ГОСТ Р 56072-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воздушный транспорт
Система менеджмента безопасности авиационной деятельности (СМБ-АД)
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПОСТАВЩИКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Руководство по СМБ-АД эксплуатантов авиационной техники (авиакомпаний)
Air transport
AVIATION ACTIVITY SAFETY MANAGEMENT SYSTEM OF SERVICE SUPPLIERS AVIATION ACTIVITY SAFETY MANAGEMENT SYSTEM
Airlines safety management system manual
ОКС 03.220.50
Дата введения 2015-03-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием “Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении” (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 “Воздушный транспорт”
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. N 810-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе “Национальные стандарты”, а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Введение
Введение
Данный стандарт разработан в соответствии с п.4.1.3 “Руководства по СУБП”, ИКАО, doc. 9859, 3-е издание (РУБП ИКАО), где говорится, что в рамках создания законодательной базы Государственной программы безопасности полетов (ГосПБП), государство “обнародует требования к СУБП поставщиков обслуживания”. За основу стандарта принят “Инструктивный материал по разработке СУБП”, приведенный в Дополнении 4 к Главе 5 РУБП ИКАО.
Стандарт терминологически адаптирует положения “Инструктивного материала” к опыту и практике авиационной деятельности российских поставщиков обслуживания, устраняет некоторые переводческие и лингвистические неточности, имеющиеся в РУБП ИКАО третьего издания.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на эксплуатантов авиационной техники далее – авиакомпании или (АК), внедряющих Систему менеджмента безопасности авиационной деятельности поставщиков обслуживания – эксплуатантов авиационной техники в соответствии с требованиями ИКАО и устанавливает требования к ней.
Руководство по системе менеджмента безопасности эксплуатантов авиационной техники (авиакомпаний) подлежит обязательной регламентации.
Настоящий стандарт служит инструктивным материалом для авиакомпаний, разрабатывающих Руководство по системе менеджмента безопасности авиационной деятельности поставщиков обслуживания авиакомпаний, и определяет структуру и соответствующие элементы системы менеджмента безопасности авиационной деятельности авиакомпаний (СМБ-АД АК). Это может быть отдельное руководство или раздел, (глава) по СМБ-АД АК, включенное в утвержденное руководство организации (например, в общее руководство или описание компании). Структура такого руководства может зависеть от требований регламентирующего органа.
Описание каждого элемента должно соответствовать масштабу и сложности деятельности организации и процессов СМБ-АД АК.
Руководство также служит для представления информации о структуре СМБ-АД АК как внутри организации, так и соответствующим внешним организациям. Принятие РСМБ АК в качестве официального документа может потребовать одобрения или утверждения уполномоченного Правительством Российской Федерации органа гражданской авиации.
2 Требования к содержанию руководства
Руководство должно включать в себя следующие разделы:
а) контроль документооборота;
б) нормативные требования СМБ-АД АК;
в) объем и интегрированность систем управления безопасностью;
г) политика безопасности;
д) цели обеспечения безопасности АД;
е) роли и обязанности персонала авиакомпании;
ж) представление данных о безопасности АД;
з) выявление опасных факторов и оценка факторов риска;
и) мониторинг и измерение уровня безопасности при выполнении АД;
к) расследование и корректирующие действия по обеспечению безопасности АД;
м)* обучение персонала и обмен информацией о безопасности АД;
_________________
* Нумерация соответствует оригиналу. – .
н) постоянное совершенствование и аудит СМБ-АД АК;
п) ведение документации СМБ-АД АК;
р) управление изменениями;
с) план действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств.
3 Требования к содержанию разделов руководства
3.1 Контроль документооборота
В данном разделе необходимо описать, каким образом будет осуществляться обновление руководства и каким образом организация будет обеспечивать получение всеми сотрудниками, участвующими в управлении безопасностью АД, действующего на данный момент времени варианта руководства.
