ГОСТ Р МЭК 730-2-4-94
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМАТИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ УСТРОЙСТВА БЫТОВОГО И АНАЛОГИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВАМ ТЕПЛОВОЙ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЕЙ МОТОР-КОМПРЕССОРОВ ГЕРМЕТИЧНОГО И ПОЛУГЕРМЕТИЧНОГО ТИПОВ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
Издание официальное
БЗ 11-97
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
Предисловие
-
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 19 «Бытовые электроприборы»
-
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 23 февраля 1994 г. № 38
-
3 Стандарт содержит полный аутентичный текст МЭК 730—2—4—89 «Автоматические электрические управляющие устройства бытового и аналогичного назначения. Часть 2. Частные требования к устройствам тепловой защиты двигателей герметичных и полугерметичных мотор-компрессоров»
-
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© ИПК Издательство стандартов, 1998
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
Содержание
-
1 Область применения
-
2 Определения
-
3 Общие требования
-
4 Общие положения, относящиеся к испытаниям
-
6 Классификация
-
7 Информация
-
8 Защита от поражения электрическим током
-
9 Заземление
-
10 Зажимы и соединения
-
11 Требования к конструкции
-
12 Влагостойкость
-
13 Сопротивление изоляции и электрическая прочность
-
16 Климатические воздействия
-
17 Износостойкость
-
18 Механическая прочность
-
19 Винты и соединения
-
20 Пути утечки, воздушные зазоры и расстояния по изоляции
-
21 Теплостойкость, огнестойкость и стойкость к образованию токоведущих мостиков……
-
22 Стойкость к коррозии
-
23 Подавление радиопомех
-
24 Комплектующие изделия
Приложение А Стойкость маркировки к истиранию
Приложение В Измерение путей утечки и воздушных зазоров
Приложение F Категории тепло- и огнестойкости
Приложение G Испытания на тепло- и огнестойкость
Приложение J Требования к управляющим устройствам с терморезисторами
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 27570.8—88 (МЭК 335—2—34—80) Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Дополнительные требования к мотор-компрессорам и методы испытаний
ГОСТ Р МЭК 730—1—94 Автоматические электрические управляющие устройства бытового и аналогичного назначения. Общие требования и методы испытаний
ГОСТ Р 5О339.О—92 (МЭК 269—1—86) Низковольтные плавкие предохранители. Общие требования
ГОСТ Р 50339.3—92 (МЭК 269—3—87) Низковольтные плавкие предохранители. Часть 3. Дополнительные требования к плавким предохранителям бытового и аналогичного назначения
ГОСТ Р МЭК 730-2-4-94
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ И
АВТОМАТИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ
УСТРОЙСТВА БЫТОВОГО И АНАЛОГИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Дополнительные требования к устройствам тепловой запилы двигателей мотор-компрессоров герметичного и полугерметичного типов и методы испытаний
Automatic electrical controls for house-hold and similar use.
Particular requirements for thermal motor protectors for motor-compressors of hermetic and semi-hermetic type and test methods
Дата введения 1995—01—01
Настоящий стандарт устанавливает нормы, правила и методы испытаний, которые дополняют, изменяют или исключают соответствующие нормы, правила и методы испытаний, изложенные в разделах и (или) пунктах ГОСТ Р МЭК 730—1.
Номера пунктов настоящего стандарта, которые дополняют пункты ГОСТ Р МЭК 730—1, начинаются с цифр 101.
Стандарт применяют совместное ГОСТ Р МЭК 730—1, кроме разделов 5, 14, 15, 25, 26, 27 и приложений С, Е, Н.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
Требования к методам испытаний выделены курсивом.
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
-
1.1 Замена пункта
Настоящий стандарт применяют с целью оценить соответствие устройств тепловой зашиты двигателей для закрытых (герметичных или полугерметичных) мотор-компрессоров требованиям ГОСТ Р МЭК 730-1.
Примечания
-
1 Устройства тепловой защиты двигателя, входящие в область распространения настошсго стандарта, являются неотъемлемой частью двигателя: их свойства зависят от правильного монтаж и крепления в или на двигателе; они могут быть полностью испытаны только в сочетании с соотвстствующимцвигатслсм.
