ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТР
57618.3-
2017
Инфраструктура маломерного флота ЯХТЕННЫЕ ПОРТЫ Эксплуатация. Требования безопасности
Издание официальное
Москва
Стандартмиформ
2017
ГОСТ Р 57618.3—2017
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Техречсервис» (ООО «Техреч-сервис»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 «Внутренний водный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому ре* гулированию и метрологии от 17 августа 2017 г. № 916-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об из* менениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()
© Стамдартинформ. 2017
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
II
ГОСТ Р 57618.3—2017
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Инфраструктура маломерного флота ЯХТЕННЫЕ ПОРТЫ
Эксплуатация. Требования безопасности
Small craft infrastructure. Yacht harbours. Exploitation. Safety requirement
Дата введения — 2018—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к яхтенным портам на стадии эксплуатации. Требования стандарта распространяются также на стадию технологического проектирования яхтенных портов
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.003 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ 17.1.3.05 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования кохране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами
ГОСТ 17.1.3.11 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования охраны поверхностных и подземных вод от загрязнения минеральными удобрениями
ГОСТ 17.1.3.13 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования кохране поверхностных вод от загрязнения
ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Термины и определения
ГОСТ 29183 Вода для хозяйственно-питьевого обеспечения судов. Требования к качеству
ГОСТ 30167 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей ресурсосбережения в документации на продукцию
ГОСТ 31607 Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения
ГОСТ ИСО/МЭК 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
ГОСТ IEC 61140 Защита от поражения электрическим током. Общие положения безопасности установок и оборудования
Издание официальное
1
ГОСТ Р 57618.3—2017
ГОСТ Р 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ Р 53778 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. Общие требования
ГОСТ Р 55439 внутренний водный транспорт. Перегрузочные комплексы и пассажирские терминалы речных портов. Перегрузочные машины и оборудование. Требования безопасности
ГОСТ Р 55506 Транспорт водный внутренний. Термины и определения
ГОСТ Р 55507 Эксплуатация речных портов. Термины и определения
ГОСТ Р 57618.2—2017 Инфраструктура маломерного флота. Яхтенные порты. Общие требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55506 и ГОСТ Р 55507. а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 кордон причала (фронт): Вертикальная плоскость — граница между причальным сооружением и акваторией причала.
3.2 эксплуатация яхтенного порта: Эксплуатация объектов яхтенного порта.
3.3 эксплуатация объекта яхтенного порта: Стадия жизненного цикла объекта, включающая в себя ввод в эксплуатацию, использование его по назначению, определенному изготовителем (проектантом). техническое обслуживание и ремонт объекта без вывода из эксплуатации, содержание его в ожидании использования по назначению и вывод его из эксплуатации.
3.4 эксплуатант объекта яхтенного порта: Юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объекта яхтенного порта.
3.5 использование объекта яхтенного порта по назначению: Использование объекта яхтенного порта по функциональному назначению.
3.6 техническая эксплуатация объекта яхтенного порта: Комплекс операций, включающих техническое обслуживание объекта и его ремонт.
3.7 _
технический осмотр: Контроль, осуществляемый в основном с помощью органов чувств и. в случае необходимости, средств контроля, номенклатура которых установлена соответствующей документацией.
(ГОСТ 16504—81. пункт 115}
3.8 _
обследование сооружения: Определение качественных и количественных характеристик технического состояния сооружения.
(ГОСТ Р 54523—2011, пункт 3.11.10)
3.9 _
мониторинг технического состояния сооружения: Система наблюдений и контроля сооружения. проводимых по определенной программе в процессе его эксплуатации а целях оценки технического состояния.
