Работаем по всей России
Часы работы: Пн-Пт, 10:00-22:00
+7 ()
Обратный звонок

ГОСТ Р 57625-2017 Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Процессы критического анализа и компетенции эксперта-рецензента

Получить консультацию специалиста

Ошибка: Контактная форма не найдена.

Оставляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

57625-

2017/

ISO/TS 14071:2014

Экологический менеджмент ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Процессы критического анализа и компетенции

эксперта-рецензента

(ISO/TS 14071:2014, ЮТ)

Издание официальное

Москва

Стандартмиформ

2017

ГОСТ Р 57625—2017

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН ООО «НИИ экономики связи и информатики «Интврэкомс» (ООО «НИИ «Интер* экомс») совместно с АО «НИЦ КД» на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 «Экологический менеджмент и эко* номика»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому ре* гулированию и метрологии от 24 августа 2017 г. N9 954*ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 14071:2014 «Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Процессы критического анализа и компетенции эксперта* рецензента» (ISO/TS 14071:2014 «Environmental management — Life cycle assessment — Critical review processes and reviewer competencies: Additional requirements and guidelines to ISO 14044:2006». IDT).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

© Стамдартинформ. 2017

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ Р 57625—2017

Содержание

1 Область применения ……………………………………………………… 1

2 Нормативные ссылки ……………………………………………………… 1

3 Термины и определения……………………………………………………. 1

4 Процесс и задачи критического анализа ……………………………………….. 2

5 Компетенции эксперта-реценэента……………………………………………. 7

Приложение А (справочное) Шаблон для подготовки отчета по результатам критического анализа . 8 Приложение В (справочное) Пример самодекларации независимости и компетенций

экслерта-рецеизента …………………………………………… 10

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

национальным стандартам………………………………………. 11

Библиография…………………………………………………………….. 12

ГОСТ Р 57625—2017

Введение

Для оценки жизненного цикла применяется подход, основанный на оценке соответствия, реализация которого осуществляется за счет выполнения критического анализа (см. ИСО 14040 и ИСО 14044). 8 указанных стандартах в сжатой форме содержатся требования, предъявляемые к выполнению подобного анализа.

Практика применения критического анализа с учетом требований ИС014040 и ИСО 14044 зарекомендовала себя с положительной стороны и используется всеми заинтересованными сторонами. В случае необходимости проведения обязательных исследований по оценке жизненного цикла (LCA), предназначенных для получения сравнительных утверждений и доведения их до сведения общественности, выполнение критического анализа считается ключевым элементом приемки результатов проводимых исследований всеми заинтересованными сторонами. Тем не менее даже в тех областях применения LCA-оценок, в которых проведение критического анализа не является обязательным, ответственные за них лица в настоящее время в целях повышения надежности и объективности результатов своих исследований часто принимают решения относительно добровольного выполнения подобного критического анализа.

Одна из ключевых особенностей критического анализа состоит в том. что анализ не является частью схемы аккредитации, однако гарантирует ее качество, делая каждого экслерта-рецензента лично ответственным за работы и отдавая приоритет содержанию, а не конкретной форме аккредитации.

По причине всевозрастающего применения самих LCA-оценок и таких мероприятий, как определение объема выбросов углерода или экологической маркировки, настоящий стандарт предназначен для более полного документирования методики критического анализа за счет установления дополнительных требований и рекомендаций по его проведению и выбору необходимых компетенций.

Настоящий стандарт может применяться совместно с другими стандартами, которые также требуют независимого анализа LCA-процедур и информации (например. ИСО 14045. ИСО 14025. ИСО/ТС 14067), и, возможно, потребуется его адаптация к конкретным областям применения. 8 процессе критического анализа также могут быть использованы требования, установленные в ссылочных стандартах.

IV

ГОСТ Р 57625—2017/ ISO/TS 14071:2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экологический менеджмент ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Процессы критического анализа и компетенции эксперта-рецензента

Environmental management. Life cycle assessment Critical review processes and reviewer competencies

Дата введения — 2018—01—01

1 Область применения

В настоящем стандарте определены требования и руководящие указания, дополняющие положения ИСО 14040 и ИСО 14044 в части выполнения критического анализа любых LCA-исследований и компетенции, необходимые для выполнения самого критического анализа.

