ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТР
ИСО 22301—
2014
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕСА
Общие требования
ISO 22301:2012
Societal security —
Business continuity management systems — Requirements (IDT)
Издание официальное
Москва Стандартинформ 2015
Предисловие
-
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода международного стандарта, указанного в разделе 4
-
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 «Менеджмент риска»
-
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2014 г. № 1351-ст.
-
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 22301:2012 «Социальная безопасность Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Требования» (ISO 22301:2012 «Societal security — Business continuity management systems – Requirements»).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 — 2012 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
-
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
©Стандартинформ, 2015
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
-
1 Область применения
-
2 Нормативные ссылки
-
3 Термины и определения
-
4 Условия организации
-
5 Лидерство
-
6 Планирование
-
7 Поддержка
-
8 Деятельность
-
9 Оценка выполнения
-
10 Постоянное улучшение
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов
Великобритании, указанных в библиографии настоящего стандарта, ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
Библиография
Введение
0.1 Общие положения
Настоящий стандарт устанавливает требования к созданию и управлению эффективной системой менеджмента непрерывности бизнеса (СМНБ).
СМНБ подчеркивает ваяоюсть
-
– понимания потребностей организации и необходимости установления политики и целей в области непрерывности бизнеса,
-
– внедрения средств и показателей управления общей способностью организации противостоять разрушительным инцидентам,
-анализа и мониторинга выполнения и результативности СМНБ,
-
– непрерывного совершенствования, основанного на объективных измерениях.
Ключевыми элементами СМНБ, как и любой другой системы менеджмента, являются:
-
a) политика;
-
b) люди с установленными обязанностями;
-
c) процессы управления, относящиеся к;
-
1) политике;
-
2) планированию;
-
3) внедрению и функционированию;
-
4) оценке выполнения;
-
5) анализу со стороны руководства;
-
6) совершенствованию;
-
d) документация, обеспечивающая доказательства соответствия;
-
e) все процессы управления непрерывностью бизнеса в организации.
Непрерывность бизнеса способствует устойчивости общества. В процесс восстановления организации после разрушительных инцидентов может быть вовлечено общество и другие организации.
0.2 Модель «Планирование — Выполнение — Проверка — Действие» (PDCA)
Настоящий стандарт использует модель PDCA для планирования, установления, внедрения, функционирования, мониторинга, поддержки и непрерывного совершенствования результативности СМНБ организации.
Стандарт обеспечивает определенную степень соответствия другим стандартам в области систем менеджмента, таким как ИСО 9001:2008 «Система менеджмента качества. Требования», ИСО 14001:2004 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению», ИСО/МЭК 27001:2013 «Информационная технология. Методы обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования». ИСО/МЭК 20000-1:2011 «Информационные технологии. Менеджмент услуг. Часть 1. Требования к системе менеджмента услуг», и ИСО 28000:2007 «Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Технические условия».
На рисунке 1 показано, как СМНБ используя на входе заинтересованные стороны и требования к управлению непрерывностью бизнеса и, посредством необходимых действий и процессов, получает результаты (то есть управляемую непрерывность бизнеса), отвечающие этим требованиям.
Заянтересоаая вые стороны
Управляемая непрерывность бизнеса
Рисунок 1 – Модель РОСА, примененная к процессам СМНБ
Таблица 1 – Объяснение модели PDCA
Планирование (Установление) |
Установление политики в области непрерывности бизнеса, целей, задач, элементов управления, процессов и процедур, важных для совершенствования непрерывности бизнеса. Результаты должны поддерживать общую политику и задачи организации. |
Выполнение (Внедрение и работа) |
Внедрение и работа политики непрерывности бизнеса, средств управления. процессов и процедур. |
Проверка (Наблюдение и контроль) |
Отслеживание и анализ выполнения СМНБ с учетом политики и целей, сообщение результатов руководству, определение и санкционирование действий для исправления и совершенствования. |
Действие (Поддержка и совершенствование) |
Поддержка и совершенствование СМНБ с помощью принятия корректирующих действий, основанных на результатах анализа менеджмента и пересмотре области применения СМНБ. а также политики и целей непрерывности бизнеса. |
0.3 Компоненты PDCA в настоящем стандарте
Разделы 4 — 10 настоящего стандарта посвящены следующим элементам модели «Планирование — Выполнение — Проверка — Действие».
– В разделе 4 (Планирование) приведены требования, необходимые для установления условий СМНБ в организации, а также к ее потребностям, требованиям и области применения.
-
– В разделе 5 (Планирование) приведены требования к функциям высшего руководства в СМНБ. и описано, как высшее руководство выражает свои ожидания в отношении организации посредством установления политики в области непрерывности бизнеса.
-
– В разделе 6 (Планирование) приведены требования, относящиеся к установлению стратегических целей и руководящих принципов СМНБ в целом. Содержание раздела 6 отличается от установления возможных вариантов обработки риска, выявляемых при оценке риска, так же как и целей восстановления, выявляемых во время анализа воздействия на бизнес (BIA).
Примечание — Требования к процессу анализа воздействия на бизнес и оценке риска приведены в разделе 8.
-
– Раздел 7 (Планирование) посвящен функционированию СМНБ в части установления компетентности и обмена информацией с заинтересованными сторонами и включает рекомендации по управлению, поддержке и сохранению требуемой документации.
-
– В разделе 8 (Выполнение) установлены требования к обеспечению непрерывности бизнеса, порядок разработки процедур управления в условиях инцидента.
-
– В разделе 9 (Проверка) приведены требования, необходимые для выполнения измерений в области менеджмента непрерывности бизнеса, соответствия СМНБ требованиям настоящего стандарта и ожиданиями руководства, и обратной связи с руководством относительно его ожиданий.
-
– В разделе 10 (Действие) идентифицированы корректирующие действия по устранению несоответствий СМНБ.
ГОСТ Р ИСО 22301—2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕСА
Общие требования
Business continuity management systems. Requirements
Дата введения — 2015—12—01
1 Область применения
В настоящем стандарте установлены требования к планированию, созданию, внедрению, функционированию, мониторингу, поддержке в рабочем состоянии и постоянному улучшению документированной системы менеджмента для защиты от инцидентов, снижения вероятности их реализации, подготовки ответных действий и восстановления после инцидентов при их возникновении.
Требования, установленные в настоящем стандарте, являются универсальными и применимы ко всем организациям независимо от типа, размера и других особенностей. Применимость этих требований зависит от производственной среды, структуры и других особенностей организации.
Настоящий стандарт не устанавливает единообразную структуру системы менеджмента непрерывности бизнеса (СМНБ). Стандарт помогает организовать проектирование СМНБ, соответствующей потребностям организации и требованиям заинтересованных сторон. Эти требования формируются в зависимости от юридических, нормативных, организационных и производственных требований, особенностей продукции и услуг, используемых процессов, размера и структуры организации, а также требований заинтересованных сторон.
Настоящий стандарт применим к организациям всех типов и размеров, которые имеют намерения:
-
a) установить, внедрить, поддерживать и улучшать СМНБ;
-
b) обеспечить соответствие деятельности организации установленной политике в области непрерывности бизнеса;
-
c) демонстрировать это соответствие другим сторонам;
-
d) провести сертификацию/регистрацию своей СМНБ независимым аккредитованным органом по сертификации;
-
e) самостоятельно проверять и декларировать соответствие СМНБ требованиям настоящего стандарта.