С этой целью организация должна иметь:
– утвержденный руководством организации – разработчика РСМБ АК перечень рассылки документов, документы на бумажных носителях или документы, созданные в контролируемой организацией электронной среде;
– отлаженную взаимосвязь между РСМБ АК и другими существующими руководствами, такими как руководство по техническому обслуживанию (РТО), руководство по производству полетов (РПП) и др.;
– налаженный процесс периодического обновления РСМБ АК, форм документов и документов для обеспечения их эффективности, адекватности и соответствия действующим требованиям;
– установленный процесс администрирования РСМБ АК, согласования и утверждения регламентирующим органом.
3.2 Нормативные требования СМБ-АД АК
В данном разделе необходимо представить существующие нормативные положения и инструктивный материал по СМБ-АД АК для справок, ссылок и ознакомления всех участников процесса.
С этой целью организация должна:
– расшифровать в тексте существующие нормативные положения и стандарты СМБ-АД АК, включая сроки соблюдения ее положений и в соответствующих случаях – ссылки на консультативные материалы;
– там, где это необходимо, тщательно разъяснить значение и смысл применения руководства для организации;
– установить взаимосвязи с другими требованиями и стандартами организации.
3.3 Объем и интегрированность систем управления безопасностью
В данном разделе необходимо описать направления, объем деятельности и ресурсы авиакомпании, которых касается СМБ-АД АК, а также описать процессы, оборудование и деятельность, которые она считает необходимыми для идентификации опасных факторов и управления факторами риска.
С этой целью необходимо:
– расшифровать сущность авиационного бизнеса авиакомпании, положение и роль в авиационной отрасли в целом;
– определить основные подразделения, отделы, цеха, производственные участки и средства обслуживания, в которых должна применяться СМБ-АД АК;
– определить основные процессы, деятельность и оборудование, которые в организации являются необходимыми для выполнения программы авиакомпании по выявлению опасных факторов и управлению факторами риска, обращая особое внимание на те, которые связаны с безопасностью АД;
– если СМБ-АД АК будет применяться в группе взаимодействующих организаций или подрядчиков, необходимо в установленном порядке определить и документировать их интегрированность и взаимную ответственность;
– определить интегрированность СМБ-АД АК с другими системами контроля и управления, такими, например, как система менеджмента качества, охрана труда или охрана окружающей среды, и определить их место в СМБ-АД АК.
3.4 Политика безопасности
В данном разделе необходимо описать в кратком виде декларацию, намерения, принципы управления и обязательства организации как производителя продукции или поставщика услуг:
– политика организации в области безопасности АД должна соответствовать масштабу и сложности деятельности авиакомпании;
– политика безопасности должна содержать намерения организации, принципы управления и обязательства авиакомпании по постоянному совершенствованию безопасности АД;
– политику безопасности утверждает и подписывает ответственный руководитель организации;
– политика безопасности популяризуется ответственным руководителем и всеми членами руководства;
– политика безопасности периодически пересматривается;
– сотрудники всех уровней вовлекаются в формирование и поддержание СМБ-АД АК;
– политику безопасности доводят до сведения всех сотрудников, чтобы ознакомить с их индивидуальными обязательствами по обеспечению безопасности АД.
3.5 Цели обеспечения безопасности АД
В данном разделе необходимо описать цели обеспечения безопасности АД организации. Цели обеспечения безопасности АД должны быть представлены в виде краткого заявления об общих параметрах, которые организация надеется достичь.
При этом должны быть установлены:
– цели обеспечения безопасности АД;
– цели обеспечения безопасности должны быть выражены как наивысший приоритет, описывающий обязательства организации в достижении безопасности АД;
– должен быть формализован процесс развития взаимоувязанных целей безопасности АД;
– цели обеспечения безопасности АД должны быть опубликованы и распространены;
– должны быть выделены ресурсы для достижения целей;
– чтобы облегчить соответствующий мониторинг и измеримость, цели безопасности АД должны быть связаны с индикаторами безопасности.
