Работаем по всей России
Часы работы: Пн-Пт, 10:00-22:00
+7 ()
Обратный звонок

ГОСТ Р 56072-2014 Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД). Cистема менеджмента безопасности авиационного комплекса поставщиков обслуживания. Руководство по СМБ-АД эксплуатантов авиационной техники (авиакомпаний)

Получить консультацию специалиста

Ошибка: Контактная форма не найдена.

Оставляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением

ГОСТ Р 56072-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД)

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Руководство по СМБ-АД эксплуатантов авиационной техники (авиакомпаний)

Air transport
AVIATION ACTIVITY SAFETY MANAGEMENT SYSTEM OF SERVICE SUPPLIERS AVIATION ACTIVITY SAFETY MANAGEMENT SYSTEM
Airlines safety management system manual

ОКС 03.220.50

Дата введения 2015-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием “Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении” (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 “Воздушный транспорт”

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. N 810-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение

Введение

Данный стандарт разработан в соответствии с п.4.1.3 “Руководства по СУБП”, ИКАО, doc. 9859, 3-е издание (РУБП ИКАО), где говорится, что в рамках создания законодательной базы Государственной программы безопасности полетов (ГосПБП), государство “обнародует требования к СУБП поставщиков обслуживания”. За основу стандарта принят “Инструктивный материал по разработке СУБП”, приведенный в Дополнении 4 к Главе 5 РУБП ИКАО.

Стандарт терминологически адаптирует положения “Инструктивного материала” к опыту и практике авиационной деятельности российских поставщиков обслуживания, устраняет некоторые переводческие и лингвистические неточности, имеющиеся в РУБП ИКАО третьего издания.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на эксплуатантов авиационной техники далее – авиакомпании или (АК), внедряющих Систему менеджмента безопасности авиационной деятельности поставщиков обслуживания – эксплуатантов авиационной техники в соответствии с требованиями ИКАО и устанавливает требования к ней.

Руководство по системе менеджмента безопасности эксплуатантов авиационной техники (авиакомпаний) подлежит обязательной регламентации.

Настоящий стандарт служит инструктивным материалом для авиакомпаний, разрабатывающих Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности поставщиков обслуживания авиакомпаний, и определяет структуру и соответствующие элементы системы менеджмента безопасности авиационной деятельности авиакомпаний (СМБ-АД АК). Это может быть отдельное руководство или раздел, (глава) по СМБ-АД АК, включенное в утвержденное руководство организации (например, в общее руководство или описание компании). Структура такого руководства может зависеть от требований регламентирующего органа.

Описание каждого элемента должно соответствовать масштабу и сложности деятельности организации и процессов СМБ-АД АК.

Руководство также служит для представления информации о структуре СМБ-АД АК как внутри организации, так и соответствующим внешним организациям. Принятие РСМБ АК в качестве официального документа может потребовать одобрения или утверждения уполномоченного Правительством Российской Федерации органа гражданской авиации.

2 Требования к содержанию руководства

Руководство должно включать в себя следующие разделы:

а) контроль документооборота;

б) нормативные требования СМБ-АД АК;

в) объем и интегрированность систем управления безопасностью;

г) политика безопасности;

д) цели обеспечения безопасности АД;

е) роли и обязанности персонала авиакомпании;

ж) представление данных о безопасности АД;

з) выявление опасных факторов и оценка факторов риска;

и) мониторинг и измерение уровня безопасности при выполнении АД;

к) расследование и корректирующие действия по обеспечению безопасности АД;

м)* обучение персонала и обмен информацией о безопасности АД;
_________________

* Нумерация соответствует оригиналу. – .

н) постоянное совершенствование и аудит СМБ-АД АК;

п) ведение документации СМБ-АД АК;

р) управление изменениями;

с) план действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств.

3 Требования к содержанию разделов руководства

3.1 Контроль документооборота

В данном разделе необходимо описать, каким образом будет осуществляться обновление руководства и каким образом организация будет обеспечивать получение всеми сотрудниками, участвующими в управлении безопасностью АД, действующего на данный момент времени варианта руководства.

С этой целью организация должна иметь:

– утвержденный руководством организации – разработчика РСМБ АК перечень рассылки документов, документы на бумажных носителях или документы, созданные в контролируемой организацией электронной среде;

– отлаженную взаимосвязь между РСМБ АК и другими существующими руководствами, такими как руководство по техническому обслуживанию (РТО), руководство по производству полетов (РПП) и др.;

– налаженный процесс периодического обновления РСМБ АК, форм документов и документов для обеспечения их эффективности, адекватности и соответствия действующим требованиям;

– установленный процесс администрирования РСМБ АК, согласования и утверждения регламентирующим органом.