Настоящий стандарт может быть использован для оценки способности организации удовлетворять ее потребностям и обязательствам в области непрерывности бизнеса.
2 Нормативные ссылки1*
В настоящем стандарте нет ссылок на нормативные документы.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
Разделу присвоен номер для сохранения идентичности стандарта.
Издание официальное
-
3.1 деятельность (activity): Процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки.
Пример – Примером подобных процессов являются бухгалтерский учет, обеспечение информационных (ИТ) и телекоммуникационных технологий, производство, сбыт.
-
3.2 аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективной сравнительной оценки с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.
Примечание 1- Термин «независимый» не обязательно означает «сторонний по отношению к организации» В большинстве случаев, особенно в небольших организациях, независимость может означать, что аудитор не отвечает за выполнение той деятельности, которая является предметом аудита.
Примечание 2- Дополнительные справочные материалы по фактическим данным и критериям аудита см. в ИСО 19011 (3].
-
3.3 непрерывность бизнеса (business continuity): Стратегическая и тактическая способность организации планировать свою работу в случае инцидента и нарушения ее деятельности, направленная на обеспечение непрерывности деловых операций на установленном приемлемом уровне.
(ИСО 22300]
-
3.4 менеджмент непрерывности бизнеса (business continuity management): Полный процесс управления, предусматривающий идентификацию потенциальных угроз и их воздействия на деятельность организации, который создает основу для повышения устойчивости организации к инцидентам и направлен на реализацию эффективных ответных мер против, что обеспечивает защиту интересов ключевых причастных сторон, репутации организации, ее бренда и деятельности, добавляющей ценность.
-
3.5 система менеджмента непрерывности бизнеса (business continuity management system, BCMS) СМНБ: Часть общей системы менеджмента, которая направлена на установление, внедрение, осуществление, управление, мониторинг, анализ, поддержку и постоянное улучшение непрерывности бизнеса.
Примечание – Система менеджмента включает в себя организационную структуру, политики, планирование деятельности, распределение ответственности, процедуры, процессы и ресурсы.
-
3.6 план непрерывности бизнеса (business continuity plan) ПНБ: Набор документированных процедур и информации, которые разработаны, обобщены и актуализированы с целью их использования в случае возникновения инцидента, и направлены на обеспечение возможности продолжения выполнения организацией критически важных для нее видов деятельности на установленном приемлемом уровне.
-
3.7 программа непрерывности бизнеса (business continuity programme): Программа действий, направленных на осуществление и поддержку менеджмента непрерывности бизнеса, поддерживаемая и обеспечиваемая высшим руководством и необходимыми ресурсами.
-
3.8 анализ воздействия на бизнес (business impact analysis): Процесс исследования функционирования бизнеса и последствий воздействия на него разрушающих факторов.
[ИСО 22300]
-
3.9 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.
-
3.10 соответствие (conformity): Выполнение требований.
[ИСО 22300]
-
3.11 постоянное улучшение (continual improvement): Непрерывный процесс совершенствования системы менеджмента с целью повышения ее общей эффективности в соответствии с политикой организации в области менеджмента.
(ИСО 22300]
-
3.12 коррекция (correction): Действие по устранению обнаруженного несоответствия.
[ИСО 22300]
-
3.13 корректирующее действие (corrective action): Действие по устранению причины обнаруженного несоответствия и предотвращения его повторного возникновения.
Примечание -В настоящем стандарте действия по минимизации и устранению других нежелательных последствий не подпадают под определение «корректирующее действие»
(ИСО 22300)
-
3.14 документ (document): Информация и ее носитель.
Примечание 1 — В качестве носителя может выступать бумага, магнитные, электронные или оптические компьютерные диски, фотографии или их сочетание
Примечание 2 – Набор документов, например, спецификации и отчеты, часто называют «документацией».
-
3.15 документированная информация (documented information): Информация, которую организация должна контролировать и хранить.
Примечание 1- Документированная информация может иметь любой формат и любой носитель.
Примечание 2 -Документированная информация может относиться к:
-
– системе менеджмента, включая соответствующие процессы;
-
– информации, необходимой для работы организации (документация);
-
– подтверждению достигнутых результатов (отчеты)
-
3.16 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
(ИСО 22300)
-
3.17 событие (event): Возникновение или изменение специфического набора условий.
Примечание Примечание Примечание «несчастный случай».
Примечание
-
1 – Событие может быть единичным или кратным, и может иметь несколько причин.
-
2 – Событие может быть определенным или неопределенным.
-
3 – Событие может быть названо терминами «инцидент», «опасное событие» или
-
4 – Событие без последствий (см. Руководство ИСО 73, 3.6.1.3) может также быть названо терминами «угроза возникновения опасного события», «угроза инцидента», «угроза поражения» или «угроза возникновения аварийной ситуации»
(Руководство ИСО 73)
-
3.18 учение (exercise): Запланированная репетиция возможного инцидента, разработанная для оценки способности организации справляться с инцидентом, совершенствования ответных мер организации и повышения компетентности вовлеченных сторон.
Примечание 1- Учения могут быть использованы для валидации политики, планов, процедур, подготовки, оснащения и соглашений между организациями, обучения персонала функциям и обязанностям; улучшения координации действий и обмена информацией; повышения производительности; и идентификации возможностей улучшения.
Примечание 2 — Проверка это особый тип учения, который направлен на выявление пригодно-сти/непригодности элемента в пределах цели или задач планируемого учения.
(ИСО 22300)
-
3.19 инцидент (incident): Ситуация, которая может произойти и привести к нарушению деятельности организации, разрушениям, потерям, чрезвычайной ситуации или кризису в бизнесе.
[ИСО 22300)
-
3.20 инфраструктура (infrastructure): Система средств, оборудования и услуг, необходимая для функционирования организации.
-
3.21 заинтересованная сторона, причастная сторона (interested party, stakeholder): Лицо или организация, которые могут влиять на решения или деятельность, а также быть затронуты или ощущать себя затронутыми ими.
Примечание – Это может быть человек или группа, которые заинтересованы в определенном решении или виде деятельности организации.
-
3.22 внутренний аудит (internal audit): Аудит, выполняемый самой организацией или от ее имени для анализа менеджмента и других внутренних целей, который может служить основанием для декларации о соответствии.
Примечание – Во многих случаях, особенно на малых предприятиях, независимость при аудите обеспечивают отсутствием ответственности за деятельность, подвергаемую аудиту.
-
3.23 активация плана (invocation): Объявление о том, что план обеспечения непрерывности бизнеса организации должен быть введен в действие для продолжения предоставления ключевых услуг или продукции.
-
3.24 система менеджмента (management system): Система для разработки политики, целей и достижения этих целей.
Примечание 1- Система менеджмента может иметь отношение к единственному или нескольким направлениям деятельности.
Примечание 2 – Элементами системы являются структура организации, функции и обязанности персонала, планирование, процедуры и т.д.
Примечание 3 – Областью применения системы менеджмента может быть вся организация, установленные и идентифицированные функции организации, установленные и идентифицированные части организации или одна или несколько функций в группе организаций.
