ГОСТ Р ИСО 6312-93
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ. НАКЛАДКА
С КОЛОДКОЙ В СБОРЕ ДИСКОВЫХ
И БАРАБАННЫХ ТОРМОЗОВ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ
СДВИГУ НАКЛАДКИ ОТНОСИТЕЛЬНО КОЛОДКИ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 73 «Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия»
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22.02.93 № 51
Настоящий стандарт подготовлен на основе применения аутентичного текста международного стандарта ИСО 6312-81 «Дорожный транспорт. Тормозные накладки. Сопротивление сдвигу накладки дискового и барабанного тормоза в сборе с колодкой. Методы испытаний»
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1 область применения. 1 2 символы и единицы измерения. 2 3 определение. 2 4 отбор и подготовка образцов. 2 5 оборудование. 2 6 метод испытания. 3 7 вычисление прочности при сдвиге. 4 8 протокол испытания. 4 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ. НАКЛАДКА С КОЛОДКОЙ В СБОРЕ
ДИСКОВЫХ И БАРАБАННЫХ ТОРМОЗОВ
Метод определения сопротивления сдвигу накладки относительно колодки
Road vehicles. Brake linings. Shear strength of disc brake pag
and drum brake shoe assemblies. Test procedure
Датавведения 1994-01-01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт устанавливает метод определения сопротивления сдвигу накладки относительно колодки и оценку адгезии между материалом тормозной накладки и металлической колодкой.
Стандарт распространяется на приформованные или приклеенные накладки с колодками в сборе дисковых и барабанных тормозов для автотранспортных средств.
В стандарте сопротивление сдвигу накладки относительно колодки характеризуется напряжением, возникающим во время торможения на плоскости соединения фрикционной накладки с металлической колодкой.
Указания по средней скорости нагружения и рекомендации по мгновенной интенсивности приложения нагрузки составлены с учетом практики и основаны на оценке используемого оборудования.
2 СИМВОЛЫ И ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Обозначение |
Символ |
Единица измерения |
Сила сдвига |
F |
Н |
Площадь под напряжением |
А |
мм2 |
Сопротивление сдвигу |
τ |
МПа |
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Сопротивление сдвигу – отношение нагрузки, вызывающей сдвиг, к площади, находящейся под напряжением.
4 ОТБОР И ПОДГОТОВКА ОБРАЗЦОВ
От каждой партии изделий отбирают не менее пяти накладок. Испытанию подвергают накладку с колодкой в сборе или часть поверхности накладки, т.е. образец.
Поверхность образца должна быть шлифованной и соответствовать требованиям нормативно-технической документации изделия.
При испытании части накладки ее обрезают со всех сторон до опоры (колодки), оставляя только испытуемую поверхность.
5 ОБОРУДОВАНИЕ
5.1 Машина для испытания на растяжение или сжатие, оснащенная устройством для испытания на сдвиг, снабженным прибором для измерения нагрузки в момент сдвига.
Интенсивность подачи нагрузки регулируется так, чтобы нагрузка составляла (4500 ± 500) Н/с.
Нагрузка должна регулироваться так, чтобы мгновенная величина была (4500 ± 2250) Н/с при силе сдвига более 5000 Н.
Примечание – При использовании приборов для испытания на растяжение или сжатие с гидравлическим приводом измеряют ход плунжера без нагрузки. Скорость движения плунжера (мм/с) зависит от типа испытательной машины.
5.2 Крепление (рисунки 1 и 2).
Для проведения испытания на сдвиг образец должен быть надежно закреплен. Крепление должно быть рассчитано с учетом рекомендаций 5.2.1 и 5.2 2.
5.2.1 Накладка с колодкой в сборе барабанного тормоза. Крепление должно быть рассчитано так, чтобы штамп при сдвиге соприкасался с накладкой по всей длине с зазором (1,0 ± 0,2) мм между его срезающей кромкой и плоскостью соединения накладки с металлической колодкой.