3.2 Нормативные требования СМБ-АД АК

В данном разделе необходимо представить существующие нормативные положения и инструктивный материал по СМБ-АД АК для справок, ссылок и ознакомления всех участников процесса.

С этой целью организация должна:

– расшифровать в тексте существующие нормативные положения и стандарты СМБ-АД АК, включая сроки соблюдения ее положений и в соответствующих случаях – ссылки на консультативные материалы;

– там, где это необходимо, тщательно разъяснить значение и смысл применения руководства для организации;

– установить взаимосвязи с другими требованиями и стандартами организации.

3.3 Объем и интегрированность систем управления безопасностью

В данном разделе необходимо описать направления, объем деятельности и ресурсы авиакомпании, которых касается СМБ-АД АК, а также описать процессы, оборудование и деятельность, которые она считает необходимыми для идентификации опасных факторов и управления факторами риска.

С этой целью необходимо:

– расшифровать сущность авиационного бизнеса авиакомпании, положение и роль в авиационной отрасли в целом;

– определить основные подразделения, отделы, цеха, производственные участки и средства обслуживания, в которых должна применяться СМБ-АД АК;

– определить основные процессы, деятельность и оборудование, которые в организации являются необходимыми для выполнения программы авиакомпании по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска, обращая особое внимание на те, которые связаны с безопасностью АД;

– если СМБ-АД АК будет применяться в группе взаимодействующих организаций или подрядчиков, необходимо в установленном порядке определить и документировать их интегрированность и взаимную ответственность;

– определить интегрированность СМБ-АД АК с другими системами контроля и управления, такими, например, как система менеджмента качества, охрана труда или охрана окружающей среды, и определить их место в СМБ-АД АК.

3.4 Политика безопасности

В данном разделе необходимо описать в кратком виде декларацию, намерения, принципы управления и обязательства организации как производителя продукции или поставщика услуг:

– политика организации в области безопасности АД должна соответствовать масштабу и сложности деятельности авиакомпании;

– политика безопасности должна содержать намерения организации, принципы управления и обязательства авиакомпании по постоянному совершенствованию безопасности АД;

– политику безопасности утверждает и подписывает ответственный руководитель организации;

– политика безопасности популяризуется ответственным руководителем и всеми членами руководства;

– политика безопасности периодически пересматривается;

– сотрудники всех уровней вовлекаются в формирование и поддержание СМБ-АД АК;

– политику безопасности доводят до сведения всех сотрудников, чтобы ознакомить с их индивидуальными обязательствами по обеспечению безопасности АД.

3.5 Цели обеспечения безопасности АД

В данном разделе необходимо описать цели обеспечения безопасности АД организации. Цели обеспечения безопасности АД должны быть представлены в виде краткого заявления об общих параметрах, которые организация надеется достичь.

При этом должны быть установлены:

– цели обеспечения безопасности АД;

– цели обеспечения безопасности должны быть выражены как наивысший приоритет, описывающий обязательства организации в достижении безопасности АД;

– должен быть формализован процесс развития взаимоувязанных целей безопасности АД;

– цели обеспечения безопасности АД должны быть опубликованы и распространены;

– должны быть выделены ресурсы для достижения целей;

– чтобы облегчить соответствующий мониторинг и измеримость, цели безопасности АД должны быть связаны с индикаторами безопасности.

3.6 Роли и обязанности персонала авиакомпании

В данном разделе с учетом требований положения об авиакомпании, руководств по стандартным эксплуатационным правилам, руководства по административным вопросам и т.д. должны быть описаны полномочия, обязанности и ответственность персонала, деятельность которого регулируется СМБ-АД АК:

– ответственный руководитель организации должен быть ответственен за внедрение и функционирование СМБ-АД АК во всех сферах авиационной деятельности организации и соответствует установленным требованиям;

– в установленном порядке назначен заместитель ответственного руководителя по безопасности АД, сформированы: комитет по вопросам безопасности АД и оперативная группа по вопросам безопасности АД;

– определены и документально оформлены полномочия, ответственность и обязанности по безопасности всего персонала авиакомпании;

– персонал понимает полномочия, обязанности и ответственность по всем процессам СМБ-АД АК;

– установлена иерархия ответственности в организации в соответствии с СМБ-АД АК.