-
3.25 максимально приемлемый простой (maximum acceptable outage, МАО) МПП: Время, по истечении которого неблагоприятные последствия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, становятся неприемлемыми.
Примечание – См также максимально приемлемый период нарушения
-
3.26 максимально приемлемый период нарушения (maximum tolerable period of disruption, MTPD) МППН: Время, по истечении которого неблагоприятные последствия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, становятся неприемлемыми.
Примечание – См. также максимально приемлемый простой.
-
3.27 измерение (measurement): Определение значения величины.
-
3.28 минимальная цель непрерывности бизнеса (minimum business continuity objective, MBCO) МЦНБ: Минимальный уровень услуг и/или поставок продукции, приемлемый для достижения деловых целей организации во время нарушения ее деятельности.
-
3.29 мониторинг (monitoring): Определение состояния системы, процесса или деятельности.
Примечание – Для определения состояния может возникнуть необходимость проведения проверки, наблюдения или критического отслеживания.
-
3.30 соглашение о взаимопомощи (mutual aid agreement): Заранее подготовленное обязательство между двумя или более юридическими лицами об оказании помощи друг другу.
[ИСО 22300]
-
3.31 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.
[ИСО 22300]
-
3.32 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.
Примечание 1- Цель может быть стратегической, тактической или операционной.
Примечание 2 – Цели могут относиться к различным областям (таким как финансы, здоровье и безопасность, экология) и уровням (например, стратегическому, организации, проекта, продукции и процесса).
ПримеЭчание 3 – Цель может быть выражена другими способами, например, в виде ожидаемого результата, замысла или критерия, или при помощи других аналогичных понятий (например, выполнения задачи).
Примечание 4-8 области систем менеджмента социальной безопасности, цели социальной безопасности организация устанавливает в соответствии с политикой социальной безопасности для достижения установленных результатов
-
3.33 организация (organization): Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
Примечание 1 — Понятие организации охватывает компании, корпорации, фирмы, предприятия, учреждения, благотворительные организации, предприятия розничной торговли, ассоциации, а также их подразделения или комбинации из них
Примечание 2 — Организация может иметь несколько структурных единиц, при этом отдельная структурная единица может быть рассмотрена как организация.
-
3.34 аутсорсинг (outsource (verb)): Передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций для выполнения другой организацией.
Примечание – Сторонняя организация находится вне области применения системы менеджмента, хотя произведенная на стороне функция, продукция или процесс находятся в пределах области применения системы менеджмента организации.
-
3.35 выполнение (performance): Получение измеримого результата.
Примечание 1- Выполнение может относиться как к количественным, так и к качественным результатам.
Примечание 2 – Выполнение может относиться к управлению действиями, процессами, продукцией (включая услуги), системами или организациями
-
3.36 оценка выполнения (performance evaluation): Процесс определения измеримых результатов.
-
3.37 персонал (personnel): Люди, работающие в организации и находящиеся под ее управлением.
Примечание – Понятие персонала включает, но не ограничено, постоянный персонал, частично занятый персонал и персонал вспомогательных организаций.
-
3.38 политика (policy): Намерения и направления деятельности организации, официально сформулированные высшим руководством.
-
3.39 процедура (ргосейиге):Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности. преобразующих входы в выходы.
-
3.40 процесс (process): Набор действий, направленных на достижение результата.
-
3.41 продукция и услуги (products and services): Результаты деятельности организации, которые она поставляет своим потребителям, получателям и причастным сторонам, например, промышленные товары, автострахование или медицинское обслуживание.
-
3.42 приоритетные виды деятельности (prioritized activities): Виды деятельности, которым должно быть отдано предпочтение после инцидента в целях смягчения его последствий.
Примечание — Для описания деятельности в пределах этой группы обычно используют следующие термины: критическая, важная, жизненно важная, срочная и ключевая.
[ИСО 22300]
-
3.43 запись (record): Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.
-
3.44 целевая точка восстановления данных (recovery point objective; RPO) ЦТВД: Состояние, до которого необходимо восстановить данные, используемые в определенной деятельности, для обеспечения возобновления этой деятельности.
Примечание — Иногда употребляют термин «максимальная потеря данных»
-
3.45 целевое время восстановления (recovery time objective, RTO) ЦВВ: Период времени, установленный для возобновления поставок продукции или услуг, возобновления деятельности или восполнения ресурсов после инцидента.
Примечание – Для продукции, услуг и деятельности целевое время восстановления должно быть меньше времени, в течение которого неблагоприятные воздействия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, станут неприемлемыми.
-
3.46 требование (requirement): Установленные потребность или ожидание, подразумеваемое или обязательное.
Примечание 1 — «Подразумеваемое» означает, что это требование является общепринятым или обычным для организации и заинтересованных сторон
Примечание 2 – Установленное требование — это требование, установленное в документации.
-
3.47 ресурсы (resources): Все активы, персонал, навыки, технологии (включая технологические процессы и оборудование), производственные площади, запасы и информация (на электронном или бумажном носителе), которые должны быть, при необходимости, доступны для использования организацией в текущей деятельности и для достижения поставленных целей.
-
3.48 риск (risk): Следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей0.
Примечание 1- Под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (положительного и/или отрицательного).
0 В соответствие с ФЗ “О техническом регулировании” от 27.12.2002 N 184-ФЗ «риск – это вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда».
Примечание 2 – Цели могут быть различными по содержанию (в области экономики, здоровья, экологии и т.п.) и назначению (стратегические, общеорганизационные, относящиеся к разработке проекта, конкретной продукции и процессу).
Примечание 3 – Риск часто характеризуют с помощью возможных событий (Руководство ИСО 73, 3.5.1.3) и последствий (Руководство ИСО 73, 3.6.1.3), или их сочетания.
Примечание 4 – Риск часто выражают в виде сочетания последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и вероятности их возникновения (Руководство ИСО 73,3.6.1.1).
Примечание 5 – Неопределенность это состояние дефицита информации о событии, его последствиях или вероятности возникновения.
Примечание 6 — Организация устанавливает цели непрерывности бизнеса в соответствии с политикой непрерывности бизнеса.
[Руководство ИСО 73]
-
3.49 аппетит риска, предпочтительный риск (risk appetite): Общая величина риска, который организация готова принять, перенести или действию которого готова подвергнуться в любой момент времени, и тип риска, предпочтительный для организации.
-
3.50 оценка риска (risk assessment): Процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска.
-
3.51 менеджмент риска (risk management): Скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска.
-
3.52 тестирование (testing): Процедура оценки; способ определения наличия, качества или достоверности чего-либо.
Примечание 1 – Тестирование иногда называют «испытанием».
Примечание 2 – Тестирование часто применяют в отношении планов поддержки.
[ИСО 22300]
-
3.53 высшее руководство (top management): Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.
Примечание 1 — Высшее руководство может делегировать полномочия и распределять ресурсы в пределах организации
Примечание 2— Если область применения системы менеджмента охватывает только часть организации, то высшим руководством являются ответственные лица, осуществляющие управление и контроль в этой части организации.
-
3.54 верификация (verification): Подтверждение, посредством предоставления доказательств, что указанные требования были выполнены.