В настоящем стандарте рассмотрены:

• подробности процесса критического анализа, включая разъяснения к ИСО 14044:2006:

• руководящие указания для соответствия требованиям процесса критического анализа, связанного с LCA-оценкой и областью их предполагаемого применения:

. содержание и результаты выполненного процесса критического анализа:

• руководящие указания в части повышения достоверности, прозрачности, эффективности и объективности процесса критического анализа:

• компетенции, необходимые для эксперта-рецензента внутреннего или внешнего и эксперта — члена специализированного комитета:

– компетенции, необходимые для экспертов — членов специализированного комитета.

Настоящий стандарт не распространяется на применение оценок жизненного цикла (см. ИСО 14040, рисунок 1).

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты.

ISO 14040:2006. Environmental management — Life cycle assessment — Principles and framework (Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура)

ISO 14044:2006. Environmental management — Life cycle assessment — Requirements and guidelines (Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и рекомендации)

3 Термины и определения

8 настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 независимый внутренний эксперт (independent internal expert): Компетентное лицо, которое на условиях полной или частичной занятости выполняет роль уполномоченного по LCA-исследоеаниям (см. 3.4) или практика, выполняющего 1.СА‘исследования (см. 3.6), но не участвующее напрямую в определении области применения или хода выполнения LCA-исследования.

Примечание — Эксперт считается действующим, если он/она входит в состав соответствующих коллективов — проектных команд, собранных из уполномоченных сотрудников или практиков.

3.2 независимый внешний эксперт (independent external expert): Компетентное лицо, которое на условиях полной или частичной занятости не выполняет роль уполномоченного по LCA-исследоеаниям

Издание официальное

1

ГОСТ Р 57625—2017

(см. 3.4) или практика, выполняющего LCA-исследования (см. 3.6). и не участвует в определении области применения или хода выполнения LCA-исследования.

Примечание — Эксперт считается действующим, если он/она входит в состав соответствующих коллективов — проектных команд, собранных из уполномоченных сотрудников или практиков, или имеет личную финансовую. политическую или иную заинтересованность в конечных реэугътатах исследований.

3.3 член специализированного комитета (panel member): Эксперт-рецензент (см. 3.10). который принимает участие в работе специализированной экспертной группы по критическому анализу.

3.4 уполномоченный по LCA-исследованиям (commissioner of the LCA study): Организация (или группа организаций), которая финансирует проведение LCA-исследования в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044.

3.5 уполномоченный по критическому анализу (commissioner of the critical review): Организация (или группа организаций), которая финансирует критический анализ результатов LCA-исследований в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044.

Примечание — Финансирование критического анализа не ограничивается привлечением к нему экспер-тов-рвиензентов (см. 3.10). Контракт может выполняться третьей стороной, например практиком, выполняющим LCA-исследования (см. 3.6), или органом, уполномоченным по LCA-исследованиям (см. 3.4).

3.6 практик, выполняющий LCA-исследования (practitioner of the LCA study): Организация (или группа организаций), которая выполняет LCA-исследования в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044.

Примечание — Организация может одновременно выполнять рогъ уполномоченного по LCA-исследованиям (см. 3.4), уполномтенного по критическому анализу (см. 3.5) и^или практика, выполняющего LCA-исследования.

3.7 отчет по результатам критического анализа (critical review report): Документирование процесса и результатов критического анализа, включая подробные комментарии эксперта-рецензента (см. 3.10) или специальной экспертной группы, а также соответствующие отзывы от практика, выполняющего LCA-исследования (см. 3.6).

3.8 заявление о критическом анализе (critical review statement): Заключительный документ, содержащий обобщенные выводы эксперта-рецензента (см. 3.10) относительно LCA-исследований, и однозначно устанавливающий их соответствие ИСО 14040 и ИСО 14044.

3.9 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или группа лиц. заинтересованные в характеристиках или результатах деятельности организации или системы.

[ИСО 14040:2006. определение 3.46)

3.10 эксперт-рецензент (reviewer): Независимый внутренний эксперт (с м. 3.1) или независимый внешний эксперт (см. 3.2), выполняющие критический анализ, а также заинтересованная сторона (см. 3.9), принимающая участие в работе специализированной группы экспертов.

4 Процесс и задачи критического анализа

4.1 Определение области критического анализа

Как указано в ИСО 14044 (подраздел 6.1), процесс критического анализа должен гарантировать.