3.6 Роли и обязанности персонала авиакомпании
В данном разделе с учетом требований положения об авиакомпании, руководств по стандартным эксплуатационным правилам, руководства по административным вопросам и т.д. должны быть описаны полномочия, обязанности и ответственность персонала, деятельность которого регулируется СМБ-АД АК:
– ответственный руководитель организации должен быть ответственен за внедрение и функционирование СМБ-АД АК во всех сферах авиационной деятельности организации и соответствует установленным требованиям;
– в установленном порядке назначен заместитель ответственного руководителя по безопасности АД, сформированы: комитет по вопросам безопасности АД и оперативная группа по вопросам безопасности АД;
– определены и документально оформлены полномочия, ответственность и обязанности по безопасности всего персонала авиакомпании;
– персонал понимает полномочия, обязанности и ответственность по всем процессам СМБ-АД АК;
– установлена иерархия ответственности в организации в соответствии с СМБ-АД АК.
3.7 Представление данных о безопасности АД
В данном разделе должна быть описана в общих чертах система обязательных докладов данных о безопасности, которая должна включать в себя как реагирующий (донесения об авиационном происшествии или инциденте и т.д.), так и проактивный и прогностический (донесения об опасных факторах) компоненты. Каждый из компонентов должен быть подробно описан. Описания должны содержать формат донесения, требования к конфиденциальности, указания на адресатов, описание процедур расследования (оценки), корректирующие (профилактические) меры и порядок рассылки донесения.
В данном разделе необходимо описать процедуру фиксирования внутренних и внешних событий, произошедших с эксплуатируемыми организацией воздушными судами, включая авиационные происшествия, инциденты и другие события, входящие в сферу действия СМБ-АД АК;
– особый порядок работы с обязательными донесениями (в случае авиационных происшествий, серьезных инцидентов, существенных неисправностей и т.д.), о которых необходимо уведомлять соответствующие уполномоченные государственные органы, и порядок работы с информацией об обычных незначительных происшествиях, которых могут не выходить за пределы организации;
– систему добровольных и конфиденциальных докладов об опасных факторах (событиях), предусматривающую защиту данных и личности информатора от раскрытия;
– процедуры обязательных и добровольных докладов о безопасности АД, которые должны быть просты, доступны и соответствовать масштабу деятельности организации;
– порядок хранения информации о безопасности АД в соответствующей базе данных, позволяющей проведение необходимого анализа.
3.8 Выявление опасных факторов и оценка факторов риска
В данном разделе должна быть описана система выявления опасных факторов и процессов структурирования этих данных. Необходимо описать процесс распределения опасных факторов и факторов риска по категориям, приоритетности и степени значимости в целях подготовки документированной оценки безопасности АД. Также необходимо описать процессы проведения оценки безопасности АД и исполнение планов профилактических мер:
– учет выявленных опасных факторов, выделение приоритетов и распределение для целей оценки риска;
– структурированный процесс оценки факторов риска, включающий в себя оценку их тяжести, вероятности, допустимости и возможности контроля для защиты от них;
– обоснование того, что основной задачей выявления опасных факторов и оценки факторов риска является обеспечение безопасности АД;
– порядок использования рабочих журналов, форм или программного обеспечения, соответствующих сложности структуры и деятельности организации при оценке факторов риска;
– порядок одобрения (визирования) руководителем соответствующего уровня подготовленной оценки безопасности АД;
– процесс оценивания эффективности разработанных корректирующих, профилактических и восстановительных мер;
– порядок регулярного рассмотрения оценок безопасности АД и документального оформления их выводов.
Примечание:
Риск безопасности полетов авиакомпании за определенный промежуток времени
Rki=F(Rnj), где j=1,…, m – число полетов авиакомпании за этот промежуток времени.