-
3.55 производственная среда, рабочая среда (work environment): Совокупность условий, в которых выполняют работу.
Примечание – Условия включают физические, социальные, психологические и экологические факторы (такие как температура, системы поощрения, эргономика и состав атмосферы).
[ИСО 22300]
4 Условия организации
-
4.1 Понимание организации и ее условий
Организация должна определить внешние и внутренние факторы, влияющие на выполнение организацией поставленных целей и достижение результатов ее СМНБ.
Эти факторы необходимо учитывать при установлении, внедрении и поддержании СМНБ организации.
Организация должна идентифицировать и документировать следующее:
-
a) виды деятельности, функции, услуги, продукцию, сотрудничество, цепочки поставок, взаимодействия с заинтересованными сторонами, потенциально уязвимые по отношению к разрушительному инциденту;
-
b) взаимосвязь политики в области непрерывности бизнеса с целями и другими политиками организации, включая стратегию управления совокупным риском;
-
c) аппетит риска организации.
При установлении условий организация должна:
-
1) ясно сформулировать свои цели, включая цели, связанные с непрерывностью бизнеса;
-
2) определить внешние и внутренние факторы, которые создают неопределенность, вызывающую риск;
-
3) установить критерии риска с учетом аппетита риска;
-
4) определить цели в области СМНБ.
-
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
-
4.2.1 Общие положения
-
-
Устанавливая СМНБ, организация должна определить:
-
a) заинтересованные стороны, которые важны для СМНБ;
-
b) требования этих заинтересованных сторон (т.е. их потребности и ожидания, установленные, подразумеваемые или обязательные).
-
4.2.2 Законодательные и нормативные требования
Организация должна установить, осуществить и поддерживать процедуру(ы). позволяющие идентифицировать, иметь доступ, оценивать применимые законодательные и нормативные требования, относящиеся к непрерывности ее деятельности, поставок продукции и услуг, а так же затрагивающие интересы важных заинтересованных сторон.
Организация должна гарантировать, что применимые юридические, нормативные и другие требования приняты во внимание при установлении, внедрении и поддержании ее СМНБ.
Организация должна зарегистрировать эту информацию и сохранять ее актуальной. Новые требования или изменения правовых, нормативных и других требований должны быть доведены до сведения соответствующих работников и других заинтересованных сторон.
-
4.3 Определение области применения СМНБ
-
4.3.1 Общие положения
-
Для установления области применения СМНБ организация должна определить ее границы и применимость.
При определении области применения, организация должна рассмотреть:
-
– внешние и внутренние факторы, упомянутые в 4.1;
-
– требования, упомянутые в 4.2.
Должна быть доступна документированная информация по области применения СМНБ.
-
4.3.2 Область применения СМНБ
Организация должна:
-
a) установить части организации, включенные в СМНБ;
-
b) установить требования СМНБ с учетом предназначения организации, ее целей, внутренних и внешних обязательств (включая связанные с заинтересованными сторонами), а также юридических и нормативных обязанностей;
-
c) идентифицировать продукцию и услуги и все связанные с ними действия в рамках СМНБ;
-
d) принять во внимание потребности, интересы и ожидания заинтересованных сторон, таких как клиенты, инвесторы, акционеры, участники цепочки поставок, а также ожидания и интересы общественности и/или сообщества,
-
e) определить область применения СМНБ в соответствии с размером, характером и структурой организации.
При определении области применения организация должна документировать и обосновать все исключения; такие исключения не должны затрагивать способность и обязанность организации обеспечивать непрерывность бизнеса и выполнение операций в соответствии с требованиями СМНБ, определенными с помощью анализа воздействия на бизнес или оценки риска, и применимых юридических и нормативных требований.
-
4.4 Система менеджмента непрерывности бизнеса
Организация должна установить, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать СМНБ, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
5 Лидерство
-
5.1 Лидерство и заинтересованность
Высшее руководство и руководители на разных уровнях организации должны продемонстрировать свое лидерство по отношению к СМНБ.
Пример – Лидерство и заинтересованность могут быть продемонстрированы с помощью мо-тивирования людей содействовать результативности СМНБ и предоставления им необходимых полномочий.
-
5.2 Заинтересованность руководства
Высшее руководство должно продемонстрировать свое лидерство и заинтересованность по отношению к СМНБ посредством:
-
– установления политики и целей системы менеджмента непрерывности бизнеса и обеспечения их совместимости со стратегическим направлением организации;
-обеспечения интеграции требований системы менеджмента непрерывности бизнеса в бизнес-лроцессы организации;
-
– обеспечения доступности ресурсов, необходимых для системы менеджмента непрерывности бизнеса;
-
– объяснения важности наличия результативной системы менеджмента непрерывности бизнеса и соответствия требованиям СМНБ;
-
– обеспечения достижения СМНБ ожидаемого результата(ов);
-
– направления и поддержки людей, способствующих результативности СМНБ;
-
– содействия непрерывному совершенствованию;
-
– поддержки других важных руководителей для демонстрации их лидерства и заинтересованности в областях их ответственности.
Примечание 1- Ссылки на «бизнес» в настоящем стандарте следует широко интерпретировать, так как они обозначают виды деятельности, которые являются ключевыми для существования организации
Высшее руководство должно представить свидетельства своей заинтересованности в создании, внедрении, эксплуатации, мониторинге, анализе, поддержке и совершенствовании СМНБ посредством:
-
– установления политики в области непрерывности бизнеса;
-
– обеспечения установления целей и планов СМНБ;
-установления функций, ответственности и полномочий для управления непрерывностью бизнеса;
-
– назначение одного или большего количества людей с соответствующим авторитетом и компетентностью, ответственных за внедрение и поддержку СМНБ.
Примечание 2 – Эти люди могут иметь и другие обязанности в организации.
Высшее руководство должно обеспечить распределение обязанностей и полномочий для выполнения важных функций и осведомленность о них в организации посредством:
-
– определения критериев принятия риска и допустимых уровней риска;
-
– активного участия в учениях и тестировании;
-
– обеспечения проведения внутренних аудитов СМНБ;
-
– проведения анализа СМНБ;
-демонстрации заинтересованности в постоянном улучшении.
-
5.3 Политика
Высшее руководство должно установить политику непрерывности бизнеса, которая:
-
a) соответствует целям организации;
-
b) обеспечивает основу для установления целей непрерывности бизнеса;
-
c) включает обязательства по выполнению применимых требований;
-
d) включает обязательства по постоянному улучшению СМНБ.
Политика СМНБ должна быть:
-
– доступна в форме документированной информации;
-доведена до сведения персонала организации;
-
– при необходимости, доведена до сведения заинтересованных сторон;
-
– актуализирована через установленные промежутки времени и при значительных изменениях в организации.
Организация должна сохранять документированную политику в области непрерывности бизнеса.
-
5.4 Функции, обязанности и полномочия в организации
Высшее руководство должно обеспечить распределение ответственности и полномочий для выполнения важных функций и довести их до сведения персонала организации.
Высшее руководство должно распределить ответственность и полномочия для:
-
a) обеспечения соответствия СМНБ требованиям настоящего стандарта;
-
b) создания отчетов о работе СМНБ для высшего руководства.