что:

– методы, используемые для выполнения LCA-оценки, согласуются с настоящим стандартом;

– методы, используемые для проведения LCA-оценки, являются научно и технически обоснованными;

– используемые данные являются приемлемыми и разумными с точки зрения цели исследования;

* интерпретация результатов отражает выявленные ограничения и цели исследований; и

• отчет об исследованиях является информационно открытым и обоснованным.

Примечание — «LCA-отчет» и «отчет по результатам исследований» используются здесь как синонимы: отчет может содержать конфиденциальную информацию, которую в соответствии с подразделом 5.2 ИСО 14044 можно исключать из отчета, предоставляемого третьей стороне.

Существует несколько вариантов проведения критического анализа результатов исследования, в том числе:

а) проведение анализа на основе экспертной оценки (см. ИСО 14044. подраздел 6.2) или оценки экспертной группы (см. ИСО 14044, подраздел 6.3);

2

ГОСТ Р 57625—2017

b) проведение анализа параллельно (одновременно) с исследованиями или по их окончании:

c) включение или невключение в анализ оценок на основе модели инвентаризационного анализа жизненного цикла (LCI);

d) включение или невключение в анализ оценок отдельных наборов данных.

Процесс критического анализа должен четко определять и документировать все используемые варианты.

Критический анализ должен охватывать все LCA-аспекты. в том числе адекватность и обоснован* кость данных, процедуры расчета, инвентаризационный анализ жизненного цикла, методологии оценки воздействий, характеристические факторы, расчетные LCI-значения, результаты инвентаризационного анализа жизненного цикла (LCIA) и их интерпретацию.

Как было показано в ИСО 14040 (подраздел 7.1). критический анализ не может ни подтвердить, ни проверить цели, которые были выбраны для LCA-оценки уполномоченным по LCA-исследоааниям. а также методы, в которых используются результаты LCA-оценок.

Будет ли критический анализ проводиться параллельно или по окончании LCA-исследований — это не будет влиять на конечные результаты критического анализа.

Параллельный анализ поможет избежать значительного разброса результатов LCA-исследований в конце процесса, который обычно приводит к выполнению дополнительных работ и временным издержкам. По этой причине если критический анализ проводится параллельно с исследованиями, то нагрузка на экслерта-реценэента. как правило, становится выше, а для практика, выполняющего LCA-исследование, — зачастую ниже.

Независимые эксперты, проводящие параллельный критический анализ, должны сохранять свою независимость на протяжении всего процесса анализа и ограничиваться рассмотрением лишь его задач.

Если независимость эксперта (см. 3.1 и 3.2) находится под угрозой до завершения процесса критического анализа, то эксперта-рецекзента следует заменить согласно инструкциям, приведенным в 4.2.2.

4.2 Отбор и привлечение эксперта для выполнения работ, замена внешнего

эксперта-рецензента

4.2.1 Отбор эксперта-рецензента

В целях проведения экспертного анализа (см. ИСО 14044. подраздел 6.2) уполномоченный по LCA-исследованиям и практик, выполняющий первоначальное LCA-исследование. могут выбирать внутреннего или внешнего независимого эксперта. Исходя из целей и области исследования, к процессу анализа могут также привлекаться и другие эксперты.

8 случае анализа, проводимого специализированным комитетом (см. ИСО 14044. подраздел 6.3). внешний независимый эксперт должен выбираться уполномоченным по LCA-исследованиям с тем. чтобы данный эксперт выступал в качестве председателя специализированного комитета. Исходя из цели и области исследований, председатель должен выбирать других независимых высококвалифицированных экспертов-реценэентов и. возможно, заинтересованные стороны. Практик, выполняющий первоначальное LCA-исследование, или уполномоченный по LCA-исследованиям в качестве независимого эксперта (экспертов) или заинтересованных сторон могут выдвигать собственные кандидатуры.

Для упрощения процесса отбора потенциальный эксперт-рецензент должен представить самоде-кпарацию в организацию, которая его привлекает (см. пример, приведенный в приложении В).

4.2.2 Привлечение эксперта-рецензента к выполнению работ

К работам следует привлекать независимого внешнего эксперта; также к ним могут привлекаться и независимые внутренние эксперты и любые заинтересованные стороны. Контракт с внешним экс-пертом-рецензентом не должен содержать какие-либо условия, предопределяющие результаты оценки соответствия критического анализа.