-
2 Требования, касающиеся испытаний комплекса «двигатель + устройство тепловой заивты двигателя», даны в ГОСТ 27570.8.
-
1.1.1 Замена пункта
Настоящий стандарт устанавливает требования к безопасности устройств тепловой защиты двигателей, к рабочим характеристикам, рабочему времени и последовательности срабатывания для тех случаев, когда это связано с безопасностью оборудования, а также к методам испытаний устройств тепловой защиты двигателей, используемых в или на закрытых (герметичных или полугерметичных) мотор-компрессорах.
Настоящий стандарт распространяется на устройства тепловой зашиты двигателей для мотор-компрессоров. входящие в область распространения ГОСТ 27570.8.
Примечание — В настоящем стандарте термин «оборудование» означает «прибор и оборудование».
-
1.1.2 Замена пункта
Настоящий стандарт не распространяется на другие средства зашиты двигателей.
-
1.1.3 Замена пункта
Настоящий стандарт не распространяется на ручные устройства для размыкания цепи.
Издание официальное
-
1.2 Замена пункта
Настоящий стандарт распространяется на устройства тепловой зашиты двигателей, предназначенные для использования с электродвигателями на номинальное напряжение не более 660 Вис номинальной выходной мощностью не более 11 кВт.
-
1.3 Настоящий стандарт не принимает во внимание величину управления автоматического управляющего устройства, если она зависит от способа монтажа устройства в оборудовании. В случаях, когда эта величина значительна с точки зрения зашиты потребителя или окружающей среды, она должна быть указана в соответствующем стандарте на бытовое оборудование или установлена изготовителем.
2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Определения — по ГОСТ Р МЭК 730—1 со следующим дополнением.
2.6 Определение типов автоматического действия управляющих устройств в соответствии с процедурой испытаний
-
2.6.101 Действие типа 3 — автоматическое действие, для которого надежность рабочих характеристик может быть оценена только измерениями, проведенными на защищенном мотор-компрес-соре.
2.13 Разные определения
-
2.13.101 Закрытый мотор-компрессор (герметичного или полугерметичного типа) — механический компрессор, состоящий из компрессора и двигателя, размешенных в одном корпусе без наружных закрытых связывающих осей; двигатель при этом работает непосредственно в охлажденной атмосфере. Кожух может быть сварным или паяным (герметичный мотор-компрессор), или кожух может быть выполнен с использованием одного или нескольких сальников в местах соединений (полугерметичный мотор-компрессор).
3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Общие требования — по ГОСТ Р МЭК 730—1.
4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ИСПЫТАНИЯМ
Общие положения, относящиеся к испытаниям, — по ГОСТ Р МЭК 730—1, кроме 4.3.1.1; 4.3.1.2; 4.3.2.
6 КЛАССИФИКАЦИЯ
Классификация — по ГОСТ Р МЭК 730—1, кроме 6.4.1, со следующими изменениями и дополнениями.
-
6.4 В соответствии с особенностями автоматического действия
-
6.4.2 Замена пункта
-
Действие типа 3.
-
6.4.3 Замена пункта
Действие типа 3 классифицируют в соответствии с одной или несколькими конструктивными или функциональными особенностями.
Примечания
-
1 Классификацию применяют, только если в декларации даны определенные указания и к«да соответствующие испытания закончены.
-
2 Действие, имеющее несколько особенностей, может быть классифицировано с использовнисм комбинации соответствующих букв, например действие типа 3CL.
-
3 Ручные действия настоящим пунктом не классифицируют.
-
6.4.3.1 Свободен.
-
6.4.3.2 Замена пункта
Микроотключение при работе (тип ЗВ).
-
6.4.3.3 Замена пункта
Микропрерывание при работе (тип ЗС).
-
6.4.3.4 Свободен.
-
6.4.3.5 Свободен.
-
6.4.3.6 Свободен.
-
6.4.3.7 Свободен.
-
6.4.3.8 Замена пункта
Механизм со свободным расцеплением, в котором нельзя помешать размыканию контактов и который может быть автоматически возвращен в положение «замкнуто» после восстановления безопасных рабочих условий путем удержания средств повторного включения в положении «повторное включение» (тип ЗН).