(ГОСТ Р 54523—2011, пункт 3.11.14]
2
ГОСТ Р 57618.3—2017
4 Основные положения
4.1 На стадии эксплуатации объектов яхтенных портов следует устанавливать и исполнять требования. обеспечивающие:
• биологическую безопасность объектов яхтенного порта;
– азрывобезопасность объектов яхтенного порта;
• гидрометеорологическую безопасность объектов яхтенного порта;
• единство измерений;
– механическую безопасность объектов яхтенного порта;
• пожарную безопасность объектов яхтенного порта;
• термическую безопасность объектов яхтенного порта;
– химическую безопасность объектов яхтенного порта;
• электрическую безопасность объектов яхтенного порта;
• электромагнитную совместимость в части обеспечения работы приборов и оборудования, относящихся к объектам яхтенного порта и судов;
• экологическую безопасность объектов яхтенного порта;
• энергетическую и экологическую эффективность объектов яхтенного порта;
• другие виды безопасности объектов яхтенного порта.
• безопасность процессов, осуществляемых при эксплуатации комплекса по ремонту и сервисного комплекса яхтенного порта, обслуживании судов, обслуживании экипажей судов и их гостей.
4.2 Безопасность производственных процессов достигается упреждением опасных ситуаций (ГОСТ Р 57618.2—2017);
• наличием санитарно-защитных зон;
• наличием обеспечивающей безопасную работу обустроенной территории;
• использованием безопасных зданий и сооружений;
• применением производственного оборудования и судов яхтенного порта, не являющихся источником опасных ситуаций:
• наличием обеспечивающей безопасную работу акватории;
• разработкой технологической документации;
– профессиональным отбором персонала.
в течение всего времени функционирования яхтенного порта безопасность производственных процессов должна быть обеспечена:
• рациональным размещением производственного оборудования и организацией рабочих мест;
– применением безопасных технологических процессов, а также приемов, режимов работы при использовании производственного оборудования;
• применением эффективных процессов технической эксплуатации объектов технологического комплекса яхтенного порта, их технического перевооружения и модернизации;
• применением надежно действующих и регулярно поверяемых контрольно-измерительных приборов. устройств противоаварийной защиты, средств попучения. переработки и передачи информации:
• применением быстродействующей отсекающей арматуры и средств локализации опасных и вредных производственных факторов:
• обучением работающих, проверкой их знаний и навыков безопасности труда в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004;
• применением средств защиты работающих, соответствующих характеру проявления возможных опасных и вредных производственных факторов:
• обозначением опасных зон производства работ;
• включением требований безопасности в технологическую документацию, соблюдением этих требований;
• использованием методов и средств контроля измеряемых параметров опасных и вредных производственных факторов:
– соблюдением установленного порядка технологической и трудовой дисциплины.
4.3 Все объекты яхтенного порта и их элементы, включая сооружения, машины и оборудование должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 57618.2—2017. утвержденной в установленном порядке проектной документации и техническим условиям, а также иметь паспорта.
4.4 Средства измерений, испытаний и контроля, используемые в целях обеспечения безопасности объектов яхтенных портов, должны быть утвержденных типов, пройти поверку в лаборатории, от-
3
ГОСТ Р 57618.3—2017
еечающей требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025. а методики измерений должны быть аттестованы в соответствии с {1].
4.5 Способы и режимы использования по назначению, а также технической эксплуатации объектов яхтенного порта должны сводить к минимуму вероятность возникновения опасных ситуаций для окружающей среды, транспортных средств, судов и экипажей, а также персонала эксплуатанта объекта яхтенного порта.
4.6 Энергоемкость технологического процесса следует оценивать показателем энергетической эффективности по ГОСТ 31607, а ресурсоэкономичность отдельных видов оборудования по ГОСТ 30167.
4.7 Для объектов яхтенного порта, отнесенных к категории взрывопожароопасных, а также химически опасных объектов, эксплуатантом должны быть разработаны планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций, а также мероприятия в области охраны окружающей среды.
4.8 Выполнение требований безопасности должно обеспечивать уменьшение опасности до (или ниже) экономически оправданной допустимой опасности, остающейся на объектах аналогичного назначения и применения, достаточная безопасность которых доказана опытом эксплуатации, или до уровня, установленного действующими правовыми и нормативно-техническими актами.