Независимость экспертов-реценэентов не будет нарушаться, если для выполнения критического анализа они будут работать по контракту с уполномоченным по LCA-исследованиям. уполномоченным по критическому анализу или практиком, выполняющим LCA-исследования.

4.2.3 Замена эксперта-рецензента

Если по какой-либо причине эксперт-рецензент отказывается от выполнения анализа, то в соответствии с ИСО 14044 (подраздел 6.2) для его продолжения уполномоченный по критическому анализу

3

ГОСТ Р 57625—2017

должен подобрать квалифицированную замену. Если по какой-либо причине член специализированного комитета отказывается от проведения анализа е соответствии с ИС014044 (подраздел 6.3), то перед предоставлением председателем специализированного комитета заявления о критическом анализе последний. вместе с уполномоченным по критическому анализу, должен в соответствии с ИСО 14044 поддерживать минимально допустимое количество экспертов-реценэентов, а также компетенции комитета. Если по какой-либо причине председатель специализированного комитета отказывается от выполнения анализа в соответствии с ИС014044 (подраздел 6.3). то уполномоченный по критическому анализу должен для его продолжения подобрать ему квалифицированную замену.

Любая замена эксперта-рецензента в процессе анализа должна указываться в заявлении и отчете по результатам критического анализа.

4.3 Процесс критического анализа

4.3.1 Общие положения

Эксперт-рецензент должен выдавать свои замечания и предложения по рационализации работ по проекту LCA-отчета и. при необходимости, предоставлять их практику, выполняющему LCA-иссле-довзния. В зависимости от характера этих замечаний могут потребоваться дополнительные рассмотрения, рекомендации и ответные реакции на них.

Любые изменения, внесенные в ответ на замечания или рекомендации эксперта-рецензента, должны документироваться.

Совещания (например, телефонные конференции, личные встречи, веб-конференции) между уполномоченным по LCA-исследованиям. практиком, выполняющим LCA-исследования, и экспертом-рецензентом должны способствовать обмену точками зрения и достижению общего понимания касательно замечаний и мероприятий для их реализации.

Отчет и заявление о критическом анализе должны готовиться по результатам окончательного LCA-отчета. При этом целесообразно направлять проект заявления о критическом анализе уполномоченному по LCA-исследованиям и практику, выполняющему LCA-исследования. с целью получения замечаний, которые необходимо принимать во внимание при внесении изменений в заявление о критическом анализе.

Все участвующие в анализе стороны должны стремиться к обеспечению соответствия ИСО 14040 и ИСО 14044 или настоящему стандарту, работая совместно и конструктивно.

4.3.2 Тип критического анализа

Критический анализ может проводиться одним или несколькими внутренними или внешними независимыми экспертами-рецекэентами или группой экспертов-рецензентов. как это определено в ИСО 14044 (подразаелы 6.2 и 6.3).

Критический анализ может выполняться параллельно с LCA-исследованиями или же по их завершении.

Если критический анализ проводится по завершении LCA-исследования (см. 4.3.3), то процесс критического анализа должен начинаться с момента предоставления проекта LCA-отчета эксперту-ре-цензенту. Если критический анализ проводится параллельно с LCA-исследованиями (см. 4.3.4), то процесс критического анализа должен начинаться только после соответствующего решения уполномоченного по LCA-исследованиям и практика, выполняющего LCA-исследования. Первую часть замечаний можно выдавать тогда, когда экслерту-рецензенту предоставлены первые данные о целях и области применения LCA-исследования.

4.3.3 Критический анализ, проводимый по завершении LCA-исследований

Все задачи по составлению отчета выполняют в конце LCA-исследований — после представления проекта LCA-отчета экслерту-рецензенту. В отчете по результатам критического анализа должен быть приведен и задокументирован по крайней кюре один этап учета замечаний и связанных с ними изменений в LCA-исследованиях. а также задокументирован целиком процесс анализа. После завершения всех этапов учета замечаний необходимо задокументировать заявление о критическом анализе и его окончательные результаты (см. также 4.5).

4.3.4 Параллельно проводимый критический анализ

При параллельно проводимом критическом анализе выбранные задачи будут выполняться параллельно (одновременно) с LCA-исследованиями.