6 Планирование
-
6.1 Анализ риска и благоприятных возможностей
При планировании СМНБ организация должна рассмотреть вопросы, упомянутые в 4.1 и 4.2 и определить риски и благоприятные возможности для:
-
– обеспечения уверенности в том. что СМНБ может достигнуть ожидаемых результатов;
-
– предотвращения или уменьшения нежелательных последствий;
-
– обеспечения постоянного улучшения.
Организация должна запланировать
-
a) действия по анализу риска и благоприятных возможностей,
-
b) действия по
-
1) их объединению и внедрению в процессы СМНБ (см. 8.1),
-
2) оценке их результативности (см. 9.1).
-
6.2 Цели в области непрерывности бизнеса и планы их достижения
Высшее руководство должно обеспечить установление целей в области непрерывности бизнеса и информирование о них на соответствующих уровнях организации.
Цели непрерывности бизнеса должны:
-
a) быть совместимы с политикой непрерывности бизнеса;
-
b) учитывать минимальный уровень продукции и услуг, который является приемлемым для достижения целей организации;
-
c) быть измеримы;
-
d) соответствовать установленным требованиям;
-
e) контролироваться и обновляться по необходимости.
Организация должна сохранять документированные цели в области непрерывности бизнеса.
Для достижения целей в области непрерывности бизнеса, организация должна:
-
– назначить ответственных;
-
– определить необходимые действия;
-
– определить необходимые ресурсы;
-
– назначить сроки выполнения;
-
– определить метод оценки результатов.
7 Поддержка
-
7.1 Ресурсы
Организация должна определить и выделить ресурсы, необходимые для создания, внедрения, обслуживания и постоянного улучшения СМНБ.
-
7.2 Компетентность
Организация должна:
-
a) определить необходимую компетентность сотрудников, выполняющих работу, которая влияет на функционирование СМНБ;
-
b) обеспечить компетентность людей посредством обучения, проведения учений и обмена опытом;
-
c) оценивать результативность предпринятых мер;
-
d) сохранять документы, подтверждающие компетентность.
Примечание – Применимые меры могут включать, например: предоставление обучения, наставничество или перевод сотрудников по службе; наем или заключение контракта с компетентными людьми.
-
7.3 Осведомленность
Персонал, осуществляющий работу под контролем организации, должен знать:
-
a) политику в области непрерывности бизнеса;
-
b) свой вклад в результативность СМНБ. включая выгоды от постоянного улучшения менеджмента непрерывности бизнеса;
-
c) последствия, которые могут возникнуть в случае несоответствия требованиям СМНБ:
-
d) свои функции в случае разрушительных инцидентов.
-
7.4 Обмен информацией
Организация должна определить потребность во внутреннем и внешнем обмене информацией, относящемся к СМНБ, включая:
-
a) вопросы для обмена информацией;
-
b) ситуации, в которых производится обмен информацией;
-
c) причастные стороны, с которыми производится обмен информацией.
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы):
-
– внутреннего обмена информацией между заинтересованными сторонами и сотрудниками организации;
-
– внешнего обмена информацией с клиентами, партнерскими организациями, местным сообществом, и другими заинтересованными сторонами, включая СМИ;
-
– приема, документирования и реагирования на сообщения заинтересованных сторон;
-
– использования национальной и региональной систем предупреждения об угрозах (или аналогичных систем), при необходимости;
-
– обеспечения доступности средств обмена информацией в условиях разрушительного инцидента;
-
– связи с властями и обеспечения функциональной совместимости с другими организациями, участвующими в ответных мерах на инцидент и их персоналом, при необходимости;
-
– тестирования и обеспечения работы резервных средств связи в случае отказа основных средств связи.
Примечание – Дальнейшие требования для обмена информацией в условиях инцидента установлены в 8.4.3.
-
7.5 Документированная информация
-
7.5.1 Общие положения
-
Документация СМНБ организации должна включать в себя:
-
– документацию в соответствии с требованиями настоящего стандарта;
-документацию, которую организация определила, как необходимую для оценки результативности СМНБ.
Примечание – Степень документирования информации СМНБ может отличаться в разных организациях и зависит от:
-
– размера организации, видов ее деятельности, процессов, продукции и услуг;
-
– сложности процессов и их взаимодействий;
-
– компетентности сотрудников.
-
7.5.2 Создание и обновление
При создании и обновлении документации, организация должна обеспечить:
-
a) идентификацию и описание документов (например, наименование, дата, автор или номер ссылки);
-
b) формат (например, язык, версию программного обеспечения, графику) и носитель информации (например, бумага, электронный формат), а также способ ее проверки и подтверждения пригодности и достаточности.
-
7.5.3 Управление документацией
Документация, требуемая СМНБ и настоящим стандартом, должна быть управляемой для обеспечения:
-
a) доступности и пригодности для использования, при необходимости;
-
b) защищенности (например, от потери конфиденциальности, неправильного использования или потери целостности).
Для управления документацией организация должна определить следующие действия с документацией:
-
– распределение и доступ;
-
– обеспечение сохранности;
-
– управление изменениями (например, контроль версий программного обеспечения);
-
– хранение и распоряжение;
-
– поиск и использование:
-
– обеспечение четкости текста (т.е. обеспечение возможности разборчивости текста при чтении);
-
– предотвращение непреднамеренного использования устаревшей документации.
Документация внешнего происхождения, определенная организацией как необходимая для планирования и работы СМНБ, должна быть идентифицированной и управляемой.
При установлении управления документацией организация должна обеспечить для нее подходящую защиту (например, защиту от компрометации, несанкционированного изменения или удаления).
Примечание – Доступ подразумевает принятие решений о разрешении на просмотр или разрешение на просмотр и изменение документации и т.д.
8 Деятельность
-
8.1 Планирование и контроль
Организация должна планировать, внедрять и контролировать процессы, необходимые в соответствии с требованиями СМНБ и выполнять действия, определенные в 6.1, в том числе:
-
a) установить необходимые критерии для процессов;
-
b) осуществлять контроль над процессами в соответствии с критериями;
-
c) хранить документацию, подтверждающую, что процессы выполнены в соответствии с запланированными действиями.
Организация должна контролировать изменение запланированных действий и анализировать последствия непреднамеренных изменений, принимая меры по смягчению неблагоприятных воздействий.
Организация должна обеспечить контроль процессов аутсорсинга.
-
8.2 Анализ воздействия на бизнес и оценка риска
-
8.2.1 Общие положения
-
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии формальный документированный процесс анализа воздействий на бизнес и оценки риска, в котором должны быть:
-
a) установлена область применения оценки риска, определены критерии и способы оценки возможных воздействий инцидента;
-
b) учтены юридические и другие требования, которые должна соблюдать организация;
-
c) предусмотрен систематический анализ, установлены приоритетность обработки риска и необходимые для этого затраты;
-
d) определены выходные данные анализа воздействия на бизнес и оценки риска;
-
e) установлены требования к актуализации и конфиденциальности этой информации.
Примечание – Существуют различные методологии анализа воздействия на бизнес и оценки риска.
-
8.2.2 Анализ воздействия на бизнес
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии формальный и документированный процесс определения приоритетов, целей и задач непрерывности бизнеса. Этот процесс должен включать оценку последствий нарушения видов деятельности, которые поддерживают поставку продукции и услуг.