-
6.4.3.101 Классификация устройств тепловой зашиты двигателя в соответствии с конструктивными и функциональными особенностями:
без самовозврата (тип З.В.Н);
с самовозвратом (тип З.С).
-
6.101 В соответствии с ограничениями возможностей при коротком замыкании, если они даны в декларации (таблица 7.2, требование 101) в виде ограничений значений тока, напряжения, размеров предохранителя и специальных требований к предохранителю, при необходимости.
Примечания
-
1 Подробности испытания для оценки ограничений при коротком замыкании приведены в17.1.
-
2 Не все конструкции устройств могут выдерживать ток короткого замыкания, не вызывая оасности пожара. Очевидно, что короткое замыкание само по себе не обязательно приведет к пожар при использовании незашишенного двигателя, так как цепь будет отключена от источника питания срабатшанием сетевого устройства зашиты от токовой перегрузки. Но если в части поврежденной цепи имеется усройство тепловой зашиты, возгорание может произойти при возникновении дуги, когда это устройство нахолтся в состоянии, близком к замыканию. Такое состояние возможно и обычно возникает до того, как сстсвосустройство защиты от токовой перегрузки разомкнет цепь. Испытания по 17.1 проводят с целью оценить рабоу устройства тепловой защиты двигателя в этих условиях.
7 ИНФОРМАЦИЯ
Информация — по ГОСТ Р МЭК 730—1 со следующим изменением.
7.2.6 Замена пункта
Для устройств тепловой зашиты двигателей герметичных мотор-компрессоров должна быть представлена информация в соответствии с таблицей 7.2.
Таблица 7.2
Информация |
Раздел или пункт настоящего стандарта |
Метод подачи информации |
1 Наименование изготовителя или торговая марка2» |
С |
|
2 Описание типичного представителя »»• 2» |
С |
|
6 Цель устройства |
4.3.5; 6.3 |
X |
7 Тип нагрузки, контролируемой каждой цепью7» |
6.2; 14; 17 |
X |
30 Сравнительный индекс стойкости к образованию токоведушш |
||
мостиков используемых изоляционных материалов |
6.13 |
X |
31 Способ монтажа устройства управления |
К |
X |
31а Способ заземления устройства |
7.4.3; 9 |
D |
43 Характеристики возврата в исходное положение для действш |
||
«отключение»3» |
6.4; 11.4 |
X |
49 Контроль условий загрязнения |
6.5.3 |
X |
51 Категория тепло- и огнестойкости |
21 |
X |
101 Ограничения способности выдерживать короткое замыкание (есл1 |
||
заявлено) |
6.101; 17.1 |
X |
Окончание таблицы 7.2
Информация |
Раздел или пункт настоящего стандарта |
Метод подачи информации |
|
102 Особенности автоматических действий10,) |
6.4 |
X |
|
Сноску 3> изложить в новой редакции: «3> Изготовителем может быть указана более низкая температура окружающей среды, чем дана в 11.4.102) Дополнить сноской 101 *: «,01) Устройства тепловой защиты двигателей классифицируют как устройства с действием типов З.В.Е и З.С» |
8 ЗАЩИТА ОТ ПОРАЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ
Защита от поражения электрическим током — по ГОСТ Р МЭК 730—1.
9 ЗАЗЕМЛЕНИЕ
Заземление — по ГОСТ Р МЭК 730—1.
10 ЗАЖИМЫ И СОЕДИНЕНИЯ
Зажимы и соединения — по ГОСТ Р МЭК 730—1, кроме 10.1, со следующим дополнением.
-
10.2 Зажимы и соединения для внутренних проводов
Дополнить примечанием:
«Примечание — В настоящем стандарте внутренние провода считают неотъемлемой частью уст ройства*.
И ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ
Требования к конструкции — по ГОСТ Р МЭК 730—1 со следующими изменениями и дополнениями.
-
11.3.4 Настройка, осуществляемая изготовителем
Дополнить примечанием:
«Примечание— Использование заливочных масс, блокирующих гаек и т.п. считают приемлемым для этой цели способом».