3.7 Представление данных о безопасности АД

В данном разделе должна быть описана в общих чертах система обязательных докладов данных о безопасности, которая должна включать в себя как реагирующий (донесения об авиационном происшествии или инциденте и т.д.), так и проактивный и прогностический (донесения об опасных факторах) компоненты. Каждый из компонентов должен быть подробно описан. Описания должны содержать формат донесения, требования к конфиденциальности, указания на адресатов, описание процедур расследования (оценки), корректирующие (профилактические) меры и порядок рассылки донесения.

В данном разделе необходимо описать процедуру фиксирования внутренних и внешних событий, произошедших с эксплуатируемыми организацией воздушными судами, включая авиационные происшествия, инциденты и другие события, входящие в сферу действия СМБ-АД АК;

– особый порядок работы с обязательными донесениями (в случае авиационных происшествий, серьезных инцидентов, существенных неисправностей и т.д.), о которых необходимо уведомлять соответствующие уполномоченные государственные органы, и порядок работы с информацией об обычных незначительных происшествиях, которых могут не выходить за пределы организации;

– систему добровольных и конфиденциальных докладов об опасных факторах (событиях), предусматривающую защиту данных и личности информатора от раскрытия;

– процедуры обязательных и добровольных докладов о безопасности АД, которые должны быть просты, доступны и соответствовать масштабу деятельности организации;

– порядок хранения информации о безопасности АД в соответствующей базе данных, позволяющей проведение необходимого анализа.

3.8 Выявление опасных факторов и оценка факторов риска

В данном разделе должна быть описана система выявления опасных факторов и процессов структурирования этих данных. Необходимо описать процесс распределения опасных факторов и факторов риска по категориям, приоритетности и степени значимости в целях подготовки документированной оценки безопасности АД. Также необходимо описать процессы проведения оценки безопасности АД и исполнение планов профилактических мер:

– учет выявленных опасных факторов, выделение приоритетов и распределение для целей оценки риска;

– структурированный процесс оценки факторов риска, включающий в себя оценку их тяжести, вероятности, допустимости и возможности контроля для защиты от них;

– обоснование того, что основной задачей выявления опасных факторов и оценки факторов риска является обеспечение безопасности АД;

– порядок использования рабочих журналов, форм или программного обеспечения, соответствующих сложности структуры и деятельности организации при оценке факторов риска;

– порядок одобрения (визирования) руководителем соответствующего уровня подготовленной оценки безопасности АД;

– процесс оценивания эффективности разработанных корректирующих, профилактических и восстановительных мер;

– порядок регулярного рассмотрения оценок безопасности АД и документального оформления их выводов.

Примечание:

Риск безопасности полетов авиакомпании за определенный промежуток времени

Rki=F(Rnj), где j=1,…, m – число полетов авиакомпании за этот промежуток времени.

Риск безопасности каждого полета, совершаемого авиакомпанией, – как функцию безопасности операционной деятельности самой авиакомпании и безопасности авиационной деятельности всех поставщиков обслуживания, задействованных при осуществлении данного полёта, определяют по формуле:

Rnj=F2(Rвс, Rjo, Rа/п выл., Rа/п пр., Rуч. зав., RОрВД),

где:

Rвс – риск, связанный с используемым типом ВС,

Rjo – риск, связанный с операционной деятельностью авиакомпании,

Rа/п выл. – риски аэропорта вылета,

Rа/п пр. – риски аэропорта прилёта,

Rуч. зав. – риски, связанные с учебными заведениями, в которых проходили подготовку лётный и технический состав авиакомпании,

RОрВД – риски, связанные с организациями по управлению воздушным движением в зоне полёта.

3.9 Мониторинг и измерение уровня безопасности при выполнении АД

В данном разделе описывается компонент СМБ-АД АК, касающийся мониторинга и измерения показателей уровня безопасности АД организации:

– должен быть описан формальный процесс разработки и поддержания набора показателей уровня безопасности при выполнении АД и сопутствующих целевых задач;

– должно быть установлено соответствие между показателями уровня безопасности АД и целями организации по их обеспечению, а также, при необходимости, процесс их одобрения регламентирующими органами;

– должен быть описан процесс мониторинга показателей безопасности АД, включая процесс выполнения корректирующих действий при возникновении неприемлемых или аномальных тенденций;

– любые другие дополнительные критерии или процессы мониторинга и измерения уровня безопасности АД.