Анализ воздействия на бизнес должен включать:
-
a) идентификацию видов деятельности, которые поддерживают поставку продукции и услуг;
-
b) оценку последствий невыполнения этих видов деятельности;
-
c) установление приоритетных сроков возобновления деятельности на установленном минимальном приемлемом уровне с учетом времени, в течение которого неблагоприятные воздействия, возникшие в результате необеспечения поставок продукции/услуг или невыполнения деятельности, приводят к неприемлемым результатам;
-
d) идентификацию зависимостей и ресурсов для поддержания этих видов деятельности, включая поставщиков, партнеров по аутсортингу и других важных заинтересованных сторон.
-
8.2.3 Оценка риска
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии формальный документированный процесс оценки риска для систематической идентификации, анализа и оценки риска разрушительных инцидентов для организации.
Примечание – Этот процесс может быть разработан в соответствии с ИСО 31000.
Организация должна:
-
a) идентифицировать риск нарушений в приоритетных видах деятельности организации, а также процессах, системах, информации, человеческих активах, аутсорсинге и ресурсах, которые их поддерживают;
-
b) систематически анализировать риск;
-
c) оценивать необходимость обработки;
-
d) определить методы обработки, соответствующие целям в области непрерывности бизнеса и аппетиту риска организации.
Примечание – Организация должна быть осведомлена, что определенные финансовые или установленные государством обязательства требуют предоставления отчета о таких видах риска с разной степенью детализации. Кроме того, некоторые потребности общества также могут служить основанием для предоставления отчета с соответствующей степенью детализации.
-
8.3 Стратегия непрерывности бизнеса
-
8.3.1 Определение и выбор
-
Определение и выбор стратегии должны быть основаны на результатах анализа воздействия на бизнес и оценки риска.
Организация должна определить подходящую стратегию непрерывности бизнеса для:
-
a) защиты приоритетных видов деятельности;
-
b) стабилизации, продолжения, возобновления и восстановления приоритетных видов деятельности и их обеспечения ресурсами;
-
c) смягчения последствий, разработки ответных мер и управления ими.
Определение стратегии должно включать в себя установление приоритетных сроков возобновления действий. Организация должна провести оценку способности к обеспечению непрерывности бизнеса своих поставщиков.
-
8.3.2 Установление требований к ресурсам
Организация должна определить требования к ресурсам для выполнения выбранных стратегий. Рассматриваемые ресурсы должны включать в себя, но не ограничиваться, следующими:
-
a) персонал;
-
b) информация и данные;
-
c) здания, рабочая среда и связанные с ними коммуникации;
-
d) оборудование и расходные материалы;
-
e) системы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
-
f) транспорт;
д) финансы;
h) партнеры и поставщики.
-
8.3.3 Защита и снижение риска
Для идентифицированных рисков, требующих обработки, организация должна разработать меры, обеспечивающие:
-
a) снижение вероятности разрушений (нарушений);
-
b) сокращение продолжительности разрушений (нарушений);
-
c) снижение последствий разрушений (нарушений) для ключевой продукции и услуг организации.
Организация должна выбрать и провести необходимую обработку риска в соответствии с аппетитом риска.
8.4 Установление и внедрение процедур непрерывности бизнеса
-
8.4.1 Общие положения
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления и продолжения своей деятельности в условиях действия инцидента на основе целей восстановления, идентифицированных в ходе анализа воздействия на бизнес.
Организация должна документировать процедуры (включая необходимые ответные меры) для обеспечения непрерывности деятельности и управления в условиях инцидента.
Процедуры должны:
-
a) устанавливать соответствующий порядок внутреннего и внешнего обмена информацией;
-
b) быть конкретными в отношении неотложных действий, которые должны быть выполнены в условиях разрушения (нарушения) деятельности;
-
c) быть гибкими для реагирования на непредвиденные угрозы и меняющиеся внутренние и внешние условия;
-
d) быть сфокусированы на последствиях событий, которые могут нарушить работу;
е) быть разработаны на основе установленных предположений и анализа вэаимозависимостей;
0 результативно минимизировать последствия путем осуществления стратегий смягчения последствий инцидента.
-
8.4.2 Структура ответных мер на инцидент
Организация должна установить, документировать и внедрить процедуры и структуру управления действиями при возникновении разрушительного инцидента с использованием персонала, обладающего необходимой ответственностью, полномочиями и компетентностью.
Структура ответных мер должна
-
a) определять пороги воздействия, за пределами которых инициируют выполнение ответных мер;
-
b) оценивать характер и степень разрушительного инцидента и его возможных последствий;
-
c) приводить в действие соответствующие ответные меры, предусмотренные СМНБ;
-
d) иметь в наличии процессы и процедуры активации, функционирования, координации ответных мер и информирования о них;
-
e) иметь в наличии ресурсы для поддержки процессов и процедур управления в условиях разрушительного инцидента для минимизации его последствий;
0 активизировать связь с заинтересованными сторонами и властями, а также средствами массовой информации.
Организация должна определить, руководствуясь безопасностью жизни как важнейшим приоритетом, после консультаций с важными заинтересованными сторонами, необходимость сообщения внешним сторонам о наличии существенного риска и его последствиях для организации и документировать это сообщение. Если принято решение о направлении такого сообщения, то организация должна установить и внедрить процедуры обмена информацией с внешними сторонами, объявления тревоги и предупреждений, включая сообщения в СМИ.
-
8.4.3 Предупреждение и коммуникации
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры для:
-
a) обнаружения инцидента;
-
b) мониторинга инцидента;
-
c) обмена информацией в пределах организации, а также получения, документирования и реагирования на сообщения заинтересованных сторон;
-
d) получения, документирования и реагирования на информацию национальной или региональной системы предупреждения о рисках;
-
e) обеспечения доступности средств связи в условиях разрушительного инцидента;
-
f) упрощенного обмена информацией с аварийно-спасательными службами;
д) записи жизненно важной информации об инциденте, предпринятых действиях и принятых решениях. Кроме того, должно быть рассмотрено следующее;
-
– оповещение заинтересованных сторон о возможном воздействии на них фактического или возможного инцидента;
-
– обеспечение взаимодействия нескольких организаций, реагирующих на инцидент, и их персонала;
-
– работа средств связи.
Процедуры обмена информацией и предупреждения необходимо регулярно проверять.
-
8.4.4 Планы непрерывности бизнеса
Организация должна установить документированные процедуры реагирования на разрушительный инцидент, а также работы и восстановления деятельности в течение заранее определенного периода времени. Такие процедуры должны устанавливать требования к тем, кто будет их осуществлять.
Планы непрерывности бизнеса должны содержать:
-
a) определенные функции и ответственность сотрудников и команд, обладающих полномочиями в течение и после инцидента;
-
b) процесс инициирования ответных мер;
-
c) информацию о незамедлительных действиях по устранению последствий разрушительного инцидента, в которой уделено особое внимание:
-
1) благополучию людей,
-
2) стратегическим, тактическим и оперативным вариантам реагирования на разрушения (нарушения),
-
3) предотвращению дальнейшей потери или недоступности приоритетных видов деятельности;
-
d) способы поддержки связи с персоналом, их родственниками, ключевыми заинтересованными сторонами и аварийными службами и условия их применения;
е) способы продолжения или восстановления организацией приоритетных видов деятельности в рамках заранее установленного периода времени;
О информацию по взаимодействию со СМИ после инцидента, в том числе
-
1) стратегию обмена информацией,
-
2) предпочтительные виды связи со СМИ.