5 Требования и меры обеспечения безопасности технологического
комплекса
5.1 Общие требования
5.1.1 Объекты технологического комплекса должны отвечать общим требованиям безопасности, содержащимся в разделе 4.
5.1.2 Территории береговых комплексов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с требованиями 5.2.
5.1.3 Здания и сооружения береговых комплексов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с требованиями 5.3.
5.1.4 Использование по назначению и техническую эксплуатацию отдельных видов оборудования, технических устройств, а также их монтаж и демонтаж следует проводить в соответствии с технологической документацией, а также руководством по эксплуатации, техническими паспортами, другими документами предприятий-изготовителей.
5.1.5 Эксплуатантом комплекса должны выполняться требования по обеспечению экологической и энергетической эффективности в соответствии с требованиями раздела 4.
5.1.6 Эксплуатация комплексов, не обеспеченных средствами предотвращения загрязнения водных объектов, не допускается.
5.1.7 Эксплуатант комплекса должен осуществлять контроль за содержанием вредных примесей в выхлопных газах судов яхтенного порта и машин с двигателями внутреннего сгорания.
5.1.8 Способы защиты от поражения электрическим током при эксплуатации различных видов электрооборудования и электроустановок в различных производственных условиях по ГОСТ IEC 61140.
5.1.9 Общие требования по предотвращению опасного и вредного воздействия на персонал электрического тока ГОСТ Р 12.1.019.
В местах, где возможно поражение человека электрическим током, должны быть ясные предостерегающие знаки и надписи.
5.1.10 Электрооборудование, электроустановки и электроаппаратура должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей. Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей и другой нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.
5.1.11 При перемещении грузов машинами должны применяться знаковая и/или звуковая сигнализация.
5.1.12 Перед началом работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.
5.1.13 Места временного или постоянного нахождения персонала эксплуатанта должны располагаться за пределами опасных зон.
4
ГОСТ Р 57618.3—2017
5.1.14 На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов — сигнальные ограждения и знаки безопасности.
5.1.15 К зонам потенциально опасных производственных факторов относятся:
• зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;
• места, над которыми происходит перемещение грузов кранами;
• поверхности, над которыми происходит монтаж/демонтаж оборудования:
• зоны расположения рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (воды, пола, палубы);
• зоны расположения электрических цепей опасного для человека напряжения, замыкание которых может произойти через тело человека;
• зоны повышенного уровня вибрации;
• зоны повышенного уровня шума:
• зоны повышенной запыленности или загазованности:
• места возможного поражения людей при аварийном выбросе жидкости или пара, а также выбро-се материала при его перегрузке, транспортировании или переработке.
5.1.16 Зоны, проходы и места, имеющие неогражденные подвижные элементы или выступающие части, а также помещения с опасными для жизни и здоровья условиями, должны иметь соответствующие знаки безопасности и поясняющие надписи по ГОСТ 12.4.026.
5.1.17 Наружные части оборудования и механизмов, которые при движении могут стать причиной несчастного случая, должны иметь предупреждающую окраску.
5.1.16 Температура, влажность и скорость движения воздуха в рабочей зоне производственных помещений, а также концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны, расположенных как в помещениях, так и на открытых площадках, должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям по ГОСТ 12.1.005.
5.1.19 Уровни шума на рабочих местах не должны превышать предельно допустимых значений, установленных в ГОСТ 12.1.003.
5.1.20 Эксплуатантом должен быть организован контроль уровней шума на рабочих местах не реже одного раза в год.
5.1.21 Зоны с уровнем звука свыше 80 Дб должны быть обозначены знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026, а работа в них без индивидуальных средств защиты не допускается.
5.1.22 Уровни вибрации на рабочих местах не должны превышать предельно допустимых значений. установленных ГОСТ 12.1.012.
5.1.23 При превышении допустимого уровня шума и/или вибрации на рабочем месте, следует применять средства и методы коллективной и/или индивидуальной защиты.