-
11.4 Действия
-
11.4.101 Действие типа З.В.Н следует выполнять так, чтобы были обеспечены требования к электрической прочности, установленные для кратковременного отключения.
Соответствие требованиям проверяют испытаниями по разделу 13 и оценкой соответс твия необходимым требованиям раздела 20.
-
11.4.102 Действие типа З.В.Н должно быть сконструировано так, чтобы нельзя было предотвратить размыкание контактов и чтобы можно было их автоматически возвратить в исходное положение путем удержания средств повторного включения в положении «повторное включение». Устройство не должно автоматически повторно включаться, если температура окружающей среды при испытании выше минус 5 ’С.
Проверку соответствия требованиям проводят осмотром и, при необходимости, испыт анием без приложения усилия к органу управления.
-
11.4.103 Действие типа З.С следует выполнять так, чтобы прерывание цепи производилось путем кратковременного отключения.
Проверку соответствия требованию проводят оценкой выполнения требований раздела 20.
12 ВЛАГОСТОЙКОСТЬ
Влагостойкость — по ГОСТ Р МЭК 730—1.
13 СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗОЛЯЦИИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ
Сопротивление изоляции и электрическая прочность — по ГОСТ Р МЭК 730—1 со следующим дополнением.
Дополнить примечаниями:
«Примечания
-
1 На результат испытания по разделу 13 может оказывать влияние способ монтажа устройева тепловой зашиты в оборудовании.
-
2 Если появляется сомнение, что результат испытания по разделу 13 на отдельном обраас будет соответствовать результату, полученному, когда устройство тепловой зашиты смонтровано в оборудовании, испытание проводят в оборудовании».
16 КЛИМАТИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Климатические воздействия — по ГОСТ Р МЭК 730—1, кроме 16.3 и 16.4.
17 ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ
Примечание — Требования к износостойкости для устройств тепловой зашиты мотор-ком прессе ров содержатся в 19.3 (ненормальная работа) ГОСТ 27570.8.
-
17.1 Пределы по коротким замыканиям, которые могут выдерживать устройства тепловой защиты, классифицированные по 6.101
Устройства тепловой защиты двигателей, классифицированные по 6.101, не должны приводить к опасности, когда их подвергают воздействию тока, соответствующего току короткого замыкания мотор-компрессора.
Примечание — Требования к настоящим испытаниям находятся на рассмотрении.
Три образца испытывают в соответствии в таблицей 17.1.
Устройство тепловой защиты монтируют и подключают в соответствии с декларацией. Монтаж может быть произведен на компрессоре ши на его соответствующей части.
Устройство защиты подключают последовательно с соответствующим предохранителе м. Предохранитель должен быть стандартным предохранителем для бытового применения в соответ ствии с ГОСТ Р 50339.0 и ГОСТ Р 50339.3. Предохранитель должен быть рассчитан на номинальное напря женив компрессора. Он должен иметь достаточно высокую характеристику по току, чтобы были возможны пуск и работа при всех условиях эксплуатации любого компрессора, для которог о это испытание применимо.
Таблица 17.1 — Предельная способность выдерживать короткое замыкание
Номинальный ток нагрузки мотор-компрессора, А, для указанных напряжений, В |
Допустимый ток п, А |
|||||
100-120 |
200-208 |
220-250 |
277 |
440-480 |
550-600 |
|
Однофазный двигатель |
||||||
5 9,8 |
5 5,4 |
5 4.9 |
_ |
_ |
_ |
200 |
9,9-16,0 |
5,5—8,8 |
5.0—8.0 |
<6,65 |
— |
— |
1000 |
16.1-34,0 |
8,9-18,6 |
8,1-17.1 |
— |
— |
— |
2000 |
34,1 -80.0 |
18.7-44,0 |
17,1-40,0 |
— |
— |
3500 |
|
> 80.0 |
> 44,0 |
> 40,0 |
>6,65 |
5000 |
Окончание таблицы 17.1
Номинальный ток нагрузки мотор-компрессора. А. для указанных напряжений. В |
Допустимый ток Ч А |
|||||
100-120 |
200-208 |
220-250 |
277 |
440-480 |
550-600 |
|
Трехфазный двигатель |
||||||
_ |
5 2.12 |
5 2.0 |
_ |
_ |
_ |
200 |
— |
2,13-3,7 |
2,1-3.5 |
— |
< 1.8 |
5 1.4 |
1000 |
— |
3.8—9.5 |
3,6—9.0 |
— |
_ |
_ |
2000 |
9,6-23.3 |
9,1-22.0 |
— |
— |
3500 |
||
>23.3 |
> 22,0 |
> 1.8 |
> 1.4 |
5000 |
||
Симметричный синусоидальный ток. который протекает в цепи без подсоединенного устройства теплово! |
||||||
защиты двигателя и при коэффициенте мощности от 0.9 до 1,0 |
В трехфазном двигателе устройство тепловой защиты, подключенное к общей точке соединенного звездой двигателя, нет необходимости испытывать на предельное короткое замыкание, поскольку ток, протекающий через устройство защиты, ограничен собственным сопротивлением двигателя.
