40 Д25 ОКП450000
Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, колесные тормозные механизмы, ресурс, инерционный стенд
S
Редактор Г. А. Леонова Технический редактор 8.Н. Прусакова Корректор Т.И. Кононенко Компьютерная верстка И.А. НапсОконои
Слано в набор 04.03.2008. Подписано • печать >4.03.2008. Формат 60>84Бумага офсетная. Гарнитура Ариал. Печать офсетная. Уел. печ. л. 0.93. Уч.-иэд. л. 0.SS. Тираж 191 »кз. Зак. 238.
ФГУП кСТАНДАРТИНФОРМ*. 123995 Москва. Гранатный пер . 4. info@goslmlo ги Набрано во ФГУП кСТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.
Отпечатано в филиале ФГУП кСТАНДАРТИНФОРМ» — тип. ‘Московский печатник». 105082 Москва. Лялин пер., в.