5.1.24 Все объекты комплекса, в том числе суда яхтенного порта, здания и сооружения, перегрузочные машины и оборудование, должны быть оснащены средствами освещения, обеспечивающими нормативную освещенности в помещениях, зданий, машин и судов, на открытых палубах, площадках, причальных сооружениях, в рабочих зонах и на путях движения транспортных средств, а также подсветку необходимых элементов машин и сооружений.
5.1.25 Конструкции осветительных приборов и напряжение их питания должны соответствовать требованиям безопасного применения в конкретных условиях эксплуатации.
5.1.26 Порядок и процедуры технического обслуживания и ремонта оборудования устанавливаются эксплуатантом на основании руководстеа/инструкции по эксплуатации предприятия-изготовителя с учетом фактических условий его эксплуатации.
5.1.27 Техническое обслуживание и ремонт оборудования должен производить персонал эксплуатанта. имеющий необходимую квалификацию, навыки и опыт работы и допущенный к работе в соответствии с действующим порядком.
5.2 Территория и ее обустройство
5.2.1 Требования к территории яхтенного порта и ее обустройству — по ГОСТ Р 57618.2—2017.
5.2.2 При эксплуатации технологического комплекса яхтенного порта и его инфраструктуры следует проводить предусмотренные проектом мероприятия по предотвращению загрязнения водных объектов поверхностным стоком с территории яхтенного порта и выполнять применимые требования ГОСТ 17.1.3.13, ГОСТ 17.1.3.05, ГОСТ 17.1.3.11.
5
ГОСТ Р 57618.3—2017
5.2.3 Поверхностные сточные воды и смывы с территорий технологического комплекса перед сбросом в водоемы должны подвергаться локальной очистке или направляться на общие очистные сооружения.
5.2.4 Системы канализации и очистных сооружений объектов технологического комплекса, необходимые для сбора и приема производственно-дождевых стоков, должны находиться в работоспособном состоянии и периодически очищаться.
5.2.5 Территорию объектов технологического комплекса следует систематически очищать от мусора. производственных и бытовых отходов.
5.2.6 Для сбора мусора и отходов следует предусматривать установку мусоросборников с плотно закрывающимися крышками.
5.2.7 Освобождающаяся тара, упаковочный материал, промасленные обтирочные материалы должны удаляться в специально отведенные для этого места и своевременно утилизироваться.
5.2.8 Эксплуатант должен своевременно осуществлять сбор и предварительную очистку утилизируемых горюче-смазочных материалов с последующей отправкой их на переработку или регенерацию.
5.2.9 Сбор и хранение утилизируемых горюче-смазочных материалов должно осуществляться с применением специально оборудованных емкостей.
5.2.10 У въезда на территорию яхтенного порта необходимо устанавливать схему внутрипортовых дорог и проездов с указанием мест разворота транспортных средств, мест спуска-подъема и хранения судов, объектов пожарного водоснабжения, а также мест обслуживания экипажей и их гостей.
5.2.11 Движение транспортных средств по территории яхтенного порта должно быть организовано по схеме, обеспечивающей безопасность транспортных средств и пешеходов, в том числе и людей с ограниченными возможностями.
5.2.12 Скорость передвижения транспортных средств и перегрузочных машин по территории яхтенного порта устанавливается эксплуатантом из условий обеспечения безопасности движения.
5.2.13 Покрытия дорог, площадок и причалов должны своевременно ремонтироваться.
5.2.14 Люки, колодцы, котлованы, проемы, траншеи, а также места и участки, представляющие опасность для людей и движения трансяхтенного порта должны быть закрыты или ограждены (высота ограждения не менее 1,1 м). В темное время суток ограждения опасных мест должны освещаться. Запрещается снимать, изменять или перемещать ограждения и другие устройства безопасности без разрешения руководителя эксплуатанта объекта яхтенного порта.