Устройство тепловой защиты, размещенное внутри кожуха закрытого мотор-компрессора, нет необходимости испытывать на предельное короткое замыкание, так как кожух мотор-компрессора является достаточной преградой.
Провода, используемые при проведении настоящего испытания, должны иметь допустимую нагрузку тока в амперах, равную 125 % номинального тока нагрузки в мотор-компрессоре.
-
17.1.1 Случай, когда мотор-компрессор использован в цепи с предохранителем, имеющим номи -нальную характеристику «время — ток», указанную в таблице 7.2, требование 101
Устройство защиты подключают последовательно с предохранителем, имеющим номинале ный ток, равный 225 % номинального тока нагрузки для компрессора с номинальной мощностью не более 400 кВ ■ А. Используют предохранитель ближайшего стандартного размера, имеющий значение ток а не больше указанного (225 %). Устройство защиты можно испытывать с предохранителем, имеющим более низкое значение тока.
Примечания
-
1 При запуске мотор-компрессора и работе в оборудовании, для которого он предназначн. предохранитель не должен перегорать.
-
2 Если расчетный ток предохранителя менее 15 А, а номинальное напряжение компрсссораот 151 до 600 В или это многофазный компрессор, то используют предохранитель на 15 А. Если расчетшй ток предохрангпеля менее 20 А, а номинальное напряжение мотор-компрессора не более 150 В (анофазный), то используют предохранитель на 20 А.
-
3 Если устройство тепловой зашиты с самовозвратом, то желательно, чтобы в процессе эого испытания оно совершило цикл. Испытание продолжают до тех пор. пока устройство зашиты не разожнет цепь надолго или пока нс перегорит предохранитель. Допускается контактная сварка или разборка устрйства зашиты.
-
4 Не должно быть возгорания хирургической ваты, которой изолирован кожух снаружи в сотвстствии с инструкцией изготовителя и в которую вмонтировано устройство тепловой зашнтыжожух не должен быть деформирован или поврежден до такой степени, чтобы он больше не мог служить зашитой в удовиях проведения настоящего испытания.
-
5 По согласованию с изготовителем допускается проводить испытание при более высоюм напряжении или с использованием предохранителя, имеющего более высокое значение тока по сравнсяю с указанным выше. Результат такого испытания распространяется на более низкие напряжения и токи.
-
17.1.2 Случай, когда двигатель использован в комплектной сборке
Примечание — Устройства тепловой зашиты допускается применять в двигателях, которые исполь зуются в комплектной сборке (установке с несколькими двигателями и комбинированном нагрузочным оборудованием), на цепях с предохранителями, имеющими более высокое значение тока посравнению с указанным в 17.1.
-
17.1.2.1 Если изготовителем заявлено, что оборудование предназначено для встраивания в уст а-новку с объединенными предохранителями, проводят следующее дополнительное испыта ние.
Устройство тепловой защиты испытывают, подключив последовательно предохранитель с заявленными характеристиками, значение тока которого выше, чем указано для испытания п о 17.1.1. Методика испытания — по 17.1, но при этом вместо хирургической ваты используют слой от беленного хлопчатобумажного сетчатого материала (марли), которым покрывают снаружи кожух ус тройства защиты. Следует использовать марлю, поверхностная плотность которой составляет от 26 до 28 м2/кг, а переплетение от 13 до 11 нитей на 1 см2 (или наиболее близкий по таким показателям материал, имеющийся в продаже).