Риск безопасности каждого полета, совершаемого авиакомпанией, – как функцию безопасности операционной деятельности самой авиакомпании и безопасности авиационной деятельности всех поставщиков обслуживания, задействованных при осуществлении данного полёта, определяют по формуле:
Rnj=F2(Rвс, Rjo, Rа/п выл., Rа/п пр., Rуч. зав., RОрВД),
где:
Rвс – риск, связанный с используемым типом ВС,
Rjo – риск, связанный с операционной деятельностью авиакомпании,
Rа/п выл. – риски аэропорта вылета,
Rа/п пр. – риски аэропорта прилёта,
Rуч. зав. – риски, связанные с учебными заведениями, в которых проходили подготовку лётный и технический состав авиакомпании,
RОрВД – риски, связанные с организациями по управлению воздушным движением в зоне полёта.
3.9 Мониторинг и измерение уровня безопасности при выполнении АД
В данном разделе описывается компонент СМБ-АД АК, касающийся мониторинга и измерения показателей уровня безопасности АД организации:
– должен быть описан формальный процесс разработки и поддержания набора показателей уровня безопасности при выполнении АД и сопутствующих целевых задач;
– должно быть установлено соответствие между показателями уровня безопасности АД и целями организации по их обеспечению, а также, при необходимости, процесс их одобрения регламентирующими органами;
– должен быть описан процесс мониторинга показателей безопасности АД, включая процесс выполнения корректирующих действий при возникновении неприемлемых или аномальных тенденций;
– любые другие дополнительные критерии или процессы мониторинга и измерения уровня безопасности АД.
Примечание:
Более подробно методы мониторинга и способы разработки показателей безопасности АД рассмотрены в других стандартах СМБ-АД.
3.10 Расследования и корректирующие действия по обеспечению безопасности АД
В данном разделе необходимо описать процессы расследования и обработки данных об авиационных происшествиях, инцидентах и событиях внутри организации, включая их соответствие системе выявления опасных факторов и управления факторами риска изложенных в СМБ-АД АК организации:
– процедуры, обеспечивающие внутреннее расследование авиационных происшествий и инцидентов, о которых была представлена информация;
– порядок распространения в организации и предоставления в установленном порядке в уполномоченные государственные органы отчетов о завершенных расследованиях;
– процедуру, обеспечивающую выполнение установленных или рекомендованных корректирующих действий, оценку их результатов и эффективности;
– порядок дисциплинарных расследований и действий, связанных с данными, приведенными в отчетах о расследованиях;
– определение условий, при которых применяются дисциплинарные меры (например, незаконные действия, безответственная неосторожность, грубая небрежность или умышленное нарушение);
– процедуры, обеспечивающие выявление отказов при выполнении деятельности, а также сопутствующих и опасных факторов;
– формат и процедуру, определяющую каким образом выявляемые факторы и опасности, соответственно, будут включаться в систему идентифицированных опасных факторов и систему управления факторами риска организации.
3.11 Обучение персонала и обмен информацией о безопасности АД
В данном разделе необходимо разработать и описать различные виды обучения персонала в области СМБ-АД АК и порядок определения эффективности обучения.
Должен быть описан порядок документального оформления обучения и порядок аттестации персонала, а также необходимо описать процессы и каналы обмена информацией о безопасности полетов внутри организации:
– порядок документального оформления учебных программ, потенциальных участников и порядок разработки требований к обучению;
– порядок проведения аттестации для оценки эффективности обучения;
– состав и объем обучения, которое должно включать в себя начальную подготовку, переподготовку и при необходимости повышение квалификации;
– требование о включении обучения СМБ-АД АК в общую программу обучения организации;
– требование о включении ознакомления с СМБ-АД АК в подготовку сотрудника при найме на работу;
– каналы и процессы обмена информацией внутри организации.
3.12 Постоянное совершенствование и аудит СМБ-АД АК
В данном разделе должен быть описан процесс постоянного пересмотра и совершенствования СМБ-АД АК:
– организация процесса регулярного внутреннего аудита (обзора) СМБ-АД АК в целях обеспечения ее соответствия требованиям адекватности и эффективности;
– другие программы, содействующие постоянному совершенствованию СМБ-АД АК и обеспечению безопасности АД, например, MEDA, исследованиям в области безопасности АД, системе ИСО.