-
3) руководство или шаблон написания заявлений для СМИ,
-
4) информацию о представителях организации для связей со СМИ;
д) процесс сворачивания ответных мер после окончания инцидента.
Каждый план непрерывности бизнеса должен определять:
-
– назначение и область применения;
-
– цели;
-
– критерии и процедуры инициирования ответных мер;
-
– процедуры выполнения ответных мер;
-
– функции, ответственность и полномочия;
-
– требования и процедуры обмена информацией;
-
– внутренние и внешние взаимозависимости и взаимодействия;
-
– потребности в ресурсах;
-
– процессы управления информационным потоком и документирования.
-
8.4.5 Восстановление
Организация должна иметь документированные процедуры по восстановлению и возвращению к нормальному режиму работы после инцидента.
-
8.5 Учения и проверки
Организация должна проводить учения и проверки своих процедур непрерывности бизнеса для уверенности в том. что они соответствуют целям в области непрерывности бизнеса.
Организация должна проводить учения и тестирование для проверки того, что процедуры:
-
a) соответствуют области применения и целям СМНБ;
-
b) основаны на проработанных спланированных сценариях с четко определенными целями и задачами;
-
c) совместно обеспечивают валидацию мер непрерывности бизнеса с привлечением заинтересованных сторон;
-
d) обеспечивают риск нарушения деятельности на минимальном уровне;
-
e) предоставляют информацию для формирования отчетов по результатам учений с приведением данных рекомендаций и мер по постоянному улучшению СМНБ,
9 содействуют постоянному улучшению;
д) проверяются через запланированные интервалы времени и в случае существенных изменений в организации или среде, в которой она осуществляет деятельность.
9 Оценка выполнения
-
9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
-
9.1.1 Общие положения
-
Организация должна определить:
-
a) контролируемые с помощью мониторинга и измерений параметры и объекты,
-
b) методы мониторинга, измерения, анализа и оценки для обеспечения достоверных результатов.
-
c) сроки и периодичность проведения мониторинга и измерений,
-
d) сроки анализа и оценки результатов мониторинга и измерений.
Организация должна сохранить соответствующую документацию в качестве свидетельства результатов функционирования СМНБ.
Организация должна оценить СМНБ и ее результативность.
Дополнительно, организация должна:
-
– принять меры по устранению неблагоприятных тенденций или результатов до возникновения несоответствия;
-
– сохранять соответствующую документацию в качестве свидетельства результатов СМНБ. Процедуры мониторинга функционирования СМНБ должны предусматривать:
-
– установление показателей, соответствующих потребностям организации;
-
– мониторинг выполнения политики, целей и задач организации в области непрерывности бизнеса;
-
– мониторинг выполнения процессов, процедур и функций, которые защищают приоритетные виды деятельности;
-
– мониторинг соответствия требованиям настоящего стандарта и целям в области непрерывности бизнеса;
-
– мониторинг хронологии свидетельств несовершенства функционирования СМНБ;
-
– запись данных и результатов мониторинга и измерений для разработки последующих корректирующих действий.
Примечание – Несовершенство выполнения МНБ может включать в себя несоответствие, промахи, ложные тревоги и фактические инциденты.
-
9.1.2 Оценка процедур непрерывности бизнеса
а) Организация должна периодически проводить оценку процедур и благоприятных возможностей СМНБ для обеспечения их пригодности, адекватности и результативности;
-
b) Такая оценка может быть осуществлена посредством периодического анализа, учений, проверок, анализа отчетов об инцидентах и оценки функционирования СМНБ. Существенные изменения должны быть своевременно отражены в процедуре(ах);
-
c) Организация должна периодически оценивать соответствие действующим юридическим и нормативным требованиям, передовому опыту, а также собственной политике и целям в области непрерывности бизнеса;
-
d) Организация должна проводить оценку через запланированные интервалы времени и при наличии существенных изменений.
При возникновении разрушительного инцидента, после инцидента организация должна провести анализ и записать результаты выполненных действий в соответствии с СМНБ.
-
9.2 Внутренний аудит
Организация должна проводить внутренний аудит через запланированные интервалы времени для предоставления информации о:
-
a) соответствии СМНБ
-
1) собственным требованиям организации;
-
2) требованиям настоящего стандарта;
-
b) результативности функционирования и поддержания в рабочем состоянии СМНБ. Организация должна:
-
– запланировать, установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) аудита, которая должна включать частоту проведения аудита, его методы, распределение ответственности, требования к планированию и отчетам. Программа(ы) аудита должна учитывать важность проверяемых процессов и результаты предыдущих аудитов;
-
– для каждого аудита определить критерии и область применения;
-
– назначить аудиторов и обеспечить объективность и беспристрастность процесса аудита;
-
– обеспечить информирование руководства о результатах аудита;
-
– сохранять записи как свидетельство выполнения программы аудита и результаты аудита.
Программа аудита, в том числе все графики работы, должна быть основана на результатах оценки риска для видов деятельности организации, а также результатах предыдущих аудитов. Процедуры аудита должны охватывать область применения, частоту проведения, методологию и компетентность, а также распределение ответственности и требования к проведению аудита и отчетам.
Руководство, ответственное за проверяемые области деятельности, должно обеспечить выполнение всех необходимых исправлений и корректирующих действий без излишней отсрочки для устранения обнаруженных несоответствий и их причин. Последующие действия должны включать верификацию предпринятых мер и отчет о результатах верификации.
-
9.3 Анализ со стороны руководства
Высшее руководство должно проводить анализ СМНБ организации через запланированные интервалы времени для обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности.
Анализ со стороны руководства должен включать рассмотрение:
-
a) состояния выполнения действий по результатам предыдущих анализов;
-
b) изменения внешних и внутренних факторов, влияющих на систему менеджмента непрерывности бизнеса;
-
c) информации о функционировании СМНБ, в том числе о
-
1) несоответствиях и корректирующих действиях;
-
2) результатах оценки мониторинга и измерений;
-
3) результатах аудита;
-
d) возможностей для постоянного улучшения.
Анализ со стороны руководства должен рассматривать функционирование организации, включая:
-
– действия, рекомендованные по результатам предыдущих анализов;
-
– необходимость изменений СМНБ, включая политику и цели;
-
– возможности для постоянного улучшения;
-
– результаты аудитов и анализов СМНБ, в том числе ключевых поставщиков и партнеров в соответствующих случаях;
-методы, продукцию или процедуры, которые могут быть использованы в организации для постоянного улучшения функционирования и результативности СМНБ;
-
– состояние корректирующих действий;
-
– результаты учений и тестирований;
-
– риски или проблемы, которые не были должным образом рассмотрены во время предыдущих оценок риска;
-
– все изменения, которые могут повлиять на СМНБ, как внутренние, так и внешние по отношению к области применения СМНБ;
-
– адекватность политики;
-
– рекомендации по постоянному улучшению;
-
– полученный опыт и действия, связанные с разрушительным инцидентом;
-
– современные надлежащую практику и рекомендации.