Нагрузка, действующая на штамп, должна быть направлена параллельно плоскости сдвига накладки.
Колодка должна иметь надежное крепление для обеспечения равномерной нагрузки по всей длине образца накладки.
5.2.2 Накладка с колодкой в сборе дискового тормоза. Крепление должно быть рассчитано так, чтобы:
задняя сторона колодки была параллельна срезающей плоскости штампа; штамп при сдвиге соприкасался с накладкой с зазором (1,0 ± 0,1) мм между его срезающей кромкой и плоскостью соединения накладки с металлической колодкой; контур штампа должен полностью совпадать с контуром накладки в месте контактирования;
штамп соприкасался по всей длине образца, а его режущая плоскость была параллельна плоскости соединения накладки с металлической колодкой;
сторона колодки, на которую действует нагрузка, опирался на жесткую опору, толщина которой должна быть равна толщине колодки;
для воспроизведения рабочих условий при испытании накладка с колодкой в сборе прижималась к опоре задней стороной колодки давлением 0,5 МПа (рисунок 2, сила N);
нагрузка прилагалась так, чтобы силы трения не оказывали влияния на результат измерения силы сдвига.
1 – центр осевого давления плунжера; 2 – накладка с колодкой в сборе; 3 – опора колодки; 4 – нижняя часть испытательного прибора; 5 – штамп (верхняя часть испытательного прибора)
Рисунок 1 – Принципиальная схема крепления накладки барабанного тормоза
1 – опора задней стороны колодки; 2 – накладка с колодкой в сборе; 3 – прижимное устройство; 4 – штамп (плунжер)
Рисунок 2 – Принципиальная схема крепления накладки дискового тормоза
6 МЕТОД ИСПЫТАНИЯ
Испытания проводят при комнатной температуре. Если измерение сопротивления сдвигу проводят при повышенной температуре, то образец нагревают до нужной температуры в течение 30 минут и испытание проводят сразу после прекращения нагревания.
Закрепляют накладку с колодкой в сборе и проверяют правильность ее установки в соответствии с 5.2.
Увеличивают плавно нагрузку в соответствии с 5.1 до разрушения.
Записывают нагрузку (F), при которой наступает разрушение накладки, и описывают модель сдвига в соответствии с рисунком 3.
1 – металлическая колодка; 2 – слой покрытия; 3 – адгезионный слой; 4 – тормозная накладка; 1′ – полное разрушение материала накладки; 2′ – незначительное разрушение внутри материала накладки (глубиной не менее 0,51 мм); 3′ – нарушение адгезии между накладкой и слоем клея; 4′ – нарушение когезии внутри слоя клея; 5′ – нарушение адгезии между слоем клея и покрытием колодки; 6′ – нарушение когезии внутри покрытия колодки; 7′ – нарушение адгезии (чистый металл) между металлическим носителем и покрытием или между металлическим покрытием и адгезией, если нет покрытия
Рисунок 3 – Модель сдвига тормозной накладки
7 ВЫЧИСЛЕНИЕ ПРОЧНОСТИ ПРИ СДВИГЕ
Прочность при сдвиге (τ) в мегапаскалях (МПа) вычисляют по формуле
Площадь образца А вычисляют по его геометрическим размерам.
За результат испытания принимают среднее арифметическое результатов пяти определений.
8 ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЯ
Протокол испытания должен содержать:
обозначение накладок дискового и барабанного тормозов;
наименование предприятия-изготовителя;
обозначение настоящего стандарта;
шифр композиции;
среднее, минимальное и максимальное значения сопротивления сдвигу;
описание модели сдвига с обозначением цифрами в соответствии с рисунком 3;
условия испытания и причины отклонений от нормальных условий испытания.
Ключевые слова: стандарт государственный, транспорт дорожный, накладки тормозные, сопротивление сдвигу, тормоза барабанные и дисковые, метод испытания