5.2.15 Пути следования экипажей и их гостей, персонала эксплуатанта: — тротуары, лестницы, трапы, пандусы и т. п.. — должны в холодное время года очищаться от снега и покрываться/посыпаться противоскользящими материалами.
5.2.16 Световой поток осветительных приборов и рекламных огней на путях движения не должен ослеплять пешеходов и засвечивать указатели и световые маяки.
5.3 Гидротехнические сооружения
5.3.1 Находящиеся в эксплуатации гидротехнические сооружения яхтенного порта должны соответствовать требованиям безопасности по ГОСТ Р 57618.2—2017 и находиться в работоспособном техническом состоянии.
5.3.2 Безопасность гидротехнических сооружений на стадии эксплуатации обеспечивается их конструктивной безопасностью, соблюдением установленного режима эксплуатации, безопасностью под-хода/отхода судов к причалам и выполнения швартовки и технической эксплуатацией в соответствии с национальными стандартами, содержащими требования безопасности технической эксплуатации гидротехнических сооружений.
5.3.3 Причальное сооружение может использоваться только по назначению, указанному в паспорте сооружения.
5.3.4 Режим эксплуатации причального сооружения должен соответствовать указанному в паспорте сооружения.
5.3.5 Изменение режима эксплуатации причальною сооружения следует осуществлять на основе результатов их обследования при изменении фактическою технического состояния сооружения или условий ею эксплуатации.
5.3.6 Безопасность маневрирования судов у причалов, их стоянки и посадки и высадки экипажей обеспечивается выполнением требований, устанавливаемых при проектировании причальных сооружений. а также требований безопасности настоящего стандарта.
6
ГОСТ Р 57618.3—2017
5.3.7 Швартовка судна может осуществляться при условии, что длина причала, глубина акватории причала, расположение швартовных устройств на причале соответствует данному типу судна и обеспечивает безопасную для людей и судов швартовку при любом уровне воды.
5.3.8 Швартовное оборудование причалов должно соответствовать условиям эксплуатации и находиться в работоспособном состоянии.
5.3.9 Спасательные средства должны находиться в работоспособном состоянии.
5.4 Здания и сооружения
5.4.1 Здания технологического комплекса яхтенного порта должны отвечать требованиям по ГОСТ Р 57618.2—2017.
5.4.2 Молниеэащита зданий технологического комплекса яхтенного порта должна находиться в работоспособном состоянии.
5.4.3 Пожарная безопасность электроустановок зданий должна обеспечиваться в соответствии с применимыми требованиями ГОСТ 12.1.004.
5.4.4 Системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре должны находиться в работоспособном состоянии.
5.4.5 Эвакуационные выходы из зданий и помещений должны находиться в незапертом и неэа-громожденном состоянии.
5.4.6 Эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с инструкцией по эксплуатации. содержащей требования и положения, необходимые для обеспечения безопасности в процессе их эксплуатации, в том числе сведения об основных конструкциях и инженерных системах, схемы расположения скрытых элементов каркаса, скрытых электропроводок и инженерных сетей, а также предельные значения нагрузок на элементы конструкций здания и на его электросеть.
5.4.7 Обследование и мониторинг технического состояния зданий и их инженерного оборудования следует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53778.
5.4.8 Склады должны соответствовать национальным стандартам и сводам правил, содержащих требования к складам общего назначения и специализированным складам.
5.4.9 При эксплуатации закрытых складов должны соблюдаться требования пожарной безопасности по [2].
5.4.10 В складских помещениях температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха необходимо поддерживать в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005 и [3].
5.4.11 Метеорологические условия и чистота воздуха в рабочей зоне складских помещений по ГОСТ 12.1.005 и [3].
5.4.12 Эксплуатантом должны быть установлены нормы эксплуатационных нагрузок на полы складов. зданий и сооружений, в которых происходит движение перегрузочных машин и/или транспорта, которые не должны превышать значений предельных нагрузок, принятых при проектировании или определенных в установленном порядке с учетом результатов обследования.