Результаты анализа со стороны руководства должны включать в себя решения, связанные с возможностями постоянного улучшения и необходимостью изменений в СМНБ, в том числе относящиеся к;
-
a) изменениям в области применения СМНБ;
-
b) постоянному улучшению результативности СМНБ;
-
c) обновлению оценки риска, анализа воздействия на бизнес, планов непрерывности бизнеса и связанных с ними процедур;
-
d) изменению процедур, методов и средств управления для реагирования на внутренние и внешние события, которые могут оказать влияние на СМНБ, включая изменения:
-
1) требований к бизнесу и работе;
-
2) требований к снижению риска и безопасности;
-
3) условий работы и процессов;
-
4) юридических и нормативных требований;
-
5) договорных обязательств;
-
6) уровней риска и/или критериев принятия риска;
-
7) потребностей в ресурсах;
-
8) финансовых и бюджетных требований;
-
e) способам измерений результативности методов и средств управления.
Организация должна сохранять документацию в качестве свидетельств результатов анализа со стороны руководства.
Организация должна:
-
– сообщать результаты анализа со стороны руководства важным заинтересованным сторонам;
• выполнять необходимые действия в соответствии с этими результатами.
10 Постоянное улучшение
-
10.1 Несоответствие и корректирующие действия
При возникновении несоответствий, организация должна:
-
a) идентифицировать несоответствия;
-
b) реагировать на несоответствия и, в зависимости от ситуации;
-
1) применять контроль и исправление несоответствия,
-
2) устранять последствия несоответствий;
-
c) оценивать необходимость действий по устранению причин несоответствия, для того, чтобы оно не повторялось и не происходило в другом месте, посредством
-
1) анализа несоответствия,
-
2) определения причин возникновения несоответствий,
-
3) определения наличия возможности возникновения похожих несоответствий,
-
4) определения необходимости принятия корректирующих действий для предотвращения возникновения несоответствий в другом месте,
-
5) определения и осуществления необходимых корректирующих действий.
-
6) анализа эффективности принятых корректирующих мер,
-
7) внесения изменений в СМНБ при необходимости;
-
d) осуществить все необходимые действия;
-
e) проанализировать результативность принятых корректирующих действий;
-
f) при необходимости внести изменения в СМНБ.
Корректирующие действия должны соответствовать последствиям выявленных несоответствий. Организация должна сохранять документацию о
-
– характере несоответствий и всех предпринятых действиях,
-
– результатах корректирующих действий.
-
10.2 Постоянное улучшение
Организация должна постоянно улучшать пригодность, адекватность и результативность СМНБ.
Примечание – Организация может использовать процессы СМНБ, такие как лидерство, планирование и оценку функционирования в качестве основы для постоянного улучшения
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов Великобритании, указанных в библиографии настоящего стандарта, ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
Таблица ДА 1
Обозначение ссылочного международного стандарта |
Степень соответствия |
Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
ИСО 9001:2008 |
IDT |
ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества Требования |
ИСО 14001:2004 |
IDT |
ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента Требования и руководство по применению |
ИСО 19011:2011 |
IDT |
ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента |
ИСО/МЭК 20000-1:2005 |
IDT |
ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1-2010 Информационная технология. Менеджмент услуг. Часть 1. Спецификация |
ИСО 22300:2012 |
– |
А |
ISO/PAS 22399:2007 |
IDT |
ГОСТ Р 53647.4-2011/ISO/PAS 22399:2007 Менеджмент непрерывности бизнеса Руководящие указания по обеспечению готовности к инцидентам и непрерывности деятельности |
ИСО/МЭК 24762:2008 |
– |
« |
ИСО/МЭК 27001:2005 |
IDT |
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования |
ИСО/МЭК 27031:2011 |
IDT |
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27031-2012 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Руководство по готовности информационно-коммуникационных технологий к обеспечению непрерывности бизнеса |
ИСО 31000:2009 |
IDT |
ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство |
ИСО/МЭК 31010:2009 |
IDT |
ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска Методы оценки риска |
Руководство ИСО 73:2009 |
IDT |
ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения |
BS 25999-1:2006 |
IDT |
ГОСТ Р 53647.1-2009 Менеджмент непрерывности бизнеса Часть 1. Практическое руководство |
Окончание таблицы ДА. 1
Обозначение ссылочного международного стандарта |
Степень соответствия |
Обозначение и наименование соответствующего национального стандарта |
BS 25999-2:2007 |
IDT |
ГОСТ Р 53647.2-2009 Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 2. Требования |
* Соответствующий национальный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного международного стандарта Перевод данного международного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Примечание — В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов: IDT—идентичные стандарты. |
Библиография
-
[1] ISO 9001 Quality management systems — Requirements
-
[2] ISO 14001 Environmental management systems — Requirements with guidance for use
-
[3] ISO 19011 Guidelines for auditing management systems
-
[4] ISO/IEC 20000-1 Information Technology — Service Management
-
[5] ISO 22300 Societal security — Terminology
-
[6] ISO/PAS 22399 Societal security — Guideline for incident preparedness and operational continuity management
-
[7] ISO/IEC 24762 Information technology — Security techniques — Guidelines for Information and communications technology disaster recovery services
[8J ISO/IEC 27001 Information Security Management Systems
-
[9] ISO/IEC 27031 Information technology — Security techniques — Guidelines for information and communication technology readiness for business continuity
-
[10] ISO 31000 Risk Management — Principles and Guidelines
-
[11] ISO/IEC 31010 Risk management — Risk assessment techniques
-
[12] ISO Guide 73 Risk management — Vocabulary
-
[13] BS 25999-1 Business continuity management — Code of practice, British Standards Institution (BSI)
-
[14] BS 25999-2 Business continuity management — Specification, British Standards Institution (BSI)
-
[15] SI 24001 Security and continuity management systems — Requirements and guidance for use, Standards Institution of Israel
-
[16] NFPA 1600 Standard on disaster/emergency management and business continuity programs. National Fire Protection Association (USA)
-
[17] Business Continuity Plan Drafting Guideline. Ministry of Economy. Trade and Industry (Japan), 2005
-
[18] Business Continuity Guideline, Central Disaster Management Council, Cabinet Office, Government of Japan, 2005
-
[19] ANSI/ASIS SPC.1, Organizational Resilience: Security. Preparedness, and Continuity Management Systems — Requirements with Guidance for Use
-
[20] SS 540.2008 Singapore Standard for Business Continuity Management
[21 ] ANSI/ASIS/BSI BCM 01. Business Continuity Management Systems: Requirements with Guidance for Use
УДК 658.562.014:006.354
ОКС 29.020;
91.120.40
Т59
Ключевые слова: контроль, риск, непрерывность бизнеса, цели, ресурсы, компетентность, политика, планирование, менеджмент непрерывности бизнеса, система менеджмента непрерывности бизнеса, результативность, аудит, лидерство, улучшение, восстановление
Подписано в печать 24.03.2015 Формат 60×84%.
Усл. печ. л. 3,26. Тираж 35 экз. Зак. 1414 Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
ФГУП <СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4.