Примечания
-
1 Испытание на предельное короткое замыкание проводят с целью проверить, что устрой<гво тепловой зашиты, являющееся дополнительным источником нагрева от тока двигателя, не влияет на внешнюю безопасность выходящего из строя двигателя.
-
2 Для установок с объединенными предохранителями использование испытательной нет считают стишком жестким условием. Для частичной компенсации этого в качестве индикатора наржного пламени применяют марлю (кисею) вместо гигроскопической ваты, которую используют в двнгатсл с предохранителем, имеющим специальные характеристики, указанные в таблице 7.2. требование 101.
-
3 Установки с объединенными предохранителями обычно состоят из нескольких двигатаей и комбинированного нагрузочного оборудования, оснащенных кожухом, способным выдержать водсйствие пламени и расплавленных материалов, в то время как во время данного испытания двигатель испольуют с единственным кожухом. Предварительным условием пригодности устройства зашиты для установок с объединенными предохранителями является подтверждение того, что оно может выполнять роль обычного грсдохранитсля при испытаниях с гигроскопической ватой. Установки с объединенными предохранителямиобычно содержат относительно небольшие двигатели, такие как используемые с вентиляторами или воздуодувками. Обмотки этих двигателей изготовлены из проводников малых размеров, которые имеют тенденцию еижать значение тока короткого замыкания по сравнению с предельными значениями максимальной мошноти. используемой для проведения испытания.
-
4 Таким образом, испытание установок с объединенными предохранителями проводят пр наибольшей мощности и с использованием предохранителей, имеющих более высокое значение тока, пр годное для экстремальных условий, которые могут возникнуть при испытании. Когда при создании эксрсмальных условий используют еше и марлю в качестве индикатора воспламенения, то можно применить измаенную методику, в соответствии с которой необходимо провести ряд испытаний в широком диапазоне юшностсй.
18 МЕХАНИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ
Механическая прочность — по ГОСТ Р МЭК 730—1 со следующими дополнениями.
18.1.3.101 Устройства тепловой защиты двигателя, размещаемые внутри кожуха закрытого мотор-компрессора. должны быть спроектированы и сконструированы так. чтобы они выдерживали давление, создаваемое при эксплуатации.
-
18.1.3.101.1 Соответствие требованию проверяют испытанием, подвергая два образца воздействию давления, указанного в 21.101 ГОСТ 27570.8 для испытаний кожуха мотор-компрессора. При этом не должно быть:
-
1) деформаций, изгиба, кручения или коробления корпуса устройства защиты, определив мых внешний осмотром;
-
2) коротких замыканий на корпус внутренних токопроводящих частей устройства защиты;
-
3) нарушений электрической целостности между выводами устройства защиты.
-
18.1.3.101.2 Как альтернатива, по согласованию с изготовителем, испытания по 18.1.3.101.1 могут быть проведены при давлении, равном 60 % испытательного давления, указанного в 18.1. 3.101.1, при условии, что устройство защиты соответствует требованиям к испытанию по 18.1.3.10 1.4 и следующим требованиям.
По окончании испытания внешним осмотром проверяют отсутствие структурных поврежден ий, которые могут привести к нарушению требований к путям утечки и воздушным зазорам.
-
18.1.3.101.3 Средой для создания испытательного давления может быть любая безопасная жид • кость, например вода. Испытуемый образец помещают в резервуар, заполненный испытат ельной жидкостью, чтобы удалить воздух. Резервуар подключают к гидравлической системе и нос тепенно повышают значение давления до необходимого значения, которое потом поддерживают в течение 1 мин.
-
18.1.3.101.4 Перед испытанием на давление по 18.1.3.101.2 и после него измеряют температуру включения и выключения устройства защиты. Разница измеренных температур не должна быть ниже 5 К или 5 %в зависимости от того, что больше. Из двух значений наибольшим должно быть зна чение температуры, измеренной перед испытанием давлением.