5.4.13 Колонны и обрамления проемов в зданиях и сооружениях в местах интенсивного движения погрузчиков и транспортеров должны быть защищены от механических повреждений и окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026.
5.4.14 Применение в закрытых помещениях складов транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания без фильтрующих насадок на выхлопных трубах или работающих на этилированном бензине, а также использование складских помещений для стоянки автопогрузчиков запрещается.
5.4.15 На складе должен иметься перечень грузов, хранение которых допускается на складе.
5.4.16 На складах хранения воспламеняющихся грузов не допускается использование инструментов. приборов и оборудования, а также выполнение работ, которые могут стать причиной искрообразо-вания.
5.5 Грузоподъемные и транспортирующие машины и оборудование
5.5.1 Находящиеся в эксплуатации грузоподъемные и транспортирующие машины и оборудование яхтенного порта должны удовлетворять требованиям безопасности по ГОСТ Р 55439.
5.5.2 При размещении грузоподъемной машины на территории яхтенного порта до начала работы должны быть определены границы рабочей зоны машины и границы опасной зоны при ее эксплуатации.
5.5.3 Опасные зоны, которые возникают или могут возникнуть во время работы машины, должны быть обозначены знаками безопасности и /или предупредительными надписями.
7
ГОСТ Р 57618.3—2017
5.5.4 Работа грузоподъемных машин допускается при скорости ветра не бопее указанной в паспорте машины.
5.5.5 Освещенность рабочей зоны — по ГОСТ Р 57618.2—2017.
5.5.6 Расположение источников света должно исключать слепящее воздействие на персонал эксплуатанта, находящийся в рабочей зоне и машине.
5.5.7 Съемные грузозахватные приспособления должны соответствовать виду перегружаемого груза, находиться в работоспособном состоянии.
5.5.8 Применение неисправных и не имеющих маркировки съемных грузозахватных приспособлений не допускается.
5.5.9 При транспортировании съемных грузозахватных приспособлений не допускается их волочение и падение.
5.5.10 Забракованные и немаркированные грузозахватные приспособления не должны храниться вместе с годными к эксплуатации, а также находиться в местах производства работ.
5.5.11 Крепление канатов и цепей к элементам машин и других приспособлений — по ГОСТ Р 55439.
5.5.12 Применяемая тара должка соответствовать действующим нормативно-техническим документам. содержащим требования к данному виду тары и не иметь повреждений.
5.5.13 Грузозахватные приспособления и тара должны подвергаться периодическому техническому осмотру.
5.5.14 Техническую эксплуатацию машин и оборудования следует выполнять в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации.
5.5.15 Не допускается применение машин для выполнения операций, для которых они не предназначены.
5.5.16 Эксплуатация грузоподъемных устройств и истекшим сроком проведения технического освидетельствования не допускается.
5.5.17 Техническая эксплуатация машин и оборудования, осуществляемая персоналом эксплуатанта. производится в соответствии с руководствами (инструкциями) по эксплуатации организаций-изготовителей и требованиями национальных стандартов, регламентирующих процессы технической эксплуатации машин и оборудования конкретных видов.
6 Требования и меры обеспечения безопасности сервисных комплексов
малых судов
6.1 Эксплуатантом сервисного комплекса малых судов должны выполняться применимые требования раздела 5.
62 Эксплуатантом комплекса по обслуживанию флота должен быть обеспечен контроль качества воды, топлива, смазочных материалов и антинакипинов. поступающих на суда.
6.3 Вода для хозяйственно-литьевого обеспечения судов должна соответствовать требованиям к ее качеству по ГОСТ 29183.
6.4 Снабжение судов водой питьевого качества допускается осуществлять из берегового централизованного водопровода непосредственно или через судно-водолей.
6.5 Отбор проб воды и их анализ должен осуществляться в соответствии с требованиями [4].
6.6 Цистерны судна-водолея перед началом навигационного периода должны быть промыты и продезинфицированы.