4

ГОСТ Р 57625—2017

Ниже перечислены этапы, для которых эксперт-рецензент может представить свои замечания и рекомендации:

a) определение цели и области применения;

b) инвентаризационный анализ, включая сбор данных и моделирование:

c) оценка воздействий:

d) интерпретация жизненного цикла;

e) составление проекта отчета по результатам LCA-исследоеания.

Заявление о критическом анализе должно выдаваться для итогового варианта LCA-отчета.

4.4 Валидность заявления и отчета по результатам критического анализа

Отчет и заявление о критическом анализе должны относиться только к одному конкретному LCA-исследованию. однозначно его идентифицировать (например, путем включения сведений о наименовании исследования, уполномоченном по LCA-исследованиям. практике, выполняющем LCA-иссле-дование. и т. п.). вместе с указанием варианта заключительного LCA-отчета. к которому относятся отчет по результатам критического анализа и соответствующее заявление (включая дату отчета, номер варианта и т. п.). Если практик, выполняющий LCA-исследоаание. выпускает новый вариант итогового LCA-отчета. то отчет по результатам критического анализа и соответствующее заявление будут недействительными.

Если вновь выполняемое LCA-исследование основывается на результатах предыдущего LCA-исследоеания аналогичного назначения и области применения, то эксперт-рецензент нового LCA-исследоеания может ссылаться на результаты предыдущего процесса критического анализа. При этом он может сосредотачиваться на специально введенных или измененных LCA-элементах. однако по-прежнему должен оценивать результаты LCA-исследоеания на соответствие ИСО 14040 и ИСО 14044. Эксперт-рецензент нового LCA-исследоеания может быть тем же или другим. Любые последующие пресс-релизы, краткие основные выводы или любые полученные иным образом результаты LCA-исследований следует представлять практику, выполняющему LCA-исследоеания. и эксперту-ре-ценэенту с целью обеспечения обратной связи и непрерывности LCA-исследования.

4.5 Отчет по результатам критического анализа и подготовка соответствующего заявления

Для документирования всех вопросов, возникших в процессе критического анализа, в отчет по результатам критического анализа необходимо включать замечания и рекомендации экслерта-рецен-зента и соответствующие ответы (резолюции) практика, выполняющего LCA-исследование. Заявление по результатам критического анализа и соответствующие резолюции в соответствии с ИСО 14044 необходимо включать в LCA-отчет.

Ответы, подготовленные практиком, выполняющим LCA-исследование. могут быть либо указанием на то, где необходимо внести изменения, либо резолюцией на замечание эксперта-рецензента.

Заявление о критическом анализе позволяет выявлять сильные стороны, ограничения и возможности по улучшению LCA-оценок или самого процесса критического анализа.

В случае анализа данных в процессе критического анализа могут выполняться пробные тесты, поэтому эксперт-рецензент должен указывать используемые методы отбора проб и любые ограничения, возникающие при анализе данных (например, их недоступность).

Председатель специализированного комитета и другой эксперт-рецензент должны подписать заявление о критическом анализе.

Независимый эксперт должен подписывать подобное заявление в качестве частного лица, не представляющего интересы какой-либо организации.

Заявление о критическом анализе можно заверять электронной подписью.

8 заявлении о критическом анализе необходимо указывать следующую информацию:

• наименование исследования;

• данные уполномоченного по LCA-исследованию;

– данные практика, выполняющего LCA-исследование;

• точную версию отчета, которой принадлежит заявление о критическом анализе:

• данные эксперта-рецензента или в случае специализированного комитета — членов этого комитета. включая председателя комитета;

• описание процесса анализа, включая информацию, касающуюся:

• выполнения анализа в соответствии с ИСО 14044 (6.2 или 6.3).

5

ГОСТ Р 57625—2017

• выполнения анализа параллельно с исследованиями или после их завершения,

• вхлючения/невключения в анализ оценки LCI-модели,

• включения в отчет анализа отдельных наборов данных;

• описание способа представления, обсуждения и реализации замечаний;

• заявление по результатам критического анализа, т. е. было пи исследование выполнено в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044.

Можно указывать также и то. какие заинтересованные стороны привлекались к процессу критического анализа.

Заявление о критическом анализе, а также замечания или любые комментарии к рекомендациям, выданным экспертом-реценэвнтом. необходимо включать в итоговый LCA-отчет. Эксперт-рецензент или специализированный комитет должны решить в самом начале анализа, подлежит ли в дальнейшем отчет свободному распространению.

