ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТР
55088-
2012
НАЦИОНАЛЬНЫМ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Ресурсосбережение. Обращение с отходами
ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Издание официальное
Москва
Стенда ртинформ 2014
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» (ФГУП «8НИЦСМВ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом лостандартиэацииТК 349 «Обращение сотходами»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2012 г. N9 789-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного документа С(76)155 (Final): 1976 Recommendation of the Council on a Comprehensive Waste Management Policy (Рекомендация Совета ОЭСР о рациональной политике обращения с отходами)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стан• дарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее у ее-домление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещают• ся также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
© Сгандартинформ. 2014
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
in
Введение
Одной из наиболее актуальных проблем е Российской Федерации и других странах является проблема рационального обращения с отходами, а именно сбор, удаление, переработка и захоронение отходов. С учетом того, что в Российской Федерации образуется значительное количествоотходов. воз* никает необходимость усиления государственного регулирования в этой области для решения выше* упомянутой проблемы, а также принципов, относящихся к международным экономическим аспектам природоохранной политики [1]. (2].
Настоящий стандарт подготовлено целью продвижения в Российской Федерации политики рацио* нальногообращения с отходами, а также внедрения мер по уменьшению количества отходов и их утили* зации. что может внести значительный вклад в осуществление политики сбережения ресурсов.
При подготовке настоящего стандарта был использован Рекомендательный документ C(76)155(Final) о рациональной политике обращения с отходами, принятый Советом Организации эко* номического сотрудничества и развития (ОЭСР) для стран — членов ОЭСР.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ресурсосбережение.
Обращение с отходами
ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Resources saving. Waste treatment. Comprehensive waste treatment principles
Дата введения — 2014—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает меры, которые следует принимать в рамках реализации принципов рационального обращения с отходами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ 30772—2001 Ресурсосбережение. Обращение сотходами. Термины и определения
Примечание — При пользовании нестоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию зтого стандарта с учетом всех внесенных а данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию зтого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарте в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением:
3.1 принципы рационального обращения с отходами (comprehensive waste management policy): Соответствующая система мер в отношении создания, производства и использования продукции, а также переработки и управления отходами, направленная на наиболее аффективное и экономичное снижение неудобств и расходов, создаваемых отходами.
Примечание — СогласноГОСТР30772.статья5.15, — обрвщениееотходвми:Видыдеятельности. связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, в также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение. захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения.
Издание официальное
4 Принципы рациональной политики обращения с отходами
Учитывая, что количество отходов, подлежащих управлению, значительно возросло во многих областях производства и потребления, а содержание в отходах широкого спектра опасных материалов и веществ делает обращение с отходами все более трудным и дорогостоящим, в Российской Федерации должны быть реализованы следующие основные принципы природоохранной политики.
4.1 Охрана окружающей среды
4.1.1 Рациональная политика обращения с отходами должна быть сформирована таким образом, чтобы осуществлялся принцип охраны окружающей среды в целом, а не отдельных составляющих ее факторов, а также, чтобы меры по охране одной природной зоны не приводили к передаче проблем загрязнения в другую природную зону.
4.1.2 Уполномоченныеорганы Российской Федерации должны обеспечить, чтобы необходимость охраны здоровья человека и окружающей среды была должным образом учтена на каждом этапе: производства. потребления, удаления продуктов потребления, включая операции по переработке или рвцик-л ингу. особенно в отношении токсичных и опасных отходов.
4.2 Сокращение числа источников образования отходов
4.2.1 Предотвращение образования отходов и стимулирование их переработки может внести крупный вкладвосуществлениеполитикисбереженияресурсовиобращениясотходами. Уполномоченные органы Российской Федерации должны разработать комплекс мер. направленных на предотвращение или уменьшение образования отходов с учетом уровня расходов на эту деятельность, и способствовать их осуществлению. Эти меры должны касаться всех типовотходов, образующихся как в результате производственной деятельности, так и потребления.
К таким мерам относят:
• разработку и маркетинг продукции, включая рациональное использование упаковки и. при необходимости. продление срока ее службы:
• изменение производственных процессов;
• повторное использование продукции и. вчастности. упаковки (вслучае необходимости, сисполь-зованием мер по стандартизации);
– использование альтернативной продукции;
– информирование и просвещение общественности о том. как различные способы потребления влияют на образование отходов.
4.3 Утилизация и переработка
4.3.1 Уполномоченные органы Российской Федерации должны разрабатывать и осуществлять надлежащие меры с целью содействия переработке отходов во всех тех случаях, когда утилизация и трансформация отходов выгодны с точки зрения расходов с учетом возможности использования отходов для рекультивации или удобрения земель, в качестве источников вторичного сырья или энергии, а также возможности частичной рекуперации энергетической ценности, содержащейся в продукции.