6.7 В навигационный период промывку и дезинфекцию цистерн необходимо осуществлять только в случае ухудшения качества воды.
6.8 Шланги для перекачки воды следует хранить на судне в отдельном помещении или в шкафу.
6.9 В помещении для хранения шлангов должна быть вывешена инструкция по их промывке и дезинфекции.
6.10 Не разрешается сброс за борт остатков нефтепродуктов, моющих и отработанных растворов.
6.11 Эксплуатантом комплекса должен быть организован сбор перечисленных отходов в специальные береговые сооружения или суда.
6.12 При передаче сточных и нефтесодержащих вещ с судов на береговые или плавучие внесудо-вые водоохранные средства эксплуатантом комплекса должны быть приняты меры для предотвращения их попадания в акваторию.
8
ГОСТ Р 57618.3—2017
6.13 Обработка сточных и нефтесодержащих вод на береговых или плавучих внесудовых водоохранных технических средствах должны обеспечивать значения показателей очистки и обеззараживания в соответствии с данными [4) (приложение 6).
6.14 В процессе эксплуатации внесудовых водоохранных средств, в том числе специализированных очистных судов и станций очистки и обеззараживания сточных вод. должен осуществляться контроль соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, установленных проектантом в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также в области использования и охраны водных объектов.
7 Требования и меры обеспечения безопасности акватории
7.1 Эксплуатант объекта технологического комплекса яхтенного порта должен:
• осуществлять наблюдения за чистотой поверхности вод и дна акватории, бактериологическими и химическими свойствами сточных вод. а. при необходимости, принимать неотложные меры по локализации загрязнений и ликвидации последствий загрязнения;
• иметь специальное оборудование для локализации распространения по акватории пролитых нефтепродуктов и других жидких грузов:
• поддерживать в исправном состоянии канализационные сооружения, станции очистки сточных вод. систем оборотного водоснабжения:
• осуществлять очистку акватории от плавающего мусора.
7.2 Акватория яхтенного порта в целом, акватории причалов должны отвечать требованиям безопасности подхода судов к причалам, обслуживания судов на береговых и плавучих причалах, посадке и высадке экипажей и пассажиров.
7.3 Навигационная обстановка в акватории яхтенного порта должна обеспечивать безопасное и беспрепятственное плавание судов, сохранность оградительных и причальных сооружений.
7.4 Глубины акваторий рейдов, причалов, судовых ходов и другие технические характеристики должны обеспечивать безопасность плавания, в том числе безопасность обслуживаемых на данном рейде/причале судов с учетом типа судов, запаса глубины.
7.5 О препятствиях и фактических глубинах на акватории эксплуатант обязан извещать судоводителей.
7.6 Рейды должны быть оборудованы достаточным количеством рационально расставленных, прочно укрепленных причальных приспособлений, а также хорошо видимых днем и освещенных ночью сигнальных знаков, указывающих границы рейда.
7.7 Швартовка судов, поставленных на рейд, должна быть надежной, с учетом возможного колебания уровня воды, усиления течения, изменения осадки, возникновения штормовой погоды и движения по рейду других судов.
9
ГОСТ Р 57618.3—2017
Библиография
{1] Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N4 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»
[2] СНиП 31-04—2001 Складские здания
[3] СНиП 41-01—2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование
[4] СанПиН 2.5.2-703—98 Суда внутреннего и смешанного {река — море) плавания
УДК 656.62:006.354 ОКС 03.220.40
Ключевые слова: яхтенный порт, технологический комплекс, эксплуатация
БЗ 9—2017/159
Редактор Я. в. Кожвринова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор М.С. Кабашова Компьютерная верстка АЛ. Воронимой
Сдано в набор 22.06.2017. Подписано в печать 25.08.2017. Формат 60*64*/^ Гарнитура Арнал. Уел. поч л. 1.40. Уч.-иад. л. 1.26. Тираж 20 экэ Зак. 1526 Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Иалаио и отпечатано во , 123001 Москва. Гранатный пер.. 4.