Измерение температуры проводят на образце, установленном в духовом шкафу с принуд ительной циркуляцией воздуха (скорость воздуха не менее 0,5 м/с) при полном отсутствии изучен ия. Температуру измеряют термопарами, прикрепленными к устройству защиты или расположенными на воздухе в непосредственной близости от испытуемого устройства защиты. Индикатором включе ния и отключения защитного устройства служит маломощная неразрывная сигнальная цепь, ток в которо й не влияет на работу устройства. Значениями температуры включения и выключения считают средн ие арифметические значения, полученные в результате двух испытаний.
Перед измерением температуры включения и выключения все части устройства выдержав ают при температуре примерно на 11 К выше температуры включения и на 11 К ниже температуры в ыключения до достижения установившегося состояния. Затем температуру повышают или понижаю т со скоростью не более 0,5 К/мин до срабатывания устройства.
Примечания
-
1 По согласованию между испытательной лабораторией и изготовителем может быть провдено градуировочное испытание на другом оборудовании.
-
2 По согласованию между испытательной лабораторией и изготовителем испытания морт быть проведены при более высоком испытательном давлении.
19 ВИНТЫ И СОЕДИНЕНИЯ
Винты и соединения — по ГОСТ Р МЭК 730—1.
20 ПУТИ УТЕЧКИ, ВОЗДУШНЫЕ ЗАЗОРЫ И РАССТОЯНИЯ ПО ИЗОЛЯЦИИ
Пути утечки, воздушные зазоры и расстояния по изоляции — по ГОСТ Р МЭК 730—1 со следующими изменениями и дополнениями.
20.3 Замена пункта
Значения путей утечки и воздушных зазоров не должны быть меньше значений, указанных в
-
20.3.1 и 20.3.2.
-
20.3.1 Дополнить примечаниями:
«Примечания
-
1 В устройстве тепловой зашиты двигателя, монтируемом снаружи корпуса закрытогомотор-компрсс-сора. значения путей утечки и воздушных зазоров нс должны быть меньше половины значсвй. указанных в таблице 20.3.101 и примечаниях к таблице.
-
2 В устройстве тепловой зашиты двигателя, монтируемом внутри корпуса закрытого ютор-компрессора, значения путей утечки и воздушных зазоров не должны быть меньше половины значений, укаанных в таблице 20.3.1, причем для путей утечки допускается значение 2.4 мм вместо указанного в таблиц значения 6.4 мм.
Таблица 20.3.101 — Пути утечки и воздушные зазоры для устройств тепловой зашиты двигателей, монтируемых снаружи закрытого корпуса мотор-компрсссора
Номинальные характеристики мотор-компрессора |
Расстояния, мм. которые необходимо выдерживать между токоведущими частями различной полярности и вдоль основной ИЗОЛЯЦИИ |
|||
В А |
В |
Воздушный зазор. мм |
Пути утечк» |
1 к корпусу |
0-2000 |
0-300 |
3.2 |
6.4 |
6.4 |
301-660 |
9,5 |
12.7 |
12.7 |
|
Более 2000 |
0-150 |
3.2 |
6.4 |
12.7 |
150-300 |
6.4 |
9.5 |
12.7 |
|
301-660 |
9,5 |
12,7 |
12.7 |
Примечания
-
1 Значения из таблицы 20.3.101 нс применяют к обычным двигателям.
-
2 Вольт-амперная характеристика выбрана на основе обшей номинальной нагрузки в вольтамперах. которой подвергается устройство зашиты. В настоящем стандарте пути утечки и воздуивые зазоры установлены, исходя из максимального значения тока при номинальной нагрузке и маркированного нминального напряжения мотор-компрессора, однако иногда эти значения необходимо увеличить, основывясь на действительном значении нагрузки, которое контролируется устройством зашиты.
-
3 Значения воздушных зазоров и путей утечки «к корпусу» не применяют между устройства тепловой защиты и отдельными электрическими корпусами мотор-компрсссора. если такие корпусы находятся в пределах наружного кожуха или камеры, где размешен мотор-компрессор.
-
4 Для цепей с напряжением нс более 300 В пути утечки для изолированных стеклом зажимов «гут быть равны 3.2 мм. когда в таблице 20.3.101 указано 6.4 мм. и 6.4 мм. когда в таблице указано 9,5мм. Эго не применимо, если поверх стеклянной изоляции на клеммную колодку нанесена антикоррозвнная зашита.
-
5 Пути утечки и воздушные зазоры между зажимами проводов различной полярности или меду зажимом проводов и заземленной металлической частью нс должны быть менее 6.4 мм; но если выпавшя из этого зажима одна из жил провода нс может привести к замыканию или заземлению зажима, то этирасстояния выбирают по таблице 20.3.101. Это относится к зажимам, которые подключают при обслуяовании. но нс к заводской проводке.
-
6 Изоляционные прокладки или перегородки из вулканизированного волокна или аналолчного материала. используемые там. где при их отсутствии расстояния будут меньше допустимых, ложны иметь толщину не менее 0.8 мм и должны быть так расположены или изготовлены из такого материала, чтбы не могли быть сильно повреждены электрической дугой.
-
7 Допускается использовать прокладки или перегородки из вулканизированного волока толщиной нс менее 0.4 мм. если сочетающийся с ними воздушный зазор нс менее 50 % номинально допустимго воздушного зазора. Изоляционный материал, имеющий толщину меньше указанной, может быть испольован. если исследованиями доказана возможность его применения для конкретного случая.
20.101 Требования к путям утечки и воздушным зазорам не применимы ни между однополярными токоведущими частями устройства защиты (включая последовательно соединенные с ним нагреватели, при их наличии), которые могут располагаться на стороне, противоположной точкам контакта, ни к зазору между контактами.
Примечания
-
1 Эго исключение не применяют к путям утечки и воздушным зазорам от токоведуших часей к заземленным или доступным частям.
-
2 Среду внутри кожуха герметичного или полугерметичного мотор-ко мп рессора рассматрвают как герметизированную среду.
21 ТЕПЛОСТОЙКОСТЬ, ОГНЕСТОЙКОСТЬ И СТОЙКОСТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ ТОКОВЕДУЩИХ МОСТИКОВ
Теплостойкость, огнестойкость и стойкость к образованию токоведущих мостиков —по ГОСТ Р МЭК 730-1.
22 СТОЙКОСТЬ К КОРРОЗИИ
Стойкость к коррозии — по ГОСТ Р МЭК 730—1.
23 ПОДАВЛЕНИЕ РАДИОПОМЕХ
Подавление радиопомех — по ГОСТ Р МЭК 730—1.
24 КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ИЗДЕЛИЯ
Комплектующие изделия — по ГОСТ Р МЭК 730—1.
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное)
Стойкость маркировки к истиранию — по ГОСТ Р МЭК 730—1.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)
Измерение путей утечки и воздушных зазоров — по ГОСТ Р МЭК 730—1.
ПРИЛОЖЕНИЕ F
(справочное)
Категории тепло- и огнестойкости — по ГОСТ Р МЭК 730—1.
ПРИЛОЖЕНИЕ G
(обязательное)
Испытания на тепло- и огнестойкость — по ГОСТ Р МЭК 730—1.
ПРИЛОЖЕНИЕ J
(обязательное)
Требования к управляющим устройствам с терморезисторами — по ГОСТ Р МЭК 730—1.
УДК 621.3.002.5 : 006.354 Е75
Ключевые слова: стандартизация, автоматические электрические управляющие устройства, нормы, правила, методы испытаний
Редактор Л. В. Афанасенко Технический редактор О.Н. Власова Корректор Н.Л. Шнайдер Компьютерная верстка ЕН Мартемьяновой
Изл. лиц. №021007 от 10.08.95. Слано в набор 10.12.97. Подписано в печать 26.03.98. Усл. печ. л. 1,86. Уч.опа. л. 1,30. Тираж 244 экз. С/Д 2799. Зак. 539.
ИПК Издательство стандартов 107076, Москва, Колодезный пер., 14. Набрано в Издательстве на ПЭВМ
Филиал ИПК Издательство стандартов — тип. “Московский печатник**, Москва, Лялин пер., 6. Плр№ 080102