Примечание:

Более подробно методы мониторинга и способы разработки показателей безопасности АД рассмотрены в других стандартах СМБ-АД.

3.10 Расследования и корректирующие действия по обеспечению безопасности АД

В данном разделе необходимо описать процессы расследования и обработки данных об авиационных происшествиях, инцидентах и событиях внутри организации, включая их соответствие системе выявления опасных факторов и управления факторами риска изложенных в СМБ-АД АК организации:

– процедуры, обеспечивающие внутреннее расследование авиационных происшествий и инцидентов, о которых была представлена информация;

– порядок распространения в организации и предоставления в установленном порядке в уполномоченные государственные органы отчетов о завершенных расследованиях;

– процедуру, обеспечивающую выполнение установленных или рекомендованных корректирующих действий, оценку их результатов и эффективности;

– порядок дисциплинарных расследований и действий, связанных с данными, приведенными в отчетах о расследованиях;

– определение условий, при которых применяются дисциплинарные меры (например, незаконные действия, безответственная неосторожность, грубая небрежность или умышленное нарушение);

– процедуры, обеспечивающие выявление отказов при выполнении деятельности, а также сопутствующих и опасных факторов;

– формат и процедуру, определяющую каким образом выявляемые факторы и опасности, соответственно, будут включаться в систему идентифицированных опасных факторов и систему управления факторами риска организации.

3.11 Обучение персонала и обмен информацией о безопасности АД

В данном разделе необходимо разработать и описать различные виды обучения персонала в области СМБ-АД АК и порядок определения эффективности обучения.

Должен быть описан порядок документального оформления обучения и порядок аттестации персонала, а также необходимо описать процессы и каналы обмена информацией о безопасности полетов внутри организации:

– порядок документального оформления учебных программ, потенциальных участников и порядок разработки требований к обучению;

– порядок проведения аттестации для оценки эффективности обучения;

– состав и объем обучения, которое должно включать в себя начальную подготовку, переподготовку и при необходимости повышение квалификации;

– требование о включении обучения СМБ-АД АК в общую программу обучения организации;

– требование о включении ознакомления с СМБ-АД АК в подготовку сотрудника при найме на работу;

– каналы и процессы обмена информацией внутри организации.

3.12 Постоянное совершенствование и аудит СМБ-АД АК

В данном разделе должен быть описан процесс постоянного пересмотра и совершенствования СМБ-АД АК:

– организация процесса регулярного внутреннего аудита (обзора) СМБ-АД АК в целях обеспечения ее соответствия требованиям адекватности и эффективности;

– другие программы, содействующие постоянному совершенствованию СМБ-АД АК и обеспечению безопасности АД, например, MEDA, исследованиям в области безопасности АД, системе ИСО.

Примечание:

Организация должна выделять ресурсы на исследования в области безопасности АД и документировать их в виде отчета о проделанной работе и внедрении полученных результатов. В руководстве по СМБ-АД АК должен быть определен порядок использования результатов исследований и отчетов в текущей деятельности авиакомпании.

3.13 Ведение документации СМБ-АД АК

В данном разделе должна быть описана система учета и архивирования документации по СМБ-АД АК, которая должна обеспечить сохранность всех документов, созданных в связи с внедрением и функционированием СМБ-АД АК:

– описание документов, подлежащих учету и хранению, включающих в себя в том числе отчеты об опасных факторах, отчеты об оценке факторов риска, протоколы заседаний оперативной группы по вопросам безопасности АД, таблицы показателей эффективности обеспечения безопасности АД, отчеты о проверках СМБ-АД АК и документы о подготовке персонала в области СМБ-АД АК;

– требование к доступности документов системы документооборота СМБ-АД АК для повседневного управления СМБ-АД АК, а также для целей внутренних и внешних аудиторов.

3.14 Управление изменениями

В организации должен описанный и утвержденный ответственным руководителем порядок управления изменениями, которые могут влиять на факторы риска для безопасности АД и интегрированность этих процессов в СМБ-АД АК:

– процедуры, обеспечивающие уверенность, что при проведении существенных организационных изменений или изменений в деятельности по разработке и эксплуатации AT будет учтено любое возможное влияние на существующие факторы риска для безопасности АД;

– процедуры, обеспечивающие проведение надлежащей оценки безопасности АД до внедрения нового оборудования или процессов, которые могут повлиять на факторы риска для безопасности АД;

– процедуры пересмотра существующих оценок безопасности АД в случае изменений в соответствующих процессах или оборудовании.