4.3.2 Уполномоченные органы Российской Федерации должны выработать и осуществлять рациональную политику обращения сотходами. которая бы полностью соответствовала целям охраны окружающей среды и рациональному использованию энергии и ресурсов с учетом экономических ограничений и различий, характерных для местных условий.
5 Инструменты политики и распределение расходов
5.1 Одним из основных принципов природоохранной политики является принцип «загрязнитель платит» {3]. Следует отметить, что применение этого принципа должно способствовать как предупреждению образования отходов, так и их переработке.
5.2 Однако, при необходимости, уполномоченные органы Российской Федерации могут использовать особые инструменты политики для стимулирования выполнения мер. направленных на предотвращение образования отходов и их переработку, как это определено выше, в том числе опираясь на международную практику и законодательство в отношении международных экономических аспектов природоохранной политики [2]. в том числе применение принципа «загрязнитель платит» [3].
6 Доступ к информации
6.1 Уполномоченные органы Российской Федерации должны разрабатывать и применять соответствующие меры для того, чтобы получить всю необходимую информацию с целью организации наиболее экономичного и обоснованного способа удаления и утилизации отходов, реализуя при этом принципы охраны окружающей среды.
6.2 Такие меры должны также применяться ло отношению кхоэяйствующим субъектам, предприятиям. получившим лицензию на деятельность по удалению отходов, а именно тех видов отходов, за обращение с которыми они несут ответственность от имени третьей стороны. При применении таких мер. необходимая информация можеттакже касаться произведенной или импортированной продукции в зависимости оттого, в какой степени эта продукция может приводить к образованию отходов, которые могут нанести ущерб окружающей среде.
7 Административные меры
7.1 При применении принципов, определенных выше, уполномоченные органы Российской Федерации должны, согласно национальному законодательству и соответствующим нормативным документам, принимать административные меры, предназначенные для организации обращениясотходами. по возможности, на рациональной основе.
7.2 К таким мерам относят:
• создание перечня типов и количества отходов, которые подлежат удалению:
– организация сбора отходов для содействия переработке (например, предварительная сортировка, специальная схема сбора, «рынки отходов»};
• создание «центров управления отходами». деятельность которых должна охватывать достаточно широкие географические зоны, чтобы обеспечить осуществление этой деятельности на экономически приемлемых условиях;
– содействие проведению научно-исследовательских работ в области разработки методов обращения с отходами и создания малоотходных технологий, включая соответствующую финансовую помощь исследовательским и демонстрационным предприятиям:
• поддержка создания рынка продукции, изготовленной из вторичного сырья:
• организация информационных систем и кампаний, как для производственного сектора, так и для общественности, направленных на пропаганду уменьшения количества отходов, содействие деятельности ло переработке отходов и использованию продукции, изготовленной из вторичного сырья.
7.3 Указанные административные меры могут, в частности, привести к наделению определенными обязанностями по обращению с отходами тех органов, компетенция которых распространяется за пределы традиционных административных границ.
7.4 Российская Федерация должна сотрудничать с другими заинтересованными странами и международными организациями с целью принятия мер. предпринимаемых для осуществления такой рациональной политики обращения с отходами, которая не должна отрицательно воздействовать на другие страны и. вчастности, не приводила к диспропорциям в международной торговле и других международных экономических аспектах.
Библиография
(1) Федеральный закон от 24.06.1996 N» 69-ФЗ (ред. от 26.07.2012)
[2) OECD С(72)128:1972
[3) OECD 0(74)223:1974
Об отходах производства и потребления
Recommendation of the Council on Guiding Principles concerning international Economic Aspects of Environmental Policies (Рекомендация Совета ОЭСР о руководящих принципах в отношении международных экономических аспектов природоохранной политики)
Recommendation of the Council on the implementation of the Polluter-Pays Principle (Рекомендация Совета ОЭСР о внедрении принципа «загрязнитель платит»)
УДК 676.08:006.354 ОКС 13.030.01 Т56
Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологический менеджмент, обращение с отходами, утилизация отходов, переработка отходов, ресурсосбережение
Редактор Н.О. Грач Технический редактор в. Н. Прусакова Корректор Р.А. Мситова Компьютерная верстка И.А Налеоконои
Сдано е набор 0S.02.2014. Подписано в печать 13.02.2014. Формат 60 « 84 Г арии тура Ариал Уел. печ. л. 0.93. Уч.-иад. л. 0.55. Тираж 83 из. Зак 223.
Издано и отпечатано во . 123995 Москва, Гранатный пер.. 4. wwrwgoslm io.ru