Если эксперты-рецензенты согласны, то в интересах краткости изложения некоторые редакционные замечания, в том числе их рекомендации и ответы, а также случайные ошибки, можно исключать из отчета по результатам критического анализа.

Отдельные замечания и рекомендации, а также заявление и отчет по результатам критического анализа должны быть четкими, недвусмысленными и непротиворечивыми. Если замечания или рекомендации. полученные от различных экспертое-реценэектое. противоречат друг другу, то эти противоречия должны быть разрешены; в противном случае несогласный эксперт-рецензент может ввести свое особое мнение в заключение о критическом анализе, причем председатель специализированного комитета должен его принять. Заключение о несоответствии должно основываться исключительно на невыполнении одного или нескольких требований ИСО 14044 (см. подраздел 6.1).

4.6 Пересмотр результатов критического анализа

В случае выявления в исследовании технических недостатков, нарушающих соответствие ИСО 14040. ИСО 14044 или настоящему стандарту, но не обнаруженных при исходном критическом анализе, допускается осуществить пересмотр критического анализа. Причины пересмотра необходимо документально оформить и обосновать в новом отчете по результатам критического анализа.

Уполномоченный по новому критическому анализу должен проинформировать уполномоченного по первоначальному LCA-исследованию о выявленных проблемах и о своем намерении пересмотреть выполненный критический анализ.

Примечание — Уполномоченный по первоначальному LCA-исследоеанию может также привлекаться а процессе пересмотра критического анализа.

4.7 Задачи критического анализа

4.7.1 Председатель специализированного комитета, выполняющего критический анализ

Председатель специализированного комитета в обязательном порядке является его членом, в его компетенции входят:

– формирование специализированного комитета и обеспечение компетенций его членов в соответствии с разделом 5. а также их независимость в соответствии с подразделами 3.1 и 3.2 настоящего стандарта;

– распределение задач, которые должны выполнять члены специализированного комитета с учетом их компетенций для полного охвата поставленных задач и оптимального использования специфических компетенций членов специализированного комитета;

– координация процесса критического анализа и обеспечение общего понимания выполняемых членами комитета задач, в том числе обработка замечаний в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044;

• обеспечение процесса регистрации и обмена замечаниями между членами комитета;

– обеспечение передачи замечаний практику, выполняющему LCA-исследование. причем председатель специализированного комитета должен решать любые проблемы, связанные с пониманием и доведением представленных замечаний;

– разрешение любых противоречий в части представленных замечаний между членами комитета, которые могут привести к принятию позиции меньшинства в отчете по результатам критического анализа:

– содействие установлению рабочих отношений между всеми членами комитета, практиком, выполняющим LCA-исследование. и уполномоченным по LCA-исследованию;

6

ГОСТ Р 57625—2017

• обеспечение формирования заявления и отчета по результатам критического анализа, а также их утверждение специализированным комитетом.

4.7.2 Эксперт -рецензент

Эксперт-рецензент, а также председатель специализированного комитета:

• должны представлять свои замечания, включая обоснования относительно содержания отчета в целом:

• использовать установленные шаблоны (см. приложение А) при предоставлении своих замечаний:

• вносить свой вклад в отчет по результатам критического анализа:

• выражать свое согласие или несогласие относительно заявления о критическом анализе и указывать причины своего несогласия (обоснование должно основываться исключительно на требованиях ИСО 14040 или ИСО 14044).

5 Компетенции эксперта-рецензента

Эксперт-рецензент должен быть знаком с требованиями, предъявляемыми к LCA-оценкам в соответствии с ИСО 14040 и ИСО 14044, или же он должен обладать соответствующими научно-техническими энаниями/опытом.

Эксперт-рецензент должен обладать компетенциями и знаниями:

• требований, установленных в положениях ИСО 14040 и ИСО 14044:

– методологии LCA-оценок и существующих практик, особенно в контексте LCI-модели (включая формирование набора данных и при необходимости — их анализ);

• методов проведения критического анализа:

• научных дисциплин, имеющих отношение к наиболее важным категориям исследования воздействий;

• экологических, технических и эксплуатационных аспектов оцениваемой продуктовой системы:

– языка, используемого для проведения исследований.

Эксперт-рецензент должен предоставлять краткие биографические сведения и перечень соответствующих документов.

8 зависимости от цели и области LCA-исследовакия от него могут потребоваться дополнительные компетенции.

Помимо владения языком, используемым при исследованиях, различным членам специализированного комитета или группе экспертов могут предоставляться дополнительные компетенции.

Чтобы стать экспертом-рецензентом, нет необходимости в прохождении аккредитации.

Организация, привлекающая к работе экспертов-рецензентов. должка запрашивать у них подтверждение квалификации. В приложении В приведен пример самодекларации эксперта-рецензента.

Эксперт-рецензент не должен ни привлекать к своим работам субподрядчиков, ни передавать кому-либо свои полномочия и права.

7

ГОСТ Р 57625—2017

Приложение А

(справочное)

Шаблон для подготовки отчета по результатам критического анализа

Следующие заголовки разделов следует представлять в форме таблицы, они специально предназначены для подготовки замечаний эксперта-рецензента. а также для сбора ответов практика, выполняющего LCA-исследование:

– «Инициалы» эксперта-реценэента в случае анализа, проводимого специализированным комитетом:

• «Номер» замечания (от 1 до…);

– «Номер строки»:

• «Раздел/подраэдел» LCA-отчета. связанный с замечанием:

• «Пункт/рисунок/габлица»;

– «Тип замечания»: «общее» (де). «редакционное» (ed) или «техническое» (te);

• «Замечания эксперт а-рецензента»: для формулирования замечаний необходимо использовать короткие и понягные фразы:

• «Рекомендации эксперга-реценэента»: место в таблице, оставляемое экспергу-рецензенту для указания своих рекомендаций:

• «Резолюция практика, выполняющего LCA-иоследования»: ячейки е таблице, оставляемые практику, выполняющему LCA-исследования. для реагирования на данное замечание: если резолюция (ответ) не решает проблему. связанную с данным замечанием экслерта-реценэвнта. то это может быть сделано в следующем цикле обратной связи.

В таблице А.1 приведен пример шаблона отчета по результатам критического анализа.

8

Таблица А.1 — Пример шаблона отчета по результатам критического анализа

Инициалы

Индекс

Номер

СГ0<ХИ

Раздел/

подраздел

Пункт/

рисунск/

таблица

Тип

замечания

Замечание

зкслерге-оаценэангэ

Рекомендации

экслерта-оецендога

Рем люция органа, фактически выполняющего LCA’Исследования

АВ

1

380

2.1

Рисунок 4

ed

Ненадлежащая терминология

Использовать термин ИСО «Оценка изученного i»ik-ла». а не термин «Анализ жизненного цикла»

Учтено

CD

2

524

3.4

5-й пункт

te

Отсутствие анализа чувствительности процедур распределения

Тестировать альтернативные фиэтческие процедуры распределения

Учтено и рассмотрено в разделе 5

ГОСТ Р 57625—2017

Приложение В

(справочное)

Пример самодекларации независимости и компетенций экспорта-рецензента

Я. нижеподписавшийся, подтверждаю, что:

□ Я не являюсь согруднжом органа, уполномоченного по LCA-исследованиям (или органа (практика), фактически выполняющего LCA-исследоаания), работающим в режиме полной или неполной занятости, а являюсь лишь внешним экспертом-реценэентом.

О Я не принимал участия в определении области исследования или порядка выполнения каких-либо работ по проведению текущих LCA-исследоеаний. т. е. я не являюсь членом коллектива, уполномоченного по LCA-исследоеаниям (или органа (практика), фактически выполняющего LCA-исследование).

D У меня нет какой-либо финансовой, политической или иной заинтересованности в положительных результатах исследований.

Мои компетенции, связанные с проводимым критическим анализом, включают профессиональные навыки и знания:

О требований, установленных в положениях ИСО 14040 и ИСО 14044;

О методологии LCA-оценок и существующих практик, особенно в контексте LCI-модели (включая формирование набора данных и при необходимости — их анализ):

О методов проведения критического анализа;

О научных дисциплин, имеющих отношение к наиболее важным категориям исследования воздействий:

О экологических, технических и эксплуатационных аспектов оцениваемой продуктовой системы:

О языка, используемого для проведения исследований.

При этом я прилагаю кратхие биографические сведения и перечень соответствующих документов.

Я заявляю, что вышеуказанные сведения являются достоверными и полными. Я обязуюсь немедленно уведомлять все заинтересованные стороны, в том числе уполномоченного по критическому анализу, практика, выполняющего LCA-исследование. или экслерта-реценэента (рецензентов), если в силу сложившейся ситуации в процессе анализа изменится любое из вышеперечисленных сведений.