3.15 План действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств

В данном разделе должны быть описаны цели и обязательства организации при возникновении аварийных ситуаций, распределение ролей и обязанностей ведущих сотрудников, меры по восстановлению нормальной работоспособности организации. В авиакомпании должен быть утвержден План мероприятий на случай аварийной обстановки, в котором описаны роли и обязанности персонала и установлен фиксированный порядок действий в случае серьезного инцидента, кризисной ситуации или авиационного происшествия. Он может быть отдельным документом или быть частью руководства по СМБ-АД АК, в котором:

– должен быть описан План действий на случай аварийной обстановки, в котором должны быть изложены роли и обязанности в случае серьезного инцидента, кризисной ситуации или авиационного происшествия;

– описан порядок оповещения, который должен включать мобилизационный список, описание внутренних мобилизационных процессов;

– содержаться описание договоренностей с другими организациями об оказании помощи в случае необходимости и предоставлении услуг в чрезвычайной ситуации;

– должен быть описан установленный порядок действий в условиях чрезвычайной ситуации;

– содержаться описание процедуры наблюдения за состоянием всех пострадавших лиц и оповещения их родственников;

– содержаться описание порядка поддержания связей со СМИ и страховыми организациями;

– должно быть описано распределение обязанностей и ответственности руководителей за расследование авиационных происшествий;

– четко определены и описаны требования в отношении обеспечения сохранности вещественных доказательств, безопасности пораженной зоны и обязательного доклада о безопасности АД официальным органам;

– подготовлена и описана программа подготовки персонала по действиям в чрезвычайных ситуациях;

– должен быть описан План эвакуации выведенного из строя воздушного судна и оборудования эксплуатантами аэродрома или другими организациями;

– должно быть представлено описание процедуры фиксированных действий, осуществляемых в ходе мероприятий в случае возникновения аварийной обстановки.

УДК 656.7:006.354

ОКС 03.220.50

Ключевые слова: система управления безопасностью, риск, обеспечение безопасности

Электронный текст документа
и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2015

Выполненные работы

Натуральные чаи «Чайные технологии»
Натуральные чаи «Чайные технологии»
О проекте

Производитель пищевой продукции «Чайные технологии» заключил контракт с федеральной розничной сетью «АЗБУКА ВКУСА» на поставку натуральных чаев.

Под требования заказчика был оформлен следующий комплект документов: технические условия с последующей регистрацией в ФБУ ЦСМ; технологическая инструкция; сертификат соответствия ГОСТ Р сроком на 3 года; декларация соответствия ТР ТС ЕАС сроком на 3 года с внесение в госреестр (Росаккредитация) с протоколами испытаний; Сертификат соответствия ISO 22 000; Разработан и внедрен на производство план ХАССП.

Выдали полный комплект документов, производитель успешно прошел приемку в «АЗБУКЕ ВКУСА». Срок реализации проекта составил 35 дней.

Что сертифицировали

Азбука Вкуса

Кто вёл проект
Дарья Луценко - Специалист по сертификации

Дарья Луценко

Специалист по сертификации

Оборудования для пожаротушения IFEX
Оборудования для пожаротушения IFEX
О проекте

Производитель оборудования для пожаротушения IFEX открыл представительство в России. Заключив договор на сертификацию продукции, организовали выезд экспертов на производство в Германию для выполнения АКТа анализа производства, часть оборудования провели испытания на месте в испытательной лаборатории на производстве, часть продукции доставили в Россию и совместно с МЧС РОССИИ провели полигонные испытания на соответствия требованиям заявленным производителем.

По требованию заказчика был оформлен сертификат соответствия пожарной безопасности сроком на 5 лет с внесением в госреестр (Росаккредитация) и протоколами испытаний, а также переведена и разработана нормативное документация в соответствии с ГОСТ 53291.

Выдали полный комплект документации, а производитель успешно реализовал Госконтракт на поставку оборудования. Срок реализации проекта составил 45 дней.

Что сертифицировали

Международный производитель оборудования
для пожаротушения IFEX

Кто вёл проект
Василий Орлов - Генеральный директор

Василий Орлов

Генеральный директор

Рассчитать стоимость оформления документации

Специалист свяжется с Вами в ближайшее время

Получить консультацию специалиста

Ошибка: Контактная форма не найдена.

Оставляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением