ГОСТ Р ИСО 6311-93
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ.
НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ СРЕЗУ
МАТЕРИАЛА НАКЛАДОК
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 73 «Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия»
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22.02.93 № 51
Настоящий стандарт подготовлен на основе применения аутентичного текста международного стандарта ИСО 6311-80 «Дорожный транспорт. Тормозные накладки. Сопротивление срезу материала накладок. Методика испытаний»
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 область применения. 1 2 символы и единицы измерения. 1 3 определения. 2 4 образцы и условия испытания. 2 5 оборудование. 2 6 метод испытания. 3 7 протокол испытания. 3 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ. НАКЛАДКИ ТОРМОЗНЫЕ
Метод определения сопротивления срезу материала накладок
Road vehicles. Brake linings. Internal shear strength of lining material. Test procedure
Дата введения 1994-01-01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает метод определения сопротивления срезу материала тормозных накладок и распространяется на тормозные накладки дискового и барабанного тормозов автотранспортных средств.
2 СИМВОЛЫ И ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Обозначение |
Символ |
Единица измерения |
Сопротивление срезу |
τ |
МПа |
Сила среза |
F |
Н |
Площадь под напряжением |
А |
мм2 |
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
3.1 Сопротивление срезу – отношение силы среза к площади, находящейся под напряжением.
3.2 Сила среза – сила, направленная вертикально на накладку барабанного или дискового тормозов, которая вызывает срез накладки.
4 ОБРАЗЦЫ И УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЯ
От каждой партии отбирают не менее пяти накладок. Из каждого изделия вырезают плоский образец длиной l (20,0 ± 0,1) мм, шириной b(20,0 ± 0,1) мм и толщиной h(5,0 ± 0,1) или (10,0 ± 0,1) мм.
Образец подвергают срезу в плоскости, параллельной плоскости или поверхности напряжения при нормальных условиях работы накладки в тормозе.
5 ОБОРУДОВАНИЕ
Машина для испытания на растяжение или сжатие, оснащенная прибором для испытания на срез (рисунок 1).
1 – образец, 2, 3 – ножи, 4 – тела качения; 5 – корпус
Рисунок 1 – Принципиальная схема прибора для проведения испытания на срез
Машина должна обеспечивать и измерять необходимую нагрузку при срезе и должна быть снабжена указательной стрелкой или записывающим устройством.
Интенсивность подачи нагрузки регулируется так, чтобы нагрузка составляла (4500 ± 500) Н/с. Нагрузка должна регулироваться так, чтобы мгновенная величина была (4500 ± 2250) Н/с при силе среза более 5000 Н.
Примечание – При использовании машины для испытания на растяжение или сжатие с гидравлическим приводом измеряют ход плунжера без нагрузки. Скорость движения плунжера (мм/с) зависит от типа испытательной машины.
Прибор для испытания на срез состоит из двух блоков (ножей), скользящих относительно друг друга, при этом трение блоков в приборе должно быть минимальным, а расстояние между блоками не должно превышать 0,1 мм.
Конструкция прибора должна предусматривать измерение силы, которая в дальнейшем используется для определения погрешности при расчете прилагаемой нагрузки.
Для фиксации образца в блоках предусмотрены канавки. Образец должен заходить в канавки так, чтобы избежать смещения при нагрузке.
Сила среза должна проходить через центр зажима и образца параллельно направляющей с допуском 0,1 на длине 100 мм.
6 МЕТОД ИСПЫТАНИЯ
Помещают образец в прибор и непрерывно подают возрастающую нагрузку в направлении, параллельном действующей силе при нормальных условиях работы накладки в тормозе.
Нагрузка подается плавно, степень ее увеличения указана в разделе 5.
Примечание – Испытание проводят до разрушения материала образца.
7 ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЯ
Протокол испытания должен содержать:
обозначение тормозной накладки;
наименование предприятия-изготовителя;
тип, номер и размер образца;
обозначение настоящего стандарта;
шифр композиции;
среднее арифметическое результатов пяти определений нагрузки в ньютонах;
максимальную нагрузку в ньютонах;
площадь под напряжением в квадратных миллиметрах.
Ключевые слова: стандарт государственный, транспорт дорожный, накладки тормозные, сопротивление срезу, метод испытания