Примечание:
Организация должна выделять ресурсы на исследования в области безопасности АД и документировать их в виде отчета о проделанной работе и внедрении полученных результатов. В руководстве по СМБ-АД АК должен быть определен порядок использования результатов исследований и отчетов в текущей деятельности авиакомпании.
3.13 Ведение документации СМБ-АД АК
В данном разделе должна быть описана система учета и архивирования документации по СМБ-АД АК, которая должна обеспечить сохранность всех документов, созданных в связи с внедрением и функционированием СМБ-АД АК:
– описание документов, подлежащих учету и хранению, включающих в себя в том числе отчеты об опасных факторах, отчеты об оценке факторов риска, протоколы заседаний оперативной группы по вопросам безопасности АД, таблицы показателей эффективности обеспечения безопасности АД, отчеты о проверках СМБ-АД АК и документы о подготовке персонала в области СМБ-АД АК;
– требование к доступности документов системы документооборота СМБ-АД АК для повседневного управления СМБ-АД АК, а также для целей внутренних и внешних аудиторов.
3.14 Управление изменениями
В организации должен описанный и утвержденный ответственным руководителем порядок управления изменениями, которые могут влиять на факторы риска для безопасности АД и интегрированность этих процессов в СМБ-АД АК:
– процедуры, обеспечивающие уверенность, что при проведении существенных организационных изменений или изменений в деятельности по разработке и эксплуатации AT будет учтено любое возможное влияние на существующие факторы риска для безопасности АД;
– процедуры, обеспечивающие проведение надлежащей оценки безопасности АД до внедрения нового оборудования или процессов, которые могут повлиять на факторы риска для безопасности АД;
– процедуры пересмотра существующих оценок безопасности АД в случае изменений в соответствующих процессах или оборудовании.
3.15 План действий на случай аварийной обстановки или чрезвычайных обстоятельств
В данном разделе должны быть описаны цели и обязательства организации при возникновении аварийных ситуаций, распределение ролей и обязанностей ведущих сотрудников, меры по восстановлению нормальной работоспособности организации. В авиакомпании должен быть утвержден План мероприятий на случай аварийной обстановки, в котором описаны роли и обязанности персонала и установлен фиксированный порядок действий в случае серьезного инцидента, кризисной ситуации или авиационного происшествия. Он может быть отдельным документом или быть частью руководства по СМБ-АД АК, в котором:
– должен быть описан План действий на случай аварийной обстановки, в котором должны быть изложены роли и обязанности в случае серьезного инцидента, кризисной ситуации или авиационного происшествия;
– описан порядок оповещения, который должен включать мобилизационный список, описание внутренних мобилизационных процессов;
– содержаться описание договоренностей с другими организациями об оказании помощи в случае необходимости и предоставлении услуг в чрезвычайной ситуации;
– должен быть описан установленный порядок действий в условиях чрезвычайной ситуации;
– содержаться описание процедуры наблюдения за состоянием всех пострадавших лиц и оповещения их родственников;
– содержаться описание порядка поддержания связей со СМИ и страховыми организациями;
– должно быть описано распределение обязанностей и ответственности руководителей за расследование авиационных происшествий;
– четко определены и описаны требования в отношении обеспечения сохранности вещественных доказательств, безопасности пораженной зоны и обязательного доклада о безопасности АД официальным органам;
– подготовлена и описана программа подготовки персонала по действиям в чрезвычайных ситуациях;
– должен быть описан План эвакуации выведенного из строя воздушного судна и оборудования эксплуатантами аэродрома или другими организациями;
– должно быть представлено описание процедуры фиксированных действий, осуществляемых в ходе мероприятий в случае возникновения аварийной обстановки.
УДК 656.7:006.354 |
ОКС 03.220.50 |
Ключевые слова: система управления безопасностью, риск, обеспечение безопасности |
Электронный текст документа
и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2015