Дата:

Ф.И.О. (печатными буквами): Подпись:

10

ГОСТ Р 57625—2017

Приложение ДА

(справочное)

Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам

Таблица ДА.1

Обозначение ссылочного международною стандарта

Степень

соответствия

Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта

ИСО 14040

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 14040—2010 «Экологический менеджмент. Оцвкха жизненного цикла. Принципы и структура»

ИСО 14044

ЮТ

ГОСТ Р ИСО 14044—2007 «Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Требования и рекомендации»

Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

ЮТ — идентичные стандарты.

11

ГОСТ Р 57625—2017

Библиография

{1] ISO 14025, Environmental labels and declarations — Type III environmental declarations — Principles and procedures {Этикетки и декларации экологические. Экологические декларации типа III. Принципы и процедуры)

(2) ISO 14045, Environmental management — Eco-efficiency assessment of product systems — Principles, requirements and guidelines (Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности продукционных систем. Принципы, требования и руководящие указания)

[3] ISO/TS 14067, Greenhouse gases — Carbon footprint of products — Requirements and guidelines for quantification and communication (Парниковые газы. Углеродный след продукции. Требования и руководящие указания по количественному определению и обмену данными)

УДК 502.3:006.354 ОКС 13.020.60 IDT

Ключевые слова: экологический менеджмент, оценка жизненного цикла, процесс критического анализа, отчет по результатам критического анализа, заявление о критическом анализе

БЗ 10—2017/55

Редактор А.Е. Петросян Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Л.С. Лысенко Компьютерная верстка А.А. Воронимой

Сдано в набор 25.08.2017. Подписано в печать 26.08.2017 Формат вО’вД1/^ Гарнитура Арнап. Уел.поч л. 1.88. Уч-изд. л. 1.88. Тирак2вэкэ Зак. 1540 Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Издано и отпечатано во , 123001 Москва. Гранатный пер.. 4.

Выполненные работы

Натуральные чаи «Чайные технологии»
Натуральные чаи «Чайные технологии»
О проекте

Производитель пищевой продукции «Чайные технологии» заключил контракт с федеральной розничной сетью «АЗБУКА ВКУСА» на поставку натуральных чаев.

Под требования заказчика был оформлен следующий комплект документов: технические условия с последующей регистрацией в ФБУ ЦСМ; технологическая инструкция; сертификат соответствия ГОСТ Р сроком на 3 года; декларация соответствия ТР ТС ЕАС сроком на 3 года с внесение в госреестр (Росаккредитация) с протоколами испытаний; Сертификат соответствия ISO 22 000; Разработан и внедрен на производство план ХАССП.

Выдали полный комплект документов, производитель успешно прошел приемку в «АЗБУКЕ ВКУСА». Срок реализации проекта составил 35 дней.

Что сертифицировали

Азбука Вкуса

Кто вёл проект
Дарья Луценко - Специалист по сертификации

Дарья Луценко

Специалист по сертификации

Оборудования для пожаротушения IFEX
Оборудования для пожаротушения IFEX
О проекте

Производитель оборудования для пожаротушения IFEX открыл представительство в России. Заключив договор на сертификацию продукции, организовали выезд экспертов на производство в Германию для выполнения АКТа анализа производства, часть оборудования провели испытания на месте в испытательной лаборатории на производстве, часть продукции доставили в Россию и совместно с МЧС РОССИИ провели полигонные испытания на соответствия требованиям заявленным производителем.

По требованию заказчика был оформлен сертификат соответствия пожарной безопасности сроком на 5 лет с внесением в госреестр (Росаккредитация) и протоколами испытаний, а также переведена и разработана нормативное документация в соответствии с ГОСТ 53291.

Выдали полный комплект документации, а производитель успешно реализовал Госконтракт на поставку оборудования. Срок реализации проекта составил 45 дней.

Что сертифицировали

Международный производитель оборудования
для пожаротушения IFEX

Кто вёл проект
Василий Орлов - Генеральный директор

Василий Орлов

Генеральный директор

Рассчитать стоимость оформления документации

Специалист свяжется с Вами в ближайшее время

Получить консультацию специалиста

Ошибка: Контактная форма не найдена